Вы здесь

Аграрии Саратова обсуждали региональную марку качества

Перейти к полной версии/Вернуться

 18 декабря в Торгово-промышленной палате Саратовской области состоялся межрегиональный круглый стол на тему «Региональная марка качества как инструмент конкуренции в условиях ВТО». Организаторами мероприятия выступили аграный комитет Российского управленческого сообщества и Торгово-промышленная палата Саратовской области.

В круглом столе приняли участие руководители агропредприятий Саратовской области, представители Роспротребнадзора, Саратовского аграрного университета им. Вавилова, Россельхозбанка, гости из Франции, из Москвы, из Ульяновской области.

Открыл собрание президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев. По его мнению, стратегия развития агрокомплекса требует инвестиций в логистику и предприятия с иностранными инвестициями, а также необходимо производство качественной и сертифицированной продукции. «Только в этом случае и России, и нашему Саратовскому аграрному региону можно занять нишу и выжить в жестких условиях Всемирной торговой организации», - подчеркнул глава ТПП.

О том, что это за условия напомнил модератор дискуссии, руководитель аграрного комитета Российского управленческого сообщества Антон Долгов. «Один из главных принципов ВТО – обеспечение равных торговых условий всем странам-участницам этой структуры. Встает вопрос о том, насколько мы в состоянии конкурировать?», - так сформулировал основную проблему Антон Васильевич. Общемировой тренд – это экологически чистое производство, эта та ниша, которую может занять российский сельхозпроизводитель. Сейчас экомаркировка в России – это красивая наклейка, которая не гарантирует особого качества продуктов из-за отсутствия соответствующих нормативов. Положение частично может исправить разрабатываемый на федеральном уровне законопроект «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», считает Антон Долгов.

Участники круглого стола обратились к французскому опыту маркирования продуктов питания. Генеральный директор Planet Wine&Spirit (PWS) Арно Питоле рассказал о развитии и функционировании Le Label Rouge — французской марки качества. Один из тезисов доклада: продукции на российском рынке не хватает достоверной маркировки, помогающей конечному потребителю определить регион производства и качество продукта. Его выступление вызвало оживленную дискуссию. Участники круглого стола обсудили такие вопросы как: насколько увеличиваются затраты на производство сертифицированной продукции, гарантирует ли маркировка Label Rouge дополнительную безопасность, есть ли разница в требованиях Label Rouge и ISO, какова разница в цене для конечного потребителя для маркированного и немаркированного продукта, как использование марки качества влияет на объем продаж?

«Во Франции подошли к проблеме региональных марок качества в 1905 году. Более 100 лет как-то эта тема у них варилась <...> Мы же только недавно начали есть досыта, теперь мы переходим к проблеме выбора. Как выбрать из того, что лежит на полках то, что выращено в Саратовской области, Ульяновской области или фермером через дорогу», - генеральный директор ООО «Экоптица из Сенгилея», глава Ремесленной палаты Ульяновской области Ринальдо Маллямов вернул разговор к теме российской действительности. Он призвал прислушаться к саратовским производителям при взгляде на этот вопрос.

Свое мнение как представитель HoReCa озвучил директор ООО «Органик» Алексей Колесников. Он считает, что один из способов сохранить сельскохозяйственное производство в России – поднять наши стандарты качества выше, чем в ВТО. Таким образом, конкуренция будет осуществляться не по ценовому принципу, а по качественному. «Если покупатели будут ориентироваться только на цену, то у нас останется производство только в виде хобби», - резюмировал Алексей Алексеевич. Он затронул и еще одну важную и дискуссионную тему - развитие региональных марок должно осуществляться одновременно с активной борьбой против контрафакта.

То, что региональным маркам тяжело конкурировать с импортным товаром подтвердил генеральный директор ОАО «Совхоз-Весна» Александр Решетов. «Надо еще на полки магазинов попасть, <…>мои помидоры никогда дешевле турецкой не будут, потому что мы, заботясь о потребителе, несем значительно большие затраты на производство, например, мы применяем активную биологическую защиту», - заявил Александр Александрович. Как производитель он обратился к представителям торговых сетей и попросил для местных марок выделить «одну маленькую полку в сторонке». Ему ответил менеджер по развитию региональной торговой марки сети «Гроздь». По его словам, продукты местных производителей продаются лучше, поэтому сеть готова к сотрудничеству. «Есть положительный опыт, пожалуйста, приходите, и мы обсудим, а покупатель уже сам сделает свой выбор», - предложил представитель «Грозди».

Эмоциональное выступление Александра Решетова и поднятая им проблема заинтересовали французского гостя. Арно Питоле пояснил, что Францию в какой-то момент наводнили испанские помидоры, с которыми местные производители не могли конкурировать. Однако они этот этап прошли. Большую роль сыграла возмущенная общественность, которая настояла на том, чтобы французскую границу могло пересекать только определенное количество иностранной продукции.

Председатель Агропромышленного союза Саратовской области Александр Ратачков в своем выступлении обратил внимание, что за границей сельхозпроизводители получают дотации и субсидии на производство продукции. В России по его мнению этому уделяется недостаточное внимание. Его речь о необходимости господдержки и усилении контроля за контрафактным товаром вызвала аплодисменты у производителей.

Нужно выстраивать альтернативные бизнес-модели, если не удается выжить в существующих – обозначил свое мнение руководитель Ресурсного центра развития бизнеса в Саратовской области Владимир Турман. «Мы пытаемся конкурировать на основе цены, а не ценности – это тупиковый путь», - уточнил Владимир Викторович. Ведь бренд позволяет получать большую прибыль на единицу продукции, это устойчивое конкурентное преимущество. Наверно, понимание появится тогда, когда доходы наших производителей резко упадут из-за прихода ВТО, заключил выступающий.

«Здесь собрались предприниматели, представители контролирующих органов и других организаций – это говорит об общественном интересе к проблеме. Одних интересует, что мы кушаем, других – как мы будем зарабатывать. То, что мы сейчас обсуждаем эту проблему – важный шаг в её решении. Дальнейшее развитие темы региональной торговой марки — целиком и полностью зависит от всех нас — от предпринимательского сообщества, от органов государственной власти и регулирующих органов и, самое главное, - от желания общественности потреблять здоровую пищу и и своим потребительскими предпочтениями голосовать за тех сельхозпроизводителей, которые думают о качестве и с уважением и заботой относятся к своему потребителю», - подвел итог всему круглому столу Антон Долгов.

Источник: