Вы здесь

Калужская область: Формирование эффективной системы сбыта – ключ к успеху аграрного бизнеса

Перейти к полной версии/Вернуться

 Сбыт продукции является завершающим этапом деятельности любого товарного производства. Благодаря ему достигается конечная цель любого бизнеса, а именно - получение прибыли.

В рамках областной программы развития сельского хозяйства в течение последних лет министерство сельского хозяйства Калужской области последовательно формирует многоканальную систему сбыта калужской сельхозпродукции и продвигает товарные брэнды местных производителей.

Следует отметить, что эффективность сбытовой деятельности в значительной степени обусловлена выбором канала реализации, поскольку сбытовые механизмы, успешно работающие в крупном и среднем бизнесе, могут не дать ожидаемого результата либо оказаться неприменимыми для малых форм хозяйствования.

Поэтому эта работа ведется одновременно по нескольким направлениям, в том числе посредством развития кооперации и ярмарочной деятельности, фирменной сети магазинов, формирования инфраструктуры переработки и сбыта, расширения каналов реализации продукции, организации выставочной деятельности.

Учитывая, что наименее защищенными на высококонкурентном продовольственном рынке являются субъекты малой сельской экономики, значительная часть усилий сконцентрирована на оказании помощи малому сельскому бизнесу в реализации продукции.

Важным элементом производственно-сбытовой сети является кооперация. Это доказывает опыт практически всех стран, имеющих развитое сельское хозяйство.

В Калужской области сегодня осуществляют деятельность 119 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 41 снабженческо – сбытовых и 13 перерабатывающих.

В целях формирования инфраструктуры сбыта 24 сельскохозяйственным снабженческо-сбытовым и перерабатывающим кооперативам передано 120 единиц специального автотранспорта и технологического оборудования на 70 млн. руб.

Убой и первичную переработку скота осуществляют 6 кооперативов, имеющих оборудованные мини-цеха.

В рамках ведомственной целевой программы развития семейных животноводческих ферм фермер Александр Саяпин в 2012 году в г. Мосальске ввел в эксплуатацию мини-завод мощностью 12 тонн молока/сутки. На данном заводе будет перерабатываться молоко, произведенное на роботизированных фермах.

 Традиционным каналом сбыта продукции для малого сельского бизнеса является сельскохозяйственный рынок. Сельскохозяйственные кооперативные рынки сегодня работают в с. Перемышль, г. Спас-Деменске, г. Юхнове, пос. Бабынино. В г. Людиново, г. Кондрово, г. Спас-Деменск, пос. Бабынино функционируют универсальные розничные рынки, управляемые районными потребобществами.

Из 19 планируемых к строительству на территории Калужской области розничных рынков - 13 сельскохозяйственные, в т.ч. 6 из них кооперативные.

7 из 11 действующих на территории области рынков имеют капитальные стационарные здания.

За время реализации Федерального Закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» число работающих сельскохозяйственных рынков в Калужской области увеличилось на 12 %, их доля от числа действующих розничных рынков выросла с 10 % до 68 %.

Наряду с развитием рынков, востребованным форматом сбытовой деятельности является ярмарочная торговля сельскохозяйственной продукцией. В прошлом году проведено более 160 ярмарок областного и межрайонного уровня. С начала текущего года – порядка 50.

При этом каждая ярмарка ориентирована на свой покупательский сегмент: в г. Калуге и в г. Обнинске преимущественно реализуется продукция местных перерабатывающих предприятий и фермеров, на ярмарках «Калужская весна» и «Калужская осень» в Анненках, а также на ярмарках в г. Мосальске, Полотняном Заводе, в Протве акцент делается на реализацию посадочного материала, комбикормов, молодняка птицы, домашних животных. На Театральной площади в г. Калуге 1 Мая бойко шла торговля полуфабрикатами, кондитерскими изделиями, цветами и рассадой.

На более широкую покупательскую аудиторию рассчитана фирменная торговля.

ОАО «Птицефабрика Калужская» и ООО «Радон» реализуют продукцию в 25 фирменных магазинах области. ООО «Радон» через фирменную торговую сеть на территории области реализует 45 % произведенной продукции. На территории области фирменную торговлю также активно развивают ОАО «Тепличный», ЗАО «Хлебокомбинат», ОАО «МосМедыньагропром».

Приятно отметить, что фирменную торговлю активно сегодня активно развивают и калужские крестьянские (фермерские) хозяйства. В частности, под брендом «Свежее мясо от Кухто» глава КФХ «Кухто Т.И.» (Ферзиковский район) наряду с активным участием в сельскохозяйственной ярмарочной торговле имеет в областном центре – в г. Калуге 4 магазина (3 - в аренде, один в собственности) и 2 торговые палатки (в собственности).

Такую форму сбыта сельскохозяйственной продукции после вступления России во ВТО региональный минсельхоз настоятельно предлагает развивать как в формате индивидуального предпринимательства, так в формате потребительской кооперации.

Следует отметить, что организации АПК области проявляют высокую выставочную активность. В номинации «Продовольственные товары», являющегося региональным этапом конкурса Программы «100 лучших товаров России», в 2012 году обеспечено участие 9 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области, представивших 22 вида продукции.

В рамках выставки «Калужская осень-2012» проведен областной дегустационный конкурс качества продуктов питания, приняли участие 16 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности. Представленный на конкурс ассортимент продукции в количестве 73 наименований получил высокую оценку жюри. Победители награждены медалями и дипломами Оргкомитета «Калужская осень-2012».

В областном смотре-конкурсе 2012 года «Покупаем калужское» приняли участие 11 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области. На оценку комиссии и покупателям калужскими предприятиями представлено 50 наименований пищевых продуктов в номинации «Лучший товар года», 22 наименования в номинации «Калужская новинка года». По итогам смотра-конкурса признаны победителями 24 вида продукции.

В результате системного продвижения лучших продовольственных брэндов и товаров ассортимент, объёмы реализации местных пищевых продуктов на калужском агропродовольственном рынке, в том числе в федеральных торговых сетях, имеют устойчивую динамику роста.

В настоящее время современного жителя мегаполиса все больше интересует качество продуктов и услуг, которые он может приобрести. Все больше времени и средств выделяется на формирование здорового образа жизни. Экологически чистые и полезные продукты питания активно завоевывают свое место на рынке.

В Калужской области при продаже молока стали использоваться самые современные технологии его реализации. В частности, в г. Медынь установлен автомат в фирменном магазине «Большая перемена» на территории молочного завода ОАО «МосМедыньагропром». У покупателей этого полезнейшего продукта сегодня имеется возможность приобретать высококачественное разливное свежее молоко по цене производителя.

Аналогичный молокоавтомат намерен установить в г. Людиново глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Дьяк Н.Л.», осуществляющий хозяйственную деятельность в Жиздринском районе. Автомат уже приобретен.

Глава КФХ «Зеньков В.Б.» из Мещовского района в настоящее время активно прорабатывает в Департаменте торговли и услуг, префектурах Центрального и Юго-Западного административных округов г. Москвы вопрос установки 40 специализированных автоматов для продажи в Москве свежего молока, произведенного на семейных животноводческих роботизированных фермах. Такие же молокоавтоматы данным фермером будут установлены и в областном центре.

Новые виды сбыта осваивает ассоциация крестьянских(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Калужской области - свежие и высококачественные продукты непосредственно от товаропроизводителя реализует через свой интернет-магазин.