Татарстанские фермеры в один голос заявляют, что нужно усилить борьбу с суррогатной продукцией, и отмечают, что существенной проблемой в отрасли является отсутствие рынка сбыта. Кроме того, сложности возникают с покупкой земли и с наймом сотрудников в районах. Эти и другие вопросы были подняты в рамках очередного бизнес-бранча «Реального времени», посвященного тенденциям и перспективам бизнеса в сфере сельского хозяйства.
Нужно искать рынки сбыта
За круглым столом интернет-газеты «Реальное время», организованным совместно с министерством экономики РТ, собрались представители малого бизнеса и фермеры, а также представители государственной власти. Одним из основных стал вопрос реализации продукции. Как оказалось, с поиском рынка сбыта сложности возникают как в пчеловодстве, так и в производстве молочной и мясной продукции.
По словам директора «ТД «Пчелопром» Рустема Гилязова, рынок сбыта меда в Татарстане и в целом в России очень ограничен. Это связано с низкой культурой потребления продукта, а также с китайскими конкурентами, которые предлагают товар по цене в 5-6 раз ниже. Секрет низкой цены предпринимателей из Поднебесной прост: они закупают мед в том же Татарстане или Башкирии, уже в Китае разбавляют его, фасуют и отправляют обратно в Россию. Таким образом, если натуральный мед стоит по 300-400 рублей, то китайский можно купить за 50 рублей.
По словам Рустема Гилязова, рынок сбыта меда в Татарстане и в целом в России очень ограничен
О проблеме реализации продукта также говорят учредитель КФХ «Белоглазова» Алена Белоглазова, производящая молочную продукцию, генеральный директор ООО «Источник здоровья» Айрат Абдрафеев, чья компания занимается переработкой молока, фермер Мурат Сиразин, поставляющий мясо, и другие участники рынка.
В частности, спрос на натуральный фермерский продукт невысок. «Понимаете, по какому принципу меня с крупными производителями сравнивают: у остальных же не портится, почему у вас портится? Выходит, у меня плохой продукт, потому что молоко в плюс 30 испортилось», — говорит Белоглазова.
Участники бизнес-бранча предложили создать отдельные точки с льготными условиями для предпринимателей, где станет возможной продажа именно натуральной продукции. По словам Мурата Сиразина, Рустам Минниханов дал указание создать 80 таких зон для фермеров: «А их сделали 16 и на тех же рынках, где рядом с нами стоят «перекупы».
Вторым вариантом могло бы стать создание отдельных магазинов сельскохозяйственной продукции частных производителей. Такой пример показал Эрик Куралов, представляющий сеть мясных магазинов «Татарское подворье». Однако и этот формат сталкивается с трудностями.
Эрик Куралов: «Рядом с рынком просто встают «газельки» с мясом и продают со стола, несертифицированное, без справок. Естественно, оно дешевле»
— У нас магазин находится в торговых рядах в Ново-Савиновском районе. Там есть своя ветеринарная служба, которая проверяет нашу продукцию, но рядом с рынком просто встают «газельки» с мясом и продают со стола, несертифицированное, без справок. Естественно, оно дешевле. Мы вынуждены снижать цену.
Фальсификат vs. независимая лаборатория
Вопрос о рынках сбыта был плотно увязан с борьбой с фальсификатом. Алена Белоглазова посетовала, что ей звонят покупатели с жалобами на некачественный продукт. На деле оказывается, что под ее маркой продают другие производители. По словам предпринимателя, ей пришлось потратиться на фирменную упаковку, чтобы покупатель смог отличить оригинальный продукт от суррогата.
— Вы, наверно, знаете, что Роспотребнадзор объявил, что 80% сыров и творогов в России – это суррогат. Но я думаю, что эта цифра несколько занижена. Судя по нашим рынкам, мы с лаишевским товарищем постоянно на Чеховском рынке это ощущаем, цифра составляет где-то 95%. Практически сюда идут: Иваново, Тула, Нижний Новгород, Пермь, — продолжил Сиразин.
Предприниматели сошлись во мнении, что для проверки качества продукции требуется независимая лаборатория, которая на выходе давала бы потребителям информацию о продукте.
Алена Белоглазова: «Роспотребнадзор объявил, что 80% сыров и творогов в России – это суррогат. Но я думаю, что эта цифра несколько занижена»
— Я считаю, что у нас есть законодательные нормы, позволяющие бороться с фальсификатом. Но не хватает независимой лаборатории. На текущий момент я не доверяю всем тем лабораториям, что есть в Татарстане. У нас в принципе нет возможности отследить. Помимо пальмового масла, говоря о молочной переработке, вы прекрасно знаете, что можно добавить в молоко, чтобы оно не кисло, чтобы кефир и йогурт не отслаивался, чтобы он был термостабилен. Мы заложники массовости. Крупные производители точно так же хулиганят со всеми этими производствами, — говорит Белоглазова.
«Мы плодим семиных!»
Еще одна не менее важная проблема связана с покупкой земельного участка. После оформления всех документов участок выставляется на аукцион. Здесь находятся сразу несколько игроков. По словам спикеров, с 1 марта 2015 года по всей России были отменены аукционы на землю, но в Татарстане они до сих пор действуют.
— Я почему сейчас не могу землю свою оформить? Мне говорят: «Мурат, ты только сейчас объявишь [аукцион, — прим. ред.], сразу же придут бандиты, скажут, мол, плати нам, тогда мы с аукциона сойдем. Если не хочешь, то назло тебе выкупим». Мы еще больше плодим в Татарстане семиных! Хотя прокурор Нафиков 13 марта сделал Госсовету предписание немедленно привести законодательство в соответствие с российским, — говорит Сиразин.
Мурат Сиразин: «Я почему сейчас не могу землю свою оформить? Мне говорят: «Мурат, ты только сейчас объявишь, сразу же придут бандиты, скажут, мол, плати нам, тогда мы с аукциона сойдем»
Белоглазова добавила, что уже три года не может оформить все документы на землю, при этом расходы на ее содержание ложатся на компанию, а вот прав на нее она практически не имеет. Таким образом, было предложено, во-первых, отменить аукцион, во-вторых, отдавать участок не в частную собственность, а в пользование, и в-третьих, упросить порядок оформления земельных участков.
В целом Белоглазова озвучила главную просьбу фермеров: нужна стабильная политика государства по отношению к рынку сельского хозяйства и антимонопольная политика.
«Не зря мы проводим сейчас круглый стол»
По словам руководителя ГКУ «Центр реализации программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства РТ» Дилюса Шавалиева, сельское хозяйство – одна из приоритетных отраслей развития экономики, поэтому министерство экономики во всех программах уделяет поддержке именно сельхозпроизводителей, сельхозпереработчиков особое внимание.
— Отрасли сельского хозяйства мы должны помогать в объеме не менее 30% финансирования программ. По факту же получается, что на первом этапе помощь фермерам оказывается на объем порядка 40% по «Лизинг-гранту». На втором этапе порядка 45% средств направлено на развитие сельского хозяйства, — рассказал он.
В частности, оказалось, что один из участников бизнес-бранча Айрат Абдрафеев уже получил господдержку в форме субсидии по программе «Лизинг-грант».
Дилюс Шавалиев (справа): «К сожалению, некоторые общественные организации выступают против точечной финансовой поддержки от министерства экономики. Для меня это слышать удивительно, поскольку они все-таки представляют предпринимателей»
— К сожалению, некоторые общественные организации выступают против точечной финансовой поддержки от министерства экономики. Для меня это слышать удивительно, поскольку они все-таки представляют предпринимателей. Здесь сказали, что на селе работают одни энтузиасты. Я считаю, что сельскому хозяйству действительно очень тяжело развиваться на местах: это проблема кадров, с землей… Хотя, судя по программе «Лизинг-грант», мы выслушали порядка 270 проектов, и все предприниматели говорили только позитивные вещи: что у них все хорошо, проект развивается, рынки сбыта есть, все замечательно, вот тут только чуть-чуть не хватает. Не зря мы проводим сейчас круглый стол, изнутри узнали о проблемах, которые есть, — подчеркнул Шавалиев.
18 млрд на поддержку фермерам
О трудностях финансирования в беседе сказал фермер Рамис Сахапов из Азнакаевского района. Он рассказал, что, столкнувшись с проблемой низких закупочных цен на молоко у переработчиков молока, несколько фермеров его района, включая его, решили построить собственное молокоперерабатывающее предприятие. Однако фермеры столкнулись с нехваткой средств: им дополнительно требуется 7,5 миллиона.
Рамис Сахапов рассказал, что, столкнувшись с проблемой низких закупочных цен на молоко, несколько фермеров решили построить собственное молокоперерабатывающее предприятие
Марсель Махмутов, начальник отдела финансирования министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, рассказал, что в текущем году на господдержку сельского хозяйства было выделено 18 млрд рублей, в том числе чуть более 11 млрд — из федерального бюджета.
Не видит проблем в получении средств и заместитель управляющего Россельхозбанка. По словам Романа Семенихина, в первой половине года был некий застой, во второй половине участники рынка увидели, что ситуация стабилизировалась. «Сейчас мы видим некий бум в кредитовании. Понятно, что некоторые банки, возможно, ужесточили требования, и в связи с этим у нас произошел некий всплеск, но мы особых проблем не видим».
В завершение бизнес-бранча Дилюс Шавалиев заметил, что подобные встречи проводить нужно, так как многие проблемы он слышит сейчас впервые. Он согласился, что нужно дать сельхозпроизводителям рынки сбыта. «Рынки сбыта – это действительно та нужная поддержка, которая должна оказываться государством», — отметил он.
По его словам, все проблемы следует обсуждать не в частном порядке, а организованно. Поэтому он предложил сельхозпроизводителям давать свои предложения совместно, чтобы был виден масштаб проблемы.
Полную расшифровку беседы читайте в ближайшее время на сайте «Реального времени». Видео с бизнес-бранча можно посмотреть здесь.
© Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича