Раздача неограниченных люлей - попозже
О новых ограничениях размера личных подсобных хозяйств
21 июня 2011 г. принят Федеральный закон №147 «О внесении изменений в статью
217 части второй Налогового кодекса РФ и в статью 4 Федерального закона «О личном
подсобном хозяйстве» (ЛПХ).
Этим законом размер ЛПХ ограничивается – не более 0,5 га. Ограничение касается
не только приусадебной земли, но и полевых наделов, сенокосов и пастбищ, которыми
пользуются ЛПХ. Субъектам РФ дается право увеличивать этот размер, но не более чем в
5 раз. Все ЛПХ, которые укладываются в эти размеры, и впредь не будут платить налоги с
доходов, полученных от реализации выращенной продукции. И наоборот, ЛПХ, площадь
угодий которых превышает 0,5 га (или площадь, установленную законодательными
органами субъектов РФ), становятся налогоплательщиками. Они теряют статус личного
подсобного хозяйства и должны зарегистрироваться индивидуальными
предпринимателями или фермерами, составлять отчеты о своей деятельность, вести учет
затрат, заполнять налоговые декларации и т.д.
Принятые изменения к законам затрагивают интересы как минимум 2058 тыс. семей
– именно столько семей, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006
г., имели ЛПХ площадью более 0,5 га (см. итоги переписи, т. 3, с. 211). В таких семьях
проживает около 6 млн человек. Эти хозяйства являются основными производителями в
секторе ЛПХ: им принадлежит около 70% всех земель, которыми владеют личные
подсобные хозяйства. Это самые крупные производители продукции в данном секторе
хозяйств. Принятое решение, если оно будет исполняться в соответствии с буквой закона,
может резко затормозить развитие сектора личных подсобных хозяйств и подорвать
продовольственную безопасность страны. Ведь ЛПХ производят половину всей валовой
продукции сельского хозяйства страны (в 2010 г. – 49,3%).
Принимая поправки к законам, депутаты должны были взвесить все «за» и «против».
«За» – надежда пополнить казну за счет налогообложения ЛПХ. Очень призрачная
надежда. Являющийся налогоплательщиком сектор более крупных крестьянских
(фермерских) хозяйствпополняет казну на очень незначительную сумму. То же самое
можно сказать о малых и средних сельхозорганизациях, перешедших на упрощенную
единую систему налогообложения. В 2010 г. 50% сельхозорганизаций России платили
налоги по этой системе. С них было получено 1,3 млрд руб. налогов. Это крупные
хозяйства с сотнями или тысячами гектаров земли у каждого. Даже их выплаты в
консолидированном бюджете страны практически незаметны, не говоря уже о семейных
хозяйствах. Поэтому, например, в Китае все семейные хозяйства, производящие
сельхозпродукцию, освобождены от налогов.
Вполне ожидаемыми негативными последствиями принятого решения являются
следующие.
1. Отказ ЛПХ от перерегистрации в индивидуальные предприниматели или
крестьянские фермерские хозяйства (КФХ). Большинство ЛПХ не готово к переходу в
статус индивидуальных предпринимателей или КФХ. Принимая поправки к закону,
депутаты не задумались над тем, что введению его в действие должно предшествовать
массовое обучение членов 2 млн ЛПХ на семинарах, где было бы популярно объяснено,
как зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем или создать КФХ, наладить
учет затрат, заполнить декларацию по налогам. Именно по этим причинам в последние 15
лет многие КФХ перерегистрировались в ЛПХ.
2. Деятельность 2 млн самых крупных и эффективных ЛПХ станет нелегитимной,
они вынуждены будут уйти в тень. До сих пор все ЛПХ были легитимными, а после
принятия закона каждое не перерегистрировавшееся, но продолжающее производство и
реализацию продукции ЛПХ становится нелегитимным. Прежде чем принимать поправку,
2
депутаты должны были посчитать затраты на выявление теневых ЛПХ, сбор с них
дополнительных налогов, перемерку и отрезание излишних площадей, недопущение
использования отрезков прежними хозяевами, поиск новых пользователей и т.д. Затраты
на эти работы могут многократно превысить ожидаемые поступления в бюджет.
3. Создание благоприятнейшей среды для дальнейшего распространения коррупции в
стране. Чтобы продать свою продукцию на рынке глава ЛПХ должен получить в сельской
администрации справку о том, что он эту продукцию вырастил сам. Теперь глава
администрации должен отказать в выдаче справки главе ЛПХ, имеющему более 50 соток
приусадебной и полевой земли. Или, нарушив закон, выдать справку, в большинстве
случаев не бесплатно. Можно выдать справку соседу, у которого меньше 50 соток земли и
продавать продукцию от его имени. Возможны и другие варианты обхода принятого
ограничения, например, скот можно продать посреднику, который не попросит справку.
Но полицейский, налоговый инспектор, представитель санэпидемнадзора тоже не
дремлют, от их придирок надо будет откупаться. Можно ожидать, что попытки обложить
налогом ЛПХ будут способствовать реализации лозунга «коррупцию – в сельские массы»
и Россия поднимется на несколько ступеней в рейтинге самых коррумпированных стран
мира. Хотя и «положительный эффект» может быть: средний размер взяток в стране
уменьшится, ведь сельский житель беден, много с него не возьмешь.
4. Сокращение поголовья скота в ЛПХ. Сейчас 50% коров в стране принадлежат
ЛПХ. Чтобы содержать одну корову нужно иметь 2 га земли, а если еще выращивать ее
теленка, то 3 га. Введение ограничения – 0,5 га равносильно введению запрета на
содержание коров в личных подворьях. Коров начнут, вернее, продолжат вырезать, так
как и без этого ограничения поголовье коров в стране уже 20 лет ежегодно сокращается.
Никакие приоритетные национальные проекты и Госпрограммы остановить этот процесс
не смогли. Чтобы переломить ситуацию в первый вариант Госпрограммы на 2013–2020 гг.
были включены выплаты за каждую корову 5–7 тыс. руб. субсидий. Впоследствии по
настоянию Минфина и Минэкономики эта мера была исключена из проекта
Госпрограммы.
Введенные ограничения на развитие ЛПХ беспрецедентны для новейшей истории
страны. Последний раз такие ограничения вводились в конце 1950-х годов. Тогда в
партийной программе замаячил коммунизм. Заниматься личным хозяйством жителю
коммунистического общества посчитали зазорным, людям урезали огороды, заставляли
излишний скот сдавать в колхоз. Уже через год после введения ограничений на ЛПХ в
государственном бюджете СССР впервые появилась статья «Субсидии на молоко и мясо»,
а спустя несколько лет были повышены цены на эти продукты. Массовое недовольство и
протесты закончились расстрелом протестующих рабочих в Новочеркасске.
Введенные ограничения на ЛПХ – отголосок политики тех давних лет, когда только
крупное хозяйство считалось эффективным, а семейное крестьянское хозяйство
именовалось рудиментом феодального строя. Нынче времена другие, но, как ни странно,
такой взгляд на семейные хозяйства культивируется многими современными политиками
и представителями олигархического бизнеса. Несомненно, что ограничение развития ЛПХ
скажется и на ценах и на продовольственной безопасности страны.
5. Вывод из оборота сельскохозяйственных угодий. В России на 1.01.2011 г. было
220,4 млн га сельхозугодий. Из этой площади 29,6 млн га гуляет, их государство не может
передать сельхозпроизводителям: при сложившейся бизнес-среде во многих районах нет
спроса на сельскохозяйственную землю. В двадцати субъектах РФ таких земель более
25%.
Передано сельхозпроизводителям 190,8 млн га, в томчисле сельхозорганизациям
(юрлицам) – 122,1 млн га, гражданам – 68,7 млн га. По данным Роснедвижимости, эта
земля закреплена за КФХ и индивидуальными предпринимателями (23,8 млн га),
садоводами, огородниками, дачниками (1,7 млн га), личными подсобными хозяйствами
(43,2 млн га). Формально за ЛПХ числится лишь 7 млн. га, около 70% этой земли, как
3
было отмечено выше, принадлежит 2058 тыс. ЛПХ, имеющим размер более 0,5 га. У этих
хозяйств по закону должны быть урезаны приусадебные участки, если они не
зарегистрируются фермерами. Урезать надо около 4 млн га. Эти земли, как показывает
опыт хрущевской эпохи, зарастут чертополохом и другими сорняками.
Кроме того, большие площади (15,1 млн га) переданы гражданам для сенокошения и
выпаса скота. Вполне очевидно, что гражданин использует эти земли для ведения ЛПХ.
Таких граждан 4,2 млн человек, в среднем на каждого приходится по 3,6 га. Если размер
ЛПХ ограничен 0,5 га, то эти сенокосы и пастбища уже нельзя использовать в ЛПХ.
Скорее всего, они тоже будут заброшены.
Около четверти собственников не смогли передать земельные доли в аренду
сельхозорганизациям или фермерам, опять же по причине отсутствия спроса или
сверхвысокой цены оформления. Эти земли, как правило, заброшены, но не все: около
1,6 млн дольщиков выделили индивидуальные участки или участки в долевой
собственности (20,4 млн га) и пытаются использовать их самостоятельно. Ограничения на
ЛПХ обрекают на запустение и эти земли.
Из приведенных данных видно, что принятые депутатами ограничения на ЛПХ
могут привести к выводу из оборота дополнительно около 40 млн га сельхозугодий.
Ограничения затрагивают интересы не 2 млн, а гораздо большего числа сельских семей.
Видимо, будут ущемлены интересыкак минимум 4–5 млн сельских семей, т.е. 12–15 млн
сельских жителей (около 40% сельского населения) и интересы страны в
целомПострадают и сельские бюджеты, так как никто не будет платить налоги за
выведенные из оборота земли.
6. Ограничение развития эффективных ЛПХ.
Согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., более 70%
ЛПХ не имели во дворе никаких видов продуктивного скота и птицы. Для того, чтобы
производство в ЛПХ было выгодным, в рыночных условиях надо организовать
современное производство и иметь не одну, а 3–5 или 10 коров, десятокили несколько
десятков свиней, десятки или даже сотни овец, несколько сотен птицы. В то время, когда
основная масса ЛПХ избавлялась от скота и птицы, ориентированные на рынок крепкие,
работоспособные семьи увеличивали объемы производства. Именно эти хозяйства и
имеют относительно большие площади земли, арендуют у муниципальных органов
сенокосы и пастбища, используют в ЛПХ свои земельные доли. Именно по этим
хозяйствам и ударит ограничение на размер землепользования ЛПХ.
7. Торможение развития малого бизнеса на селе. Ограничение размеров ЛПХ на
руку аграрным олигархам, которым миллионы мельчайших хозяйств мешают, по крайней
мере, по двум причинам: они часто поставляют на рынок продукцию гораздо дешевле, чем
агрохолдинги и сетевые магазины. Много раз доводилось слышать от представителей
крупного бизнеса, что «эта мелочевка путается под ногами, производит продукцию на
естественных или ворованных кормах и сбивают нам цену». Второй довод: если крестьяне
имеют свое достаточно большое хозяйство, то они не хотят или плохо работают в
агрофирме или агрохолдинге. На семейные хозяйства идет атака с разных сторон: то их
обвиняют в распространении птичьего гриппа, то свиной чумы, то сибирской язвы.
Тысячелетиями селяне растили скот и птицу, небольшие стада и их рассредоточенность
считались хорошим средством борьбы против эпидемий. Теперь общественность
пытаются убедить в обратном: эпидемии менее опасны в многотысячных стадах.
Известно, что антибиотики и иная химия, которой пичкают скот и птицу в этих стадах,
сами по себе опасны для потребителей.
Пока население согласно потреблять свинину и мясо птицы с антибиотиками, эти
две отрасли успешно развиваются в крупных комплексах. Однако не удается с помощью
таких комплексов развивать скотоводство, особенно мясное, овцеводство, коневодство.
Телята, ягнята, жеребята должны пастись на лугу. Если собрать многотысячные стада, то
они затопчут луг, их надо будет постоянно перегонять с одного луга на другой. Расходы
4
энергии на перегоны снижают привесы, ради которых и содержится скот. Нужны
небольшие стада, содержание которых эффективно в относительно небольших семейных
хозяйствах, но таких хозяйств должно быть много – десятки и сотни тысяч. Крупному
бизнесу тоже есть место: он может собирать бычков на откорм у многих держателей
мясных коров и откармливать их. Нет малого бизнеса – нет бычков, откармливать некого.
Поэтому и не можем остановить падение поголовья крупного рогатого скота.
8. Нарушение устойчивости сельского развития. Молодого человека, окончившего
среднюю школу, можно обучить очень многим профессиям. Если есть желание и
способности, он станет инженером, токарем, маркетологом, финансистом, юристом и т.д.
Но очень поздно начинать обучение фермерству после окончания школы. Хорошими
фермерами становятся, как правило, сельские жители, дети фермеров, которые с раннего
детства возились с животными, учились ездить на тракторе и автомобиле, познали
особенности ведения дел в засуху и при обилии дождей, в жарком пекле и в лютые
морозы. Если не будет семейных хозяйств, откуда возьмутся фермеры, которые освоят
заброшенные земли, заполнят луга и пастбища стадами тучных мясных бычков и
романовских овец, спасут от исчезновения деревни и села, жилые очаги, созданные
предыдущими поколениями?
* * *
Думаю, что новому составу Государственной Думы РФ целесообразно вновь
вернуться к обсуждению проблем развития ЛПХ, отменить поправки к закону об ЛПХ и
Налоговый кодекс, вновь освободить от уплаты налогов доходы, полученные от
реализации собственной продукции. Более того, аналогичные налоговые льготы
целесообразно предоставить и фермерам, ведущим семейное хозяйство.
Товарные ЛПХ могли бы способствовать обеспечению продовольственной
безопасности страны, но для этого вместо новых ограничений нужно сделать прямо
противоположное – признать эти хозяйства товаропроизводителями (сейчас закон
о развитии сельского хозяйства называет ЛПХ товаропроизводителями, а закон об ЛПХ не
признает их деятельность предпринимательской), составить в каждом районе, субъекте
РФ реестры ЛПХ – товаропроизводителей, выдать каждому хозяйству сертификат,
дающий право получать все виды господдержки, которые получают другие
сельхозтоваропроизводители (сейчас на ЛПХ распространяется практически только одна
мера поддержки – субсидирование кредитов). Сертификат должен также давать владельцу
ЛПХ право торговать своей продукцией (чтобы не бегать за справками в администрацию
перед продажей каждого поросенка или мешка картошки), оберегать его от придирок
полицейских, налоговиков и многих других госслужб.
Прежде чем осуществить резкие изменения в жизни селян, нужно сначала на
примере нескольких районов отработать механизмы их проведения в жизнь, проверить
последствия, а потом уже распространять на всю страну. Кстати сказать, так нужно
поступать при принятии не только аграрных, но и многих других законов.
В.Я. Узун – д.э.н., главный научный сотрудник лаборатории аграрной политики
Института Гайдара
Взято здесь...
http://iep.ru/files/Nauchniy%20vestnik%20IEPP.ru/O_novyh_ogranichenijah_...