Владельцы крестьянско-фермерских хозяйств края не рискуют брать банковские кредиты на начало новой посевной компании, сообщает «Комсомольская правда на Алтае». А ведь всего через пару месяцев у всех хозяйств начнутся посевные работы, которые потребуют множества финансовых и человеческих ресурсов.
Внимая указаниям федерального правительства, на Алтае в этом сезоне решили дополнительно засеять 54 тысячи гектаров. Многие фермеры уже сейчас считают, будут трудности и с засевом ранее освоенных площадей, есть ли смысл брать на себя сейчас дополнительные обязательства? А в краевой администрации уверены, что деньги будут: финансовая поддержка регионального сельхозпроизводства составит в этом году 4 миллиарда рублей, причем три четверти из этой огромной суммы - средства федеральные и только одна четверть - деньги местной казны. Кстати, этот объем на 200 миллионов больше, чем в прошлом году. Получается, больше объем работ - больше затраты. А значит, «кризисных» денег, направленных именно на преодоление сложной ситуации, становится меньше?
Фермерские хозяйства тем временем денег не видят ни федеральных, ни своих. В прошлом году из-за засухи край потерял около трети урожая, да и оставшуюся часть удалось продать за совсем небольшие деньги. Во многих хозяйствах едва свели дебет с кредитом. Вдобавок компенсация за ГСМ, на которую так рассчитывали алтайские крестьяне, дошла до края только в декабре (вместо запланированного апреля-мая 2008-го).
Обещают помочь фермерам и банковскими кредитами: один только Россельхозбанк обещает выдать кредитами 2 миллиарда 225 миллионов рублей на посевную, но пока из этих денег хозяйства взяли только 800 миллионов, даже заявок на кредиты меньше, чем свободных денег. Специалисты говорят, что крестьяне настолько напуганы ситуацией, что не рискуют брать деньги в долг: ведь чем придется их отдавать, неизвестно.
«Мы все-таки добились получения этих 843 миллионов рублей, - комментирует председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов. - Кто-то рассчитался ими за кредиты, кто-то раздал долги по зарплате. Многие купили дизельное топливо, которое тогда стоило около десяти-одиннадцати рублей за литр. Конечно, многие хозяйства, приди эти средства вовремя, распределили бы их немного по-другому... Кстати, о ценах на ГСМ: на днях первый вице-премьер Правительства РФ пообещал, что цена на топливо, предназначенное для посевной, будет зафиксирована на отметке в 13 800 рублей за тонну. И именно по такой стоимости оно должно будет прийти и в Алтайский край».
С нового года у краевых хозяйственников еще одна проблема - подорожание тарифов на электроэнергию. Главы фермерских хозяйств Завьяловского района даже написали коллективное письмо в одно из краевых СМИ, отмечает «КП на Алтае».
«Нанесен сокрушительный удар по сельскохозяйственной экономике: к уровню предыдущего года тарифы на электроэнергию повышаются до 50 процентов. Более того, по поступившим счетам за январь с учетом оплаты части электроэнергии по нерегулируемым ценам фактически цена 1 киловатт-часа составляет от 4 до 5 рублей (как за литр молока), что почти вдвое выше прежнего...» - заявили фермеры.
Совершенно ясно, что высокие тарифы на электроэнергию могут нанести удар по животноводству региона, ведь все сложное технологическое оборудование работает, естественно, от розетки. Однако в верхах говорят, что решить эту проблему весьма непросто:
«Термин «заморозка» вызывает негативные ассоциации, - сказал губернатор Алтайского края на пресс-конференции в четверг, 12 марта. - Его мы применять не будем. Тема тарифного регулирования имеет масштаб федеральный. Региональная власть не может никаким «термическим» образом воздействовать на тарифы, иначе она понесет огромную экономическую ответственность. Да, проблемы в сельском хозяйстве есть, эта отрасль в принципе не может без них существовать. Но, тем не менее, сегодня можно ответственно заявить: мы сделаем все, чтобы наше крестьянство провело сев и хозяйственный год в целом на достойном уровне».
А тем временем, в Залесовском районе уже начали вырезать коров:
«Забили 25 голов, оплатили долг за электричество, - сокрушается руководитель местного хозяйства Василий Михалев. - Молоко выросло за минусом инфляции на 15 процентов, а ГСМ и электричество - в три раза - о чем мы говорим?»