AgroNews публикует доклад Министра сельского хозяйства РФ Е.Б.Скрынник на расширенном заседании коллегии МСХ 30 марта 2009 г. «Об итогах работы агропромышленного и лесохозяйственного комплекса в 2008 году, задачах по его дальнейшему развитию с учетом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы».
Уважаемые коллеги!
Говоря об итогах прошлого года, отмечу главное: в 2008 году обеспечено дальнейшее развитие агропромышленного комплекса страны. И я хотела бы поблагодарить за проделанную работу всех, кто внес свой вклад в достижение этих результатов.
Переходя к задачам на 2009 год, подчеркну, что нам придется работать в условиях финансово-экономического кризиса. Но и в этой ситуации мы должны сохранить заданные темпы развития отрасли.
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев и Правительство во главе с Владимиром Владимировичем Путиным идут навстречу запросам труженикам агропромышленного комплекса. И это нашло свое отражение в новом Антикризисном плане, разработанном Правительством Российской Федерации.
Практически все разделы Программы антикризисных мер на 2009 год имеют отношение к сельскому хозяйству и усилению социальной защищенности граждан, проживающих в сельских территориях. В отдельный блок выделены меры, непосредственно направленные на поддержку АПК страны.
Антикризисная программа Правительства предусматривает следующие системные меры поддержки сельского хозяйства:
- обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли,
- защита внутренних рынков,
- стимулирование производства и экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции,
- государственная поддержка системообразующих предприятий,
- стимулирование инвестиционной активности в отрасли.
Приведу конкретные примеры. Объем бюджетной поддержки сельского хозяйства на этот год увеличен более чем в полтора раза (со 115 млрд. руб.– до 182,8 млрд. руб. с учетом взносов в уставный капитал «Россельхозбанка» и «Росагролизинга»).
В том числе, дополнительно выделено 17 млрд. руб. на субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам в размере 80% ставки рефинансирования и 100% по кредитам, полученным на развитие мясного и молочного животноводства.
Напомню, что общий объем субсидирования процентных ставок в этом году составит более 62 млрд. рублей.
В уставный капитал «Россельхозбанка» направлено 45 млрд. руб. на кредитование сельхозорганизаций, включая проведение закупочных зерновых интервенций. На 25 млрд. руб. увеличен уставный капитал «Росагролизинга» для поставки отечественной сельскохозяйственной техники. Одновременно отмечу, что с начала этого года изменены условия федерального лизинга. Теперь авансовый платеж производится через год после получения предмета лизинга, а текущие платежи – через 18 месяцев. При этом срок лизинга увеличен до 15 лет.
«Россельхозбанк» и «Росагролизинг» являются опорными финансовыми институтами развития отрасли. Перед ними ставятся новые задачи, которые будут включены в контрольные показатели реализации Государственной программы.
Хотела бы отметить, что Министерство приступило к перечислению бюджетных средств в регионы в рамках подписанных соглашений с субъектами Российской Федерации на 2009 год. На сегодняшний день перечислено 6 млрд. 700 млн. рублей.
Правительством Российской Федерации перед Министерством сельского хозяйства поставлены следующие задачи:
- повысить эффективность использования бюджетных средств, направляемых в отрасль,
- усилить контроль за их целевым использованием, а также
- обеспечить доступность и эффективность кредитования в агропромышленном комплексе.
С этой целью Министерство совместно с регионами приступило к созданию общероссийского реестра сельхозтоваропроизводителей, получающих государственную поддержку. Приказ мною подписан.
И это первая мера, которая должна обеспечить контроль и реально повысить эффективность использования бюджетных субсидий, направляемых в сельское хозяйство.
Для нас принципиально важно совместно с регионами в кратчайшие сроки подготовить реестр бюджетополучателей, а также выработать единые критерии контроля и оценки эффективности использования средств государственной поддержки, направляемых в отрасль.
Особо подчеркну необходимость выполнения всех обязательств по вопросам социального развития села, а также повышения качества жизни в сельских территориях. Реализация федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» будет продолжена.
Стратегически важным государственным вопросом для нас является обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. В стране должен поддерживаться необходимый баланс производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Главное - мы должны снизить нашу зависимость от импорта, прежде всего по молоку и мясу. Поэтому приоритетным направлением нашей работы в ближайшей перспективе будет развитие животноводства, наращивание собственного производства молока и мяса в стране.
Как первоочередная мера в решении данного вопроса в 2009 году будут дофинансированы все незавершенные инвестиционные проекты в секторе животноводства на общую сумму 74 млрд. руб. Такая задача поставлена Правительством и она будет выполнена.
Ввод данных объектов позволит дополнительно произвести в ближайшие два года более 1 млн. 300 тыс. тонн молока и 1 млн. 200 тыс. тонн мяса.
Наряду с развитием мегаферм в текущем году Министерство приступает к реализации новой отраслевой программы по созданию семейных животноводческих молочных ферм.
Типовые семейные фермы на 100 голов будут создаваться в районах, как единый комплекс для производства, переработки и поставки молочных продуктов для населения, что одновременно позволит решить вопрос занятости и закрепления молодежи на селе. В этом году пилотные проекты будут осуществляться в 5-ти регионах – это Белгородская, Ленинградская, Липецкая, Тамбовская области и Республика Мордовия.
Сегодня мы подписали с данными субъектами Российской Федерации соглашения о реализации первого этапа программы, который предусматривает строительство 50-ти семейных ферм в 2009 году. К 2011 году будет введено 300 таких объектов.
В антикризисной программе Правительства поставлена задача по снижению уровня инфляции в экономике страны. Для этого нам необходимо развивать внутреннее производство, обеспечивать необходимую защиту отечественных товаропроизводителей. Этот вопрос является крайне актуальным для предприятий, работающих в агропромышленном комплексе.
Министерством сельского хозяйства совместно с нашими коллегами из других ведомств предпринимаются все необходимые меры для защиты внутреннего рынка страны. Назову некоторые из них:
- на 2009 год Правительством снижена квота на импорт мяса птицы до 962 тыс. тонн, увеличены внеквотные ставки пошлин на ввоз мяса домашней птицы и свинины,
- введена сезонная пошлина на импорт сахара-сырца сроком на 5 месяцев,
- повышена нижняя граница ввозной таможенной пошлины на сахар – сырец со 140 до 165 долл. США за тонну,
- увеличена ставка ввозной таможенной пошлины на сухое молоко,
- государство поддерживает спрос на зерно через проведение закупочных интервенций.
- проводится постоянный мониторинг ситуации с импортом всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия для принятия оперативных мер, обеспечивающих защиту интересов отечественных производителей и потребителей.
В 2009 году Министерством будет продолжена активная работа по подготовке предложений в законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечивающую контроль за формированием справедливых цен на основные виды сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для населения. В основу принимаемых решений должны быть заложены общепринятые в мировой практике рыночные механизмы регулирования.
Это позволит обеспечить справедливый уровень цен на продовольственные товары и одновременно создаст условия для поддержания устойчивой рентабельности сельскохозяйственного производства.
Следующее важное направление нашей работы – это обеспечение агропромышленного комплекса специалистами с высшим специальным образованием.
Сельскому хозяйству требуются профессионалы нового типа, владеющие современными высокоэффективными технологиями, умением организовать производство. Вузы должны принимать более активное участие в проведении научных исследований, продвижении инновационных ресурсосберегающих технологий в сельхозпроизводство, реализации отраслевых целевых программ в регионах.
Главным критерием по оценке эффективности работы аграрных вузов должен стать процент трудоустройства их выпускников по специальности на селе. От этого показателя будет зависеть финансирование вузов за счет бюджета Министерства сельского хозяйства.
Замечу в этой связи, что Министерство планирует проведение конкурса между аграрными вузами для создания на их базе демонстрационных площадок, лучшие из которых будут оснащены при содействии Росагролизинга и Россельхозбанка новейшей сельскохозяйственной техникой.
Министерством совместно с «Россельхозбанком» готовится программа по предоставлению целевых кредитов на обучение для студентов на срок 10 лет без залога под 11% годовых.
Также планируется перевести около 12 тыс. студентов с платного обучения на бюджетные места.
Еще одно направление, которое требует серьезного внимания, - это нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса. В текущем году предстоит принять такие принципиально важные документы, как:
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации,
- Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
- Предполагается внести некоторые изменения в Закон «О развитии сельского хозяйства».
Крайне актуален весь круг вопросов, связанных с правовым регулированием земельных отношений. Министерство ведет активную работу по внесению изменений в Земельный кодекс, закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит использовать такие земли в качестве залога для получения кредитов. Земля – это главный инвестиционный актив всего агропромышленного комплекса страны.
Надеюсь на совместную эффективную работу в этом направлении с коллегами из федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации.
И в заключение - о весенне-полевых работах.
Подготовка к посевной ведется в нормальном режиме. Хозяйства обеспечены семенами, удобрениями, горюче-смазочными материалами, техникой и другими ресурсами.
С целью снижения цен на услуги естественных монополий Министерством проработан вопрос о создании государственной топливной компании, обеспечивающей поставку горюче-смазочные материалов сельхозпроизводителям по низким межсезонным ценам. Рассчитываем, что данная компания начнет активную работу уже в этом году.
Также актуален вопрос поддержания плодородия почв и возвращения в оборот пашни и земель сельхозназначения. Соответствующая федеральная целевая программа нами реализуется и будет продолжена в 2009 году.
В последние годы мы стали одной из ведущих стран-экспортеров зерна. С начала текущего сельскохозяйственного года то есть с 1 июля, уже экспортировано 15 млн. тонн зерна. Прогнозируемый объем экспортных поставок зерна составит 18 - 19 млн. тонн, что позволит России укрепить свое присутствие на мировом рынке зерна. Мы будем расширять поставки зерна по линии гуманитарной помощи и связанным кредитам.
В своем выступлении я остановилась на основных задачах, которые стоят перед Министерством в 2009 году.
Но прежде чем закончить свой доклад, хотелось бы осветить еще один важный вопрос, касающийся цен на зерно в рамках государственных закупочных интервенций.
Впервые данные цены объявляются сегодня, на этой коллегии.
Приказом Министерства сельского хозяйства №110 от 27 марта утверждены следующие минимальные уровни цен для проведения закупочных интервенций зерна урожая 2009 года:
По Центральному, Южному, Приволжскому, Северо-Западному федеральным округам:
- пшеница третьего класса – 5 тысяч 500 рублей за тонну,
- пшеница четвертого класса – 4 тысяч 900 рублей за тонну,
- рожь продовольственная – 3 тысячи 900 рублей за тонну.
По Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному федеральным округам и Оренбургской области – соответственно:
- 6 тысяч, 4 тысячи 800 и 3 тысячи 900 рублей за тонну.
Министерство сельского хозяйства оставляет за собой право корректировать данный ценовой диапазон по мере изменения ситуации на внутреннем и мировом рынках.
Спасибо за внимание.
"Крестьянские ведомости" http://www.agronews.ru
Школьная задача по арифметике: 25 млрд. пойдёт Росагролизингу, 45+45+17=107 млрд. прямо или опосредовано пойдёт банкирам. 6,7 млрд. направляются в регионы. Не все эти 6,7 дойдут до крестьян. Вопрос как они смогут обеспечить продовольственную безопасность?
Уважаемый Тимофей, кажись прав. А продбезопасность обеспечать калькуляторами в кабинетах. Есть у Задорнова монолог: "Я не понимаю почему.......". Вот этих "я не понимаю" перечислить у селян хватило бы на целый день. На пример я не понимаю почему в начале 90-х годов (начало фермерства) деньги из бюджета крестьянам доходили, а сейчас только до банка. Придешь в банк сразу вопрос-залог имеется? Технику старше 5 лет не берем!,землю тоже- товар неликвидный , представ балланс положительный и оборот большой( если бы он был большой и с+,мне и кредит не нужен. Похоже пытаются лечением здоровых вылечить больных). И эти Я не понимаю .... слишком много. Да и сами знаете.