Вы здесь

Доклад на пятой, юбилейной, конференции «Технологии мясного скотоводства»

Перейти к полной версии/Вернуться

Воронеж, 2013г.

Нет нужды говорить о том, что отрасль мясного скотоводства находится в тяжелом положении. Однако в России, тем не менее, существуют объективные предпосылки для её развития и постепенного замещения импортной говядины отечественной продукцией. Поэтому я сразу перейду к вопросу, что же является для отрасли мясного скотоводства жизненно важным условием для успешного развития - это система отраслевых связей и, в первую очередь, это связь с потребительским спросом.

Российское мясное скотоводство не сможет развиваться, если в конце отраслевой цепочки не стоит покупатель, который ждет отечественную говядину от мясных пород. И какие бы мы с вами усилия не приложили, какие бы мы с вами не создали условия для фермеров, все это ничего не даст, если переработчик берет у производителя животных по цене ниже затрат на их выращивание, а фермер не считает себестоимость процесса.

Поэтому ясно, что будущее мясной отрасли в России зависит от того на сколько возможно построить эффективные, долговременные и оправданные финансовые связи между всеми участниками этого процесса, ставя во главу угла интересы конечного покупателя.

Необходимо четко установить, что заводчик качественного скота не может себе позволить сиюминутные конъюнктурные решения – «Сегодня как то продал, завтра побежал к кому то еще». Мясное скотоводство это дело, которое должно планироваться на несколько лет вперед, производитель должен знать, что выращенные бычки должны быть своевременно проданы. И он должен продавать их уже в тот момент, когда они только рождаются, а не когда они подходят к нужной кондиции. Не важно, продает он их на бойню или на откорм.

Поэтому понятно, что переработчик, поставивший своей целью производить конечный продукт, только от мясных пород без всяких молочных бычков и коров, это наш партнер и товарищ. Как только такой комплекс объявляет, что ему все равно, какую говядину бить, как только он заявляет, что он может купить на забой молочных коров и тут же торгуется с вами, цена мясных быков ровняется под выбракованных молочных коров и падает вниз.

Исходя из этого, ключевым элементом в развитии мясного скотоводства в России становится развитие в первую очередь перерабатывающих комплексов с откормочными площадками, нацеленными на производство высококачественной говядины, в первую очередь охлажденной и их взаимодействие с розницей.

Отсюда любая программа, любого региона по развитию мясного скотоводства будет неполной, если в ней отсутствует важнейший отраслевой элемент, откормочная площадка для заключительного доращивания и последующего производства исключительно высококачественной охлажденной продукции только от специализированных пород КРС.
В цепи отраслевых связей мясного скотоводства партнерское отношение переработки с конечной реализацией залог успеха именно заводчиков мясного скота.

Если нет ресторанов, магазинов, рынков нацеленных на продажи отечественной качественной говядины от специализированных пород КРС, если нет понимания потребителей, что говядина мясных пород всегда дороже, чем мясо от выбракованной коровы с молочного комплекса, то это означает невозможность развития отрасли.

И если мы хотим, чтобы мясное скотоводство в России развивалось, мы должны найти партнеров готовых реализовывать качественную говядину заведомо по более высокой цене, чем говядина молочных пород КРС.

Мы должны быть уверены, что спрос на выращенный скот и цены на него на год вперед стабилизированы в соответствующих контрактах, а чтобы это работало, товар должен быть оплачен деньгами покупателей в магазине.
Тут мы подходим к не менее важным вопросам, которые сегодня необходимо решать в интересах отрасли мясного скотоводства в целом.

На сегодняшний день еще одна серьезная проблема отрасли, это безграмотность покупателя, привыкшего к говядине от молочных пород. В России у потребителя отсутствует единое представление о том, что такое охлажденная, качественная говядина мясных пород.

Наш покупатель не понимает, почему он должен платить 600 рублей, а не 400 за килограмм говядины, он не понимает, почему он должен готовить котлеты из фарша за 200 рублей, а не за 150. Он не видит разницы. Появляются соответствующие доброхоты, которые говорят, что разницы и нет. Какая разница? И то и другое – Говядина! Одно же название!
Более того, слабые знания мелких и средних производителей о важных деталях мясного животноводства приводят к отрицательным эффектам, неверный подход при доращивании, заключительном откорме, принципиальные ошибки при убое и обвалке дискредитируют отрасль в глазах непосвященного покупателя.

Да, в сегодняшнем состоянии отрасли у нас неизбежно продукт будет дороже, чем говядина с молочных комплексов. Но не возможно, создать с нуля при трех-четырех летнем инвестиционном периоде без малейшей выручки, стада специализированного скота. О какой мясной отрасли можно говорить?

К примеру: Фермер купил нетель породы Герефорд, её стоимость сегодня 100 000 руб., от этой нетели он получит бычка через пять месяцев, еще через шестнадцать месяцев он его продаст за сегодняшние 35-40 000руб. на рынке. И к нему придет банк за процентами за два года, а он эти два года готовил корма и корове и быку на откорме, платил ветеринарам, улучшал пастбище, а мы ему говорим – 40 000руб за твоего быка? Это дорого!

Вон коровы от соседнего колхоза, они дешевле и за них просят любые деньги, все равно они по старости уже никому не нужны. А потребитель подогревает, - давай дешевую говядину! Так может потребителю в России и не нужна своя отрасль мясного скотоводства? Будем всю жизнь выпрашивать дешевое мясо за границей?

Отечественная специализированная говядина может подешеветь только лет через десять, когда стада достигнут хотя бы пяти миллионов голов, а сегодня их один миллион на всю Россию. Соответственно такие низкие цены, которые есть сегодня на рынке за качественную говядину специализированых пород, убивают любые инвестиции в отрасль мясного скотоводства.
Однако готовому платить покупателю мы должны отвечать взаимностью. Должны быть обозначены основные моменты ответственности отрасли перед потребителем:
Первое – построение прозрачной логистики связей от покупателя и переработчика ищущих мясо того качества, которое мы заявляем населению вплоть до заводчиков скота!
Второе – то, о чем говорил неоднократно Валерий Исмаилович Шаркаев (ВНИИПЛем), нам необходимо бонитировать и контролировать не только племенной, но и товарный скот.

И не только для определения качества потомства по быкам производителям, мы обязаны всерьез навести порядок в системе учета мясного скота и гарантировать потребителю, что продукт, который он ждет, как высококачественную охлажденную говядину мясных пород, не будет подделкой, и молочные бычки туда ни как не могут попасть. Это можно сделать только через наведение системного учета и контроля в производстве говядины в целом по всей производственной цепочке.
Третье - через контроль действительно большой статистики по линиям повышается уровень племенной работы, и это означает, что есть контроль породы, всей популяции этой породы, и полученное качество в товарном выражении обеспечивает уверенность покупателя в том, что он платит деньги именно за то, что ищет, к чему привык.

Я бы очень хотел, чтобы сидящие здесь профессионалы приняли одну простую идею, если мы хотим выращивать качественный мясной скот, мы должны быть уверены, что он нужен людям, Россияне должны захотеть купить нашу продукцию, поверить в неё и поддержать отрасль рублем. И эта программа сегодня выходит на первое место как, безусловно, самая главная, поэтому вопросы распространения знаний в России, что такое тот или иной продукт в упаковке, знания о том, чем отличается мясо той или иной породы, что кому нравится, герефорд, лимузин, галловей или ангус, нужны не меньше чем прямые инвестиции.

Поэтому сегодня необходимо начинать работу по развитию отрасли специализированного мясного скотоводства от знаний потребителя о свойствах нашей продукции.

Национальная Ассоциация Скотопромышленников обращается ко всем предприятиям, организациям и союзам, которые заняты в России в мясном скотоводстве, мы предлагаем усилить Ваше внимание к данному вопросу, усилить работу по имеющемуся у Вас маркетинговому плану и, по возможности, скоординировать совместные усилия по разъяснительной и просветительской работе по данной теме. Чем отличается тот продукт, что мы производим, от той говядины, к которой привыкли наши сограждане.

Не надо ждать, что федеральный бюджет оперативно выделит средства на эту работу. Будем надеяться, прежде всего, на самих себя. Наше обращение ассоциации открыто тем, кто может и готов на своем уровне проводить эту крайне важную работу.

Распространение подробных знаний о качестве и характеристиках производимого нами товара, несомненно, поможет поднять в России отрасль мясного скотоводства. Это существенно потому, что потребитель в России не видит важности того дела, которым мы заняты. Когда Люди услышат нас, поверят в наши намерения и будут голосовать рублем, тогда решится задача повышения спроса на наш продукт и отрасль будет востребована, а тысячи фермеров в России найдут свое призвание и будут воодушевлены на труд.

Но, соответственно и мы должны начать уважать сами себя, как профессиональных заводчиков мясных пород скота. Это нужно для того, чтобы человек, покупающий мясо в магазине знал, что этот продукт от квалифицированного предприятия, гордо ставящего свою марку на упаковке. И чтобы покупатель искал именно эту продукцию, доверяя в первую очередь заводчику скота передавшего выращенный скот именно этому переработчику. Мясо быков выращенных на конкретном пастбище, животноводами знающими, как вырастить быка так, что бы мясо было сочным, вкусным и качественным, стоящим своих денег.

Спасибо за внимание!

Источник: