Алексей Гордеев уходит с поста главы Минсельхоза в губернаторы. Несмотря на то что у Гордеева были и сторонники, и противники, все соглашаются с тем, что он был настоящим лоббистом отрасли. Но новому министру он оставил нерешенным главный — земельный вопрос.
Президент России Дмитрий Медведев вчера вечером внес на рассмотрение Воронежской областной думы кандидатуру министра сельского хозяйства Алексея Гордеева для наделения его полномочиями губернатора. Гордеев, таким образом, стал первым из министров кабинета Владимира Путина, сформированного в мае минувшего года, кто покидает свой пост.
Расстаться с министерским портфелем, в России традиционно одним из самых «тяжелых», Гордеев планировал давно, говорят источники в Белом доме. Министру не хватило семи месяцев до десятилетнего юбилея пребывания на этом посту: должность главы Минсельхоза он получил в августе 1999 года еще в первом путинском правительстве и сохранил ее последовательно при Михаиле Касьянове, Михаиле Фрадкове и Викторе Зубкове. «Для управленца десять лет — это предельный срок», — удовлетворенно заметил сегодня по окончании заседания бюро высшего совета «Единой России» сам Гордеев. И хотя пока он сохраняет за собой пост министра — бюро чиновник покидал с увесистой папкой в руках и явно торопился в Белый дом, где правительство продолжает латать дыры в бюджете страны, — чувствовалось, что случившимся вчера он доволен. «Личные пожелания совпали с решением руководства страны», — улыбнулся журналистам Гордеев.
Лоббист отрасли
Гордеев был яркой личностью в правительстве.
Он действительно выступал лоббистом отрасли, в частности продвигал экспорт зерна, введение пошлин на импорт мясной продукции. Хотя, как отмечает бывший работник Минсельхоза, побеседовавший с «Экспертом Online», в отрасли все самые видные фигуры делились на «людей Гордеева» и «не Гордеева». И лоббировал он вовсе не все интересы. В своем руководстве министерством он пользовался авторитарными методами. Впрочем, как рассказывает бывший сотрудник ведомства, старой верной команде, которая занимала все руководящие посты, это нравилось. «Все боялись и ходили по струнке», — сообщил он «Эксперту Online». Что касается реальных дел Гордеева, то тут мнения расходятся. В Зерновом союзе считают, что только с приходом Гордеева сельское хозяйство стало одним из приоритетов для руководства страны. «До Гордеева мы слышали, что сельское хозяйство — это черная дыра, и сколько туда денег ни вложишь, все разворуют. А сами представители отрасли все время “плакали” о том, что сельское хозяйство у нас эффективным быть не может, и только требовали денег, — говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — С приходом Гордеева этим разговорам пришел конец. АПК попал в число нацпроектов. Гордеев сумел убедить правительство, что отрасль имеет хорошую перспективу, и ввел пятилетний срок бюджетного планирования. Это создало прогнозируемую ситуацию, и в отрасль пошли долгосрочные инвестиции. При Гордееве был услышан голос отраслевых союзов». Помимо этого, отмечает Корбут, Россия перестала быть получателем аграрной помощи, что поддержало отечественное сельское хозяйство. Заслуга Гордеева и в страховании финансирования сельхозпредприятий, и в регулировании импорта, отмечает глава Мясного союза Мушег Мамиконян. Все это сейчас в кризисных условиях помогает ряду секторов активно развиваться, например птицеводству и свиноводству.
Между тем другие представители зерновой отрасли утверждают, что для них были важнее взаимоотношения с губернаторами регионов, в чье ведение входили земля и производства, чем с министерством. «Развитие сельского хозяйства более зависело от губернатора, а не от министра. Инвестиционный климат не был создан. Вопрос с правами на землю решен не был. В итоге крупного российского производителя не сложилось ни в зерне, ни в мясе», — говорит один из представителей зерновой отрасли.
Что касается взаимоотношений с губернаторами, то у Гордеева они тоже были неоднозначные. Бывший сотрудник министерства сам присутствовал на встречах, где Гордеев очень жестко их критиковал. Но некоторых очень уважал. В первую очередь главу Мордовии Николая Меркушкина. Он очень часто посещал эту республику и ставил в пример ее успехи в сельском хозяйстве. Теперь ему дан шанс самому повторить мордовский опыт на воронежском Черноземье.
Возможные преемники
О своих возможных преемниках министр сельского хозяйства говорить отказался, ограничившись замечанием, что «это должен быть опытный, маститый политик», не исключено, что даже один из губернаторов. Нынешних или действующих, Гордеев не уточнил. Впрочем, одного из губернаторов, главу Белгородской области Евгения Савченко прочили на пост главы Минсельхоза еще прошлой весной. Тогда же в Белом доме обсуждалась кандидатура руководителя департамента АПК аппарата правительства РФ Игоря Рудени, бывшего в 2005–2007 годах статс-секретарем, замминистра сельского хозяйства.
В свою очередь, глава высшего совета ЕР, спикер Государственной думы Борис Грызлов заявил, что свои идеи на этот счет есть и у партии, о своих кандидатурах они намерены в ближайшее время доложить премьер-министру и президенту. Напомним, что Гордеев был одним из четырех партийных министров в российском правительстве. Не исключено, что Минсельхоз может возглавить вице-премьер Виктор Зубков, говорят источники, близкие к правительству, сейчас он и так занимается сельским хозяйством. «У Зубкова большой опыт работы в этой сфере, он успешно занимался сельским хозяйством еще в 1980−е годы в Ленинградской области», — соглашается замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. К тому же министерский портфель совершенно явно укрепит его позиции как вице-премьера.
Бывший работник Минсельхоза также считает, что «судя по всему, к руководству Минсельхозом придет или сам Зубков, или ставленник из его лагеря». А Зубков и Гордеев, мягко говоря, всегда недолюбливали друг друга. Ясно, что команду Минсельхоза ждут большие перетряски.
Что же до возможности увидеть на этом посту губернатора, то здесь важно помнить, что должность главы Минсельхоза в условиях экономического кризиса — расстрельная. «Не всякий губернатор согласится, — говорит Макаркин. — Правда, есть инерция престижности министерского кресла, к тому же человек может решить, что если кризис кончится быстро и должность не успеет стать расстрельной, то он будет к тому же выглядеть как спаситель сельского хозяйства». Впрочем, гадать вряд ли стоит: подобные решения в нашей стране могут принимать только два человека, и от остальных практически ничего не зависит, напоминает Макаркин.
Вместе с тем, убежден Корбут, существенно стратегия в сельском хозяйстве не изменится. «Кто бы ни пришел, существенных изменений не будет — технические, но не стратегические, поскольку курс Гордеева уже перерос в курс самого правительства», — считает Корбут.
Новому министру, по его словам, придется в первую очередь заняться инфраструктурой и рынками — землей, транспортировкой экспорта, рынками сбыта. «В противном случае поддержка сельского хозяйства нивелируется», — резюмирует Корбут.