Вы здесь

Дагестан: Зимовка проходит благополучно

Перейти к полной версии/Вернуться

В минувшие выходные дни заместитель Председателя Правительства РД – министр сельского хозяйства Мурат Шихсаидов, его первый заместитель Омарасхаб Абулмуслимов, руководитель Департамента по ветеринарии Магомед Газимагомедов и другие работники министерства проверили ход зимовки скота в Кочубейской зоне отгонных пастбищ. Вместе с ними на кутанах хозяйств побывал глава муниципального образования «Шамильский район» Магомед Магомедзагидов.

На кутане Арзаниб расположена одна из кошар СПК «Ругельдинский» Шамильского района. «Здесь 2437 голов овец, принадлежащих кооперативу, 1436 из них овцематки. Ранний окот начался в декабре, уже получено и сохранено 600 ягнят, - докладывает заведующий фермой Али Алилов. – К тому времени, когда надо будет гнать на альпийские пастбища, они окрепнут и станут способными перенести дальний путь».

- Ранний окот - проблемное для хозяйства дело, - признался председатель хозяйства Зияудин Хираев. – Расходы большие, но они оправданы. Вы заходили в кошары и сами видели, мы постарались, хорошо подготовились к ягнению. Есть нормальный тепляк для ягнят, комбикорма, сена припасли достаточно, с водой проблем тоже нет. Все условия созданы. Так что приплод сохраним. В том числе потому, что наши овцеводы очень стараются. Имею в виду заведующего фермой старшего чабана Магомеда Алимагомедова и многих других.

На ферме имени М.Горького, на кутане СПК имени М.Гасанова того же района доярки вывели коров на прогулку, завершили очистку коровника, но не разошлись. Они ждали вице-премьера, к которому у всех была общая просьба.

На кутане четырехклассная школа. Ученики с 5 по 10-й класс вынуждены ездить на занятия в среднюю школу в поселок Кочубей, а проезд обходится дорого – 300 рублей в оба конца. Нужен автобус. Мурат Шихсаидов пообещал обсудить этот вопрос с министром образования Дагестана.

Неподалеку от молочнотоварной фермы на кутане ГУПа имени Г.Гамидова Левашинского района несколько массивных скирд сена, так что с кормлением скота, чувствовалось, проблем здесь не возникает. Коровник тоже довольно-таки ухоженный, есть тепляки для телят. Но сарай для содержания ялового скота представлял жалкое зрелище: в стенах пробоины, шиферная кровля местами разбита.

В ответ на замечание М.Шихсаидова арендатор Джамалудин Махдиев сказал, что в коровнике у него все нормально, а на то, чтобы закончить ремонт сарая, сил не хватило. «Летом сено пришлось заготавливать, а услуги техники, горючее были дорогими, - разъяснил он. – Пришлось запастись комбикормами, купил ячмень по три рубля за килограмм и пшеницу – по три с половиной. Можно бы и зимой «доводить» сарай, но опять-таки не хватает средств. Работники у меня зарабатывают всего по 3,5-4 тысячи рублей, что очень мало, а работа у них зимой очень тяжелая. Хотя теперь людям стало несколько легче, я приобрел погрузчик, который использую при очистке сараев от навоза».

Из разговора с арендатором выяснилось, что надои на ферме (1700-1800 литров от коровы в год) сравнительно неплохие, жирность молока 4,2 процента. Говорили о преимуществах и недостатках аренды скота, формах обеспечения материальной заинтересованности рабочих.

На овцетоварной ферме ГУПа имени Богатырева того же Левашинского район проблем тоже не обнаружилось. Здесь что нет проблем с кормами, с начала зимовки падеж составил всего 15 голов. «Зимовка в хозяйствах нашего района проходит неплохо, - прокомментировал ситуацию начальник Левашинского районного управления сельского хозяйства Асхабали Гадисов. – В основном поголовье скота на молочнотоварных и овцетоварных фермах находится в аренде, и арендаторы своевременно позаботились о заготовке кормов в количестве, достаточном для проведения зимовки скота. Перед зимовкой группы специалистов управления и ветучастка ездили по хозяйствам и указали на недостатки. Но не все хозяйства прислушались. Не везде очистили загоны, отремонтировали кошары и коровники. Есть и не зависящие от них проблемы. Например, не везде из артезианских колодцев поступает вода в нужном объеме. Словом, проблемы кое-где остались, но угрожающего ничего нет».

В нашу пору, когда все разъединяются, обратное произошло в трех чародинских аулах, которые вновь объединились в один СПК имени К.Маркса. На овцетоварной ферме этого хозяйства, как считают в коллективе, сделано все для того, чтобы зимовка скота прошла успешно. Но есть и такие вопросы, для решения которых нужна помощь. В частности, речь шла о прокладке электролинии до кутана, а также о ходатайстве к руководству отделения железной дороги с просьбой не закрывать переезд, по которому на ОТФ завозят сено и зернофураж.

Не секрет, что сельскохозяйственное производство – трудное дело. Это и необустроенность быта, и грунтовые дороги, и свет, и уборка навоза, и т.д. И успех работы здесь во многом зависит от внимания к нуждам людей. От поездок руководителей по производственным объектам польза большая как для совершенствования работы, решения проблем, так и в морально-психологическом плане. Не нужно быть психологом, чтобы увидеть – даже сама возможность общения радует людей, прибавляет им надежду. Деловые беседы, беседа на равных буквально на глазах меняли настроения людей. А вот старшие чабаны Расул Магомедов из ГУП «Зирани» Унцукульского, Абакар Гаджиев из СПК «Гентинский» Шамильского, Гайбат Ризаев из СПК им.Фатахова Ахтынского, Загидат Гаджиева - глава крестьянского фермерского хозяйства «Куппа» Левашинского районов, которым за успехи в труде вице-премьер вручил по цветному телевизору, навсегда запомнят последнее совещание отгонников, проходившее в ГУ «Республиканское управление отгонного животноводства» в Кочубее. Многие удостоились и почетных грамот Минсельхоза РД.

Совещание по подведению итогов поездки по зимовьям скота началось с доклада начальника ГУ «Республиканское управление отгонного животноводства» Курбана Курбанова.

Зимовка, он считает, проходит благополучно. Растет продуктивность скота, качество товарной продукции. Благоприятствуют сравнительно мягкая зима и обилие подножного корма, и хорошие припасы грубых кормов (в минувшем году в республике было заготовлено 1,3 млн. тонн сена, соломы и сенажа), и отсутствие проблем с приобретением зернофуража.

Вместе с тем он предупредил хозяйственников, что зима еще не прошла, еще может наступить продолжительное ненастье, что погубит скот на фермах и кошарах, к которым не подвезены страховые припасы кормов. А такие хозяйства все еще есть. Он обозначил и проблемы: в общественных хозяйствах непременно нужен надежный контроль в период ягнения. Между тем главы некоторых районов не оказывают должного внимания обустройству быта животноводов на кутанах, увеличилось число волков, которые наносят хозяйствам ощутимый ущерб.

Первый заместитель министра Омарасхаб Абулмуслимов в своем выступлении акцентировал внимание на проблеме недостатка артезианских скважин и низкого дебета воды в них.

Разрабатывается в республике программа «Чистая вода», которая, сказал он, поможет животноводам решить эту проблему. Что касается учета и отчетности, то начальникам районных управлений сельского хозяйства следует наладить более тесные связи со службами статистики на местах.

Министр М.Шихсаидов, касаясь хода зимовки скота, предупредил: «Пока зимовка идет нормально. Надеяться можно на лучшее, но важно быть готовыми и к худшему. Зима еще не прошла». Он призвал относиться к землям отгонных пастбищ бережнее, недопустимо сдавать их в субаренду, за что хозяйства могут лишиться дотаций, на землях которых летом продолжат выпасать скот. Пообещал помочь в прокладке электролиний на ряд кутанов сельхозпредприятий Шамильского и Чародинского районов, в Кочубейской зоне отгонных пастбищ, хотя, продолжил он, в некоторых случаях выгоднее было бы возводить ветромельницы. Разрабатывается программа ЮФО по развитию овцеводства, в которой ключевая роль отводится нашей республике. В этой связи летом очередной День чабана в Кочубее намечается провести как праздник животноводов всего Юга России. Новым для собравшихся было и сообщение о том, что Правительство РД намечает пересмотреть карту скотопрогонных трасс, обустроить их, в особенности места отдыха, потому что в некоторых случаях, особенно в окрестностях городов, трассы застроены.

Источник: