Вы здесь

Второй Всероссийский съезд сельских кооперативов – о будущем сельских кооперативов

Перейти к полной версии/Вернуться

Аннотация. Приведена информация о ходе и принятой резолюции Второго Всероссийского съезда сельских кооперативов, на котором обсуждались такие темы, как перспективы развития кооперации на селе, особенности регулирования и контроля деятельности сельскохозяйственных кооперативов, вопросы построения системы государственного координации и саморегулирования их работы, законодательное обеспечение и государственная поддержка развития кооперации.

Ключевые слова: сельская, кооперация, Второй съезд кооператоров, регулирование, контроль, государственная поддержка, законодательное обеспечение деятельность кооперативов, опыт региональных кооперативных союзов.

The Second All-Russian Congress of Farm Cooperatives – about the Future of Farm Cooperatives

T.E. Marinchenko, scientist, N.V. Berezenko, senior staff scientist, O.V. Slin'ko, scientist (FGBNU "Rosinformagrotekh")

Summary. The article presents the information on the agenda and approved resolution of the Second All-Russian Congress of Farm Cooperatives, which discussed such topics as the development prospects of cooperation in rural areas, special features of regulation and control of farm cooperatives, the problems of creation of a state coordination system and self-regulation of their work, legislative and public support of their development.

Key words: rural, cooperation, the Second Congress of Cooperators, regulation, control, state support, legislative support of cooperative activity, experience of regional cooperative unions.

Второй Всероссийский съезд кооперативов прошел 3-4 апреля 2014 в Санкт-Петербурге, он отразил настроенность кооперативного сообщества на самоорганизацию, регулярную системную работу в сотрудничестве с федеральными и региональными органами государственной власти. Организаторами выступили Министерство сельского хозяйства РФ, правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Центрсоюз Российской Федерации, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России, ряд союзов и ассоциаций кооперативов России.

В работе съезда приняло участие более 800 делегатов из 77 субъектов Российской Федерации, в числе которых представители ассоциаций и союзов производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, Центральный банк Российской Федерации, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг» и других коммерческих структур, научных и образовательных учреждений, а также руководители и специалисты органов управления АПК субъектов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации. Приняла участие в деловой программе делегация нового субъекта Российской Федерации – республики Крым.

В первый день работы съезда состоялся круглый стол «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития кооперации на селе» под председательством статс-секретаря – заместителя Министра сельского хозяйства Российской А. В. Петрикова. В ходе его работы были рассмотрены вопросы, посвященные состоянию законодательной базы сельскохозяйственной кооперации, государственной поддержке малых форм хозяйствования и перспективам их кооперации, мерам поддержки сельскохозяйственных кооперативов в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг., поддержке малого и среднего предпринимательства в ряде мероприятий Минэномразвития России, роли ревизионных союзов.

Состоялись также секционные заседания по пяти направлениям:

​ кредитная кооперация: повышение доступности финансовых ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

​ сельскохозяйственная потребительская кооперация – основа развития сельских территорий;

​ сельскохозяйственная производственная кооперация (СПК): состояние и перспективы;

​ 142-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации;

​ участие молодежи в развитии сельской кооперации.

В ходе работы первой секции выработаны основные положения резолюции:сельскохозяйственные кредитные кооперативы (СПКК) играют важную роль в реализации Государственной программы; развитие СПКК сдерживается недостатком финансовых ресурсов; не в полной мере используется потенциал ревизионных союзов.

Во второй секции определились следующие главные тезисы резолюции:

сельскохозяйственная потребительская кооперация (СПоК) имеет значение для обеспечения устойчивого развития сельских территорий, но в настоящее время не занимает должного положения в инфраструктуре сельских поселений; действующая государственная программа, положительно оценивая значение СПоК, не содержит мер ее поддержки, за исключением возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам; разработанный по итогам Первого съезда проект Ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 гг.» предусматривающей предоставление грантов СПоК в настоящее время не утвержден.

Самые важные утверждения резолюции третьей секции: в настоящее время в деятельность сельскохозяйственной производственной кооперации (СПК) вовлечены 23 % всех сельскохозяйственных угодий страны; в их работе участвуют около миллиона работников или около 1/3 всех занятых в сельском хозяйстве. С учетом ассоциированных членов и связанных с СПК другими причинами граждан, зона влияния СПК охватывает около 4 миллионов граждан; СПК являются демократической формой ведения сельскохозяйственного производства, при котором членом кооператива может быть только гражданин, работающий в нем. При этом он является и сособственником СПК, с правом голоса на общем собрании. Это дает право всем участникам кооператива реализовывать свое право на участие в хозяйственной деятельности, на принятие управленческих решений и, в итоге, доводить интересы рядовых работников сельского хозяйства в экономической и социальной сфере до разных уровней государственной власти.

Основные тезисы пятой секции: создание системы сельскохозяйственной кооперации – вопрос социальной, политической и экономической важности; выход аграрного сектора на более высокий уровень развития предполагает широкое применение эффективных моделей кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей и агро-сервисных предприятий кооперативного типа; система сельскохозяйственных кооперативов и союзов обеспечивает занятость и повышение доходов в сельской местности, способствует повышению качества жизни, а значит и привлечению молодежи; актуальна необходимость проводить обучение молодых предпринимателей основам кооперации в условиях реализации образовательных программ в высших учебных заведениях и в рамках системы дополнительного профессионального образования.

Во второй день съезда прошло пленарное заседание, на котором было оглашено приветствие Председателя Правительства России Д. А. Медведева. В работе съезда принял участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. В. Дворкович.

Он отметил, что Правительство Российской Федерации уделяет внимание развитию агропромышленного комплекса России, одного из крупнейших в мире, а продовольственная безопасность страны является одним из приоритетов. Большую роль в этой работе играет сельскохозяйственная кооперация. Ведется системная работа, но не все меры поддержки работают в полной мере. Необходимо найти эффективные инструменты обеспечения сельских кооператоров всеми видами ресурсов, в том числе современной техникой. Предложение по включению кооперации в программу поддержки в рамках Государственной программы будет реализовано и сельхозкооперативы всех форм в 2014 г получат всестороннюю господдержку.

Вице-премьер выделил несколько интересных предложений: о субсидировании кредитных ставок, программ лизинга сельхозтехники и проектов логистических центров, организации ярмарок и передвижных автолавок. Необходимо сделать акцент на социальное обустройство удаленных населенных пунктов. В качестве одной из форм, способных развиваться на селе, вице- премьер привел агропромпарк в Татарстане, который является примером кооперации и поддержки малых форм хозяйствования.

А. В. Дворкович отметил, что если прямые безвозмездные меры поддержки из федерального бюджета не будут масштабными, то возмездные в виде субсидирования кредитных ставок и предоставления гарантий могут исчисляться миллиардами рублей.

Заслушав выступления на пленарном заседании съезда А. В. Дворкович сформулировал следующие основные тезисы:

- за развитие сельской кооперации отвечает Минсельхоз России;

- Правительством Российской Федерации будет поддержана организация центров развития кооперации в регионах и формирование единой Ассоциации сельских кооперативов;

- при корректировке Госпрограммы развития сельского хозяйства будет учтена поддержка кооперативного движения;

- ведомственная целевая программа развития кооперации, включающая, в том числе развитие логистических центров и баз хранения продовольствия, закупку автомагазинов нового поколения через «Росагролизинг» для удаленных населенных пунктов будет согласована с Минфином и включена в Госпрограмму.

В ходе диалога статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации А. В. Петриков пояснил, что как продолжение развития кооперативного движения он видит создание Ассоциации кооперативов, но не конкурентную структуру для АККОР, которая хорошо себя проявила и решает много задач помимо развития кооперации. В настоящее время село представлено не только сельскохозяйственными кооперативами, но и строительными, и кредитными, и социальными, и по сбору дикоросов, и др. Пришло время их объединения. Возникла объективная потребность в появлении организации, которая вырабатывала бы общую для всех платформу для представления во всех структурах власти, включая органы законодательной и исполнительной власти, решала бы вопросы, возникающие в процессе дискуссий между различными видами кооперативных организаций. Задача новой ассоциации - целенаправленно развивать кооперативное движение.

Кооперативные лидеры и эксперты, занимавшиеся подготовкой и первого и второго съездов сельских кооперативов совместно с Минсельхозом России, могут составить «аналитический костяк» новой организации. За два года они проделали большую работу: подготовлены поправки в кооперативное и налоговое законодательство, проект целевой ведомственной программы по кооперации. В 2012 г. (до первого съезда) была утверждена всего одна региональная, экономически значимая программа по кооперации в Астраханской области, в 2013 г. (после съезда) уже 9, а в 2014 (до второго съезда) - 16. Сегодня в фермерском и кооперативном движении появились молодые лидеры нового типа: высокообразованные, более прагматичные, что видно по характеру дискуссий на кооперативных съездах.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», реализованный в 2007 – 2008 гг., дал большой импульс развитию кооперации в сельской местности и выявил ряд проблем: большой процент импортного продовольствия и товаров на рынках крупных городов, высок удельный вес торговых сетей, на прилавки которых часто невозможно попасть местным производителям. Особенно это актуально в свете требований доктрины продовольственной безопасности, когда возможные санкции со стороны наших внешних «партнеров» могут создать дополнительные риски. Следует отметить, что активно растет интерес населения к свежим местным продуктам, происходит переоценка «фаст-фуда».

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Н. И. Ларионова рассказала о государственной финансовой программе поддержки малого и среднего предпринимательства. Этот потенциал необходимо использовать полнее.

По статистике, в зависимости от региона 10-20% субсидий программы идет в сельскохозяйственный сегмент: это и на приобретение основных фондов (каждый четвертый рубль) и субсидирование процентной ставки, и система грантов (сумма в размере не более 300 тыс. рублей – 20 % реализовано на селе), и система гарантийных фондов в 80 регионах страны с общим капиталом в 40 млрд рублей, которые могут предоставить до 70 % от залогового платежа сроком до 6 лет. В 70 субъектах развернута сеть небанковского кредитования под 10%, где задействовано 60 муниципальных фондов.

В Волгограде с помощью Минэкономразвития России создан центр коллективного пользования, укомплектованный парком сельскохозяйственной техники, которая предоставляется сельскохозяйственным производителям на льготных условиях, в г. Баксан Кабардино-Балкарии создан агробизнес-инкубатор, в Белгороде спонсировано развитие агротуризма.

В ближайшее время начнет функционировать Агентство кредитных гарантий, в форме небанковской кредитно-депозитной организации, где согласно разработанному Минфином законопроекту, в уставный капитал агентства будет внесено 50 млрд рублей, в том числе на поддержку крупных проектов в области сельского хозяйства - около 15 млрд рублей.

Позицию Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) по рассматриваемым вопросам озвучил начальник Главного Управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой деятельности М. В. Мамута. С 1.08.2013 ЦБ преобразован в мегарегулятор финансового рынка и всех финансовых организаций, он призван создавать условия для финансирования рынка кредитной и потребительской кооперации, в сельском хозяйстве в том числе.

В ходе работы пленарного заседания перед кооператорами выступили представители Центрсоюза Российской Федерации, АККОР, «Агроконтроль», ряда союзов и ассоциаций кооперативов России, а также, органов исполнительной власти Ленинградской и Самарской областей и Республики Саха.

В процессе работы съезда делегаты заявили, что в настоящее время все виды сельскохозяйственной кооперации развиваются как форма объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей для удовлетворения их потребностей на выгодных условиях. Кооперативы сегодня - это организации, выравнивающие возможности малого сельского предпринимателя до уровня крупного бизнеса, являющиеся необходимым условием для укрепления экономического потенциала, повышения конкурентоспособности. В настоящее время развитие кооперативного движения идет медленно и неравномерно, не везде получает региональную помощь, а господдержка является сегодня элементом поддержки малых форм хозяйствования на селе.

Основной проблемой кооперативного строительства является разобщённость кооператоров на региональном уровне. Действующие на территории того или иного субъекта Российской Федерации кооперативы не связаны между собой, не используют консолидирующие их организации для объединения ресурсов: материальных, организационных и интеллектуальных.

Опыт развития кооперации на селе показывает, что кооперативные формы хозяйствования укрепляют аграрное производство, являются важной частью организационно - экономического механизма инновационного развития сельского хозяйства на региональном уровне, социального обустройства села, сбережении уникальной духовной культуры и традиционного сельского уклада. На данном этапе развития необходима система всесторонней государственной поддержки кооперации.

Причинами недостаточного уровня развития сельскохозяйственной и потребительской кооперации также являются:

конкуренция со стороны крупных компаний, специализирующихся на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции;

недостаточный уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственных и потребительских кооперативов;

недостаток необходимой инфраструктуры;

отсутствие кадрового потенциала.

Заслушав и обсудив выступления докладчиков, делегаты Съезда приняли Резолюцию, в которой отразили рекомендации кооперативному сообществу, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и органам государственного управления АПК субъектов Российской Федерации:

1.​ Кооперативному сообществу (работникам и членам кооперативов):

​ на базе имеющихся в регионах институтов (кооперативы второго уровня, ревизионные союзы, ассоциации кооперативов, потребсоюзы) организовать центры развития кооперации, задачей которых станет представление интересов сельской кооперации на региональном уровне, распространение знаний и опыта, постановка задач и ресурсное обеспечение федеральных кооперативных объединений. В будущем такие центры должны взять на себя задачу формирования делегаций на общероссийские кооперативные съезды.

2.​ Кооперативным объединениям:

​ поддержать организационную работу по созданию центров развития кооперации на региональном уровне;

​ продолжить сотрудничество с государственными органами в целях создания системы поддержки кооперации на селе;

​ провести организационную работу по созданию Всероссийской Ассоциации, объединяющей все виды кооперативных организаций, работающих на селе.

3.​ Предложить Правительству Российской Федерации:

​ разработать программу по повышению потенциала сельскохозяйственной и потребительской кооперации, включая инфраструктуры заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы. Предусмотреть участие в ее реализации организаций системы потребительской кооперации Российской Федерации.

4.​ Рекомендовать органам государственного управления АПК субъектов Российской Федерации:

​ предусматривать в составе мер поддержки АПК мероприятия по развитию сельскохозяйственных кооперативов;

Второй Всероссийский съезд сельских кооперативов прошел в рамках выставки «АгроРусь-регионы 2014». Два события проходили в одном павильоне выставочного комплекса «ЛенЭкспо» и органично дополняли друг друга.

Более 150 участников выставки из 76 регионов страны представили продукты питания, технику и технологии российского производства. Коллективные экспозиции представят 12 регионов.

Акцент был сделан на продукцию кооперативных сельских предприятий. По оценкам участников, выставочная площадка в Санкт-Петербурге стала одним из крупнейших в России ежегодных форумов малых предприятий сельскохозяйственного производства.

В рамках мероприятий состоялся кулинарный фестиваль «Агрорусь», в ходе которого все желающие смогли познакомиться с многообразием национальных блюд российских регионов.

Источники:

1.​ Государственная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства: [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://oldsmb.economy.gov.ru/programs/fed/

2.​ «АгроРусь-регионы 2014»: возрождение сельской кооперации или имитация? : [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.agronews.ru/news/detail/132692/

3.​ Кузьмин В.Н., Н.В. Березенко, О.В. Слинько. Импульс развития сельской кооперации / Техника и оборудование для села. – 2013. - № 4. – с. 42 – 46.

4.​ Козлов С.П. Развитие сельскохозяйственной потребительской перерабатывающей кооперации / Техника и оборудование для села. – 2009. - № 1. – С. 4 – 6.

5.​ Ушачев И.Г. Поддержка малых форм хозяйствования на селе / Техника и оборудование для села. – 2011. - № 6. – С. 5 – 7.

6.​ Кузьмичев М.Б. Эффективность создания фермерских животноводческих кооперативов / Техника и оборудование для села. – 2009. - № 10. – С. 6 – 9.

Источник: 

Т.Е. Маринченко, научн. сотр., Н.В. Березенко, ст. науч. сотр.; О.В. Слинько, науч. сотр. (ФГБНУ «Росинформагротех»)