Сейчас в Свердловской области уже многие садоводы занимаются выращиванием северных сортов и форм абрикоса. Еще большее число садоводов хотели бы их выращивать. Не все и не всегда получается удачным у наших садоводов при выращивании растений абрикоса, но в этом деле имеется и достаточное число положительных примеров. Появились и первые данные по успешному выращиванию из семян сибирских сортов абрикоса специалистами Свердловской селекционной станции садоводства нескольких отборных сеянцев, показавших устойчивость к нашим климатическим условиям и уже плодоносивших несколько раз, в том числе и в прошедшем сезоне (Л.А. Котов, Д.Д. Тележинский «Даже на Среднем Урале», «Сады России», №10/2012 г.).
Но никто из садоводов, выращивающих растения абрикоса, и в нашей северной зоне садоводства не гарантирован от заболевания их болезнями усыхания и другими грибными болезнями, широко распространенными в благоприятных южных зонах возделывания этих растений. Поэтому садоводы должны знать о таких болезнях, научиться их диагностировать и уметь от них защищаться.
Садоводы должны знать и помнить, что основой защиты растений абрикоса от болезней усыхания, да и других заболеваний являются здоровая почва, здоровые саженцы, здоровые деревья в саду и правильный и своевременный уход за ними. В отношении необходимости здоровой почвы для выращивания растений абрикоса я уже писал в прошлой статье, когда указывал на очень частое их выращивание на землях, занятых ранее или используемых сейчас для возделывания овощных пасленовых и бахчевых растений, подсолнечника, табака, земляники, являющихся переносчиками инфекции вертициллезного увядания. Ну, а на наших садовых или приусадебных участках едва ли практически можно найти землю, где бы не выращивались указанные растения.
Проведенные исследования показали, что такое заразное начало накапливается и сохраняется в почве долгие годы (до 10 лет). Накапливается и сохраняется такое заразное начало и при выращивании на ней инфицированных растений абрикоса, персика, миндаля и некоторых других косточковых растений. Поэтому для успешности роста растений абрикоса указанные почвы требуют очищения от инфекции, путем посева на них за 2–3 года до посадки растений абрикоса таких культур, которые могут снизить до минимума инфекции вертициллезного увядания (озимый горох, рапс, люцерна, рожь, вика, горчица и другие). Кроме того, снижению указанной инфекции может способствовать и внесение в данные почвы серой лесной почвы, содержащей в своем составе большое количество микроорганизмов–антагонистов возбудителей вертициллезного увядания. Содержатся подобные микроорганизмы и в нашей лесной почве. Посев названных полевых растений и внесение лесной почвы целесообразны и в междурядьях сада в первые 4–5 лет его выращивания. Указанные мероприятия действенны и против многих фузариозных грибов и значительно сокращают их количество.
Действенно против фузариозных грибов и использование растворов навозной жижи, содержащей в своем составе очень много так называемых миколитических бактерий.
Не менее сложным оказывается и избавление от инфекции в почве бактериального рака при заболевании растений абрикоса этой болезнью. Поскольку инфекцию бактериального рака в почве несут и долго сохраняют в течение многих лет после прекращения роста на этом месте растений абрикоса остатки его корней и обитавшие на них нематоды. Для обеззараживания такой почвы требуется ее дезинфекция после удаления больных деревьев хлорной известью из расчета 100 г на 1 кв.м и уничтожение содержащихся в ней нематод путем фумигации почвы или внесения в нее в течение ряда лет нематицидов.
Особенно большое значение в предохранении растений абрикоса от болезней усыхания в саду имеет выращивание здоровых саженцев в питомниках. Для этого в питомниках должны быть здоровая почва и здоровые маточные растения привоев и подвоев. При этом многое зависит и от вида подвоя, а при использовании в качестве подвоя сеянцев абрикоса и от сорта этого абрикоса. Известно, что такие используемые в качестве подвоев виды косточковых плодовых растений, как домашняя слива, тернослива, терн, алыча, песчаная и войлочная вишни, гибриды этих растений и созданные на их основе клоновые подвои значительно меньше подвержены заболеваниям вертициллезом, фузариозом и бактериальным раком. Отдельные из этих растений даже иммунны к некоторым из этих заболеваний и имеют хорошую совместимость с привоем. Имеются отдельные сорта и формы абрикоса, которые обладают повышенной устойчивостью к вертициллезу, фузариозу и бактериальному раку. Поэтому в целях защиты от болезней усыхания деревьев абрикоса в саду целесообразно использовать при выращивании саженцев такие подвои.
В процессе выращивания саженцев обязательно должна предусматриваться защита от зимних морозов, солнечных ожогов, весенних и осенних заморозков, от повреждений ветром, дождем, градом, насекомыми и болезнями, животными, орудиями ухода за почвой. Поскольку заболевание вертициллезом и фузариозом очень часто происходит и через раны в нижней части ствола дерева и в районе его корневой шейки, наносимыми морозами, солнечными ожогами, грызунами, орудиями ухода за почвой и другими причинами. А цитоспорозом и бактериальным раком – через любые раны, включая и указанные. Поэтому целесообразно при выращивании саженцев на подвоях, отличных от абрикоса, делать прививку культурного сорта на высоте 50–60 см, удаляя тем самым наиболее уязвимую для заражения вертициллезом и фузариозом его нижнюю часть от источников инфицирования.
Таким образом, при соблюдении указанных условий к концу роста в питомнике могут быть получены вполне здоровые саженцы абрикоса. Выкопка этих саженцев перед отправкой их на реализацию для посадки в садах, на садовых и приусадебных участках должна быть произведена, естественно, с минимальными повреждениями корневой системы и надземной части. Поскольку раны корневой системы и раны в нижней части кроны, особенно серьезные, долгое время остаются главными открытыми окнами, через которые внутрь растения могут легко проникнуть возбудители вертициллеза, фузариоза, да и бактериального рака и цитоспороза.
А что же дальше? А дальше выкопанные в питомнике саженцы абрикоса транспортируются на места их реализации, а после реализации – в сады, садовые и приусадебные участки. И все это, как уже принято у нас давно, происходит осенью. Но наилучшая приживаемость и сохранность саженцев абрикоса во всех зонах садоводства обеспечивается только при весенней посадке. Поэтому приобретенные осенью саженцы абрикоса сохраняются до весны в прикопе в специальной траншее (прикопочной яме). При закрытии землей корней саженцев в прикопе, особенно бульдозером в случае промышленного сада, а садоводами при небрежнем выполнении этой работы лопатой, часть корней попадает в пустоты, плесневеет, ослабевает, а корни плотно укрытые землей продолжают рост до замерзания почвы, расходуют питательные вещества из своих скудных запасов в связи с сильной обрезкой корневой системы в питомнике, истощаются. После весенней посадки такие саженцы долго не приживаются. Надземная их часть прогревается весенним теплом, не получая питания от корней, развивается в этот период в основном за счет внутренних запасов и, истощаясь, теряет сопротивляемость вредным микроорганизмам. Возбудители заболеваний проникают в ткани коры через имеющиеся многочисленные раны корневой системы и возможные раны надземной части молодых деревьев абрикоса, и заболевание становится хроническим. Поэтому уже в первые два года после весенней посадки таких саженцев, например, в Молдавии зачастую гибнет до 20% молодых деревьев.
Поселившись в тканях уцелевших растений, паразиты ожидают очередной их ослабленности, которая обычно проявляется при вступлении деревьев в плодоношение, когда продукты фотосинтеза расходуются преимущественно на репродуктивные органы, а вегетативные, особенно кора, недополучая их, ослабевают. Такое же состояние происходит и при сильном повреждении деревьев морозами, когда они при восстановлении не имеют возможности сделать достаточные для их нормальной жизнедеятельности запасы продуктов фотосинтеза. Все это усиливает агрессивность паразитов внутри тканей, вызывая гибель отдельных веток или всего дерева.
Как показывают наблюдения специалистов, продолжительность жизни абрикосовых деревьев и период их плодоношения при промышленном и любительском выращивании из-за инфицирования указанными и другими заболеваниями в 20 веке и уже начавшемся 21 веке во всех странах резко сократились. Ведь еще совсем недавно, например, можно было встретить в Средней Азии деревья абрикоса, чей возраст превышал 100 лет, чуть меньшего возраста можно было встретить деревья абрикоса в Армении, 60–70-летние его деревья можно было встретить в Крыму и даже в уже упоминавшейся Молдавии. Вообще, в литературе указывается, что максимальная продолжительность жизни деревьев абрикоса составляет около 200 лет. И указанные абрикосовые «мафусаилы» до преклонного возраста давали большие урожаи плодов. А как дела с этим обстоят сейчас? Так, в Молдавии продолжительность жизни деревьев абрикоса сократилась до 20 лет, и они уже в возрасте 12–14 лет требуют раскорчевки, в благословенном климате Калифорнии в США деревья абрикоса раскорчевывают в возрасте 30 лет. В связи с меньшей инфицируемостью деревьев абрикоса из-за природных особенностей и ряда других причин в Крыму, на Северном Кавказе, в Армении и особенно в Средней Азии возраст нынешних деревьев абрикоса и длительность их плодоношения выше, чем в Молдавии, но также существенно сократился.
С причиной столь короткого существования нынешних деревьев абрикоса, посаженных саженцами из питомника, и здоровых в возрасте 40–50 лет и старше с высокой урожайностью таких деревьев попытался разобраться молдавский ученый, профессор, доктор сельскохозяйственных наук Г.А. Патерило. Прежде всего при обследовании молодых абрикосовых садов его удивило присутствие в них дятлов. Да, самых обычных дятлов. Но что им там нужно? Ведь известно, что дятлы спутники больных деревьев. Долбят клювом какое-нибудь старое или больное дерево, чтобы добраться до личинки вредителя. Но тут молодые деревья абрикоса. Выяснилось, что молодые деревья абрикоса тоже больные и дятлы ведут там санитарную обработку. И тогда ученый решил проследить всю технологическую цепочку выращивания деревьев абрикоса в саду, включая выращивание и выкопку саженцев в питомнике, транспортирование и хранение саженцев до весенней посадки, посадку саженцев в саду и уход за молодыми деревьями. Оказалось, что причиной столь быстрого заболевания деревьев абрикоса и столь короткого периода их плодоношения и жизни является выращивание их саженцами из питомника. Все же существующие еще и хорошо плодоносящие высоковозрастные деревья абрикоса получены беспересадочным выращиванием их сразу в саду.
И Г.А. Патерило такая беспересадочная технология была опять предложена для всех вновь закладывемых абрикосовых садов. Для этого с осени на участке будущего сада высевают 4–5 косточек подвойных сортов абрикоса на постоянные места роста с последующей прививкой выросших в гнезде 2–3 сеянцев. В этом случае привитые сеянцы остаются на месте с нетронутой корневой системой на всю последующую жизнь деревьев. Вместо косточек на постоянное место можно высаживать в гнезда по 2–3 хорошо развитых здоровых сеянца, но обязательно с хорошо сохраненной корневой системой, делая затем их прививку. Оба эти приема выращивания абрикоса обеспечивают высокую сопротивляемость возбудителям усыхания и возбудителям других болезней, не допуская развития хронических заболеваний, вызывающих усыхание в последующий период роста и развития абрикосовых деревьев.
В 1978 году в Молдавии на площади 3 га по указанной технологии был заложен опытный абрикосовый сад. Наблюдения уже с первых лет показали большие преимущества беспересадочных деревьев, о чем свидетельствует длина прироста побегов. Так, на деревьях, выращенных из саженцев (контроль), побеги были в 5–6 раз короче, чем на беспересадочных деревьях. Это связано с тем, что корневая система саженцев в течение нескольких месяцев очень медленно приживалась в почве. При этом побеги развивались за счет органического запаса продуктов фотосинтеза. Нарушенная при выращивании саженцев из питомника связь между почвой, корневой системой и надземной частью растений обусловила использование в течение длительного времени запасов продуктов фотосинтеза дерева, что привело к его истощению и потере сопротивляемости возбудителям болезней усыхания и другим болезням. В этом опыте в первые два года среди деревьев, выращенных саженцами из питомника, выпад действительно, как уже указывалось выше, составил около 20%, в то время как из беспересадочных деревьев за тот же период не погибло ни одно растение. В 1982 году беспересадочные деревья вступили в плодоношение и дали хороший урожай, в то время как деревья того же возраста, выращенные из саженцев, дали первый урожай в 1983 году, и он был намного меньше. При этом мощная корневая система, проникшая в глубокие горизонты почвы, обеспечила беспересадочным деревьям хорошую выносливость во время случившихся летних засух за период их роста и разных других невзгод.
Продолжение следует
В.Н. Шаламов