Екатеринбургский научный агрогородок Исток, где разместился УралНИИСХоз, учебные аудитории Уральской государственной сельскохозяйственной академии, а также открытое акционерное общество «Уралплемцентр», можно смело назвать коровьей столицей. Здесь 50 лет назад родилась новая порода крупного рогатого скота — уральская чёрно-пестрая.
Недавно это важное событие отметили специалисты по племенному делу. В Екатеринбурге прошёл юбилейный 50-й координационно-методический совет по работе с чёрно-пёстрым скотом. Выступая на нём, председатель совета генеральный директор ОАО «Уралплемцентр» Владимир Мымрин отметил: «Чёрно-пёстрый скот — один из самых востребованных не только в Свердловской, но и в Курганской, Челябинской областях, в Удмуртии и других регионах. Из восьми пород, культивируемых на Урале, на долю чёрно-пёстрого приходится 78,4 процента».
Дело, конечно, не только в чёрно-пёстрой масти. Хотя отсюда название породы. Скот этот — производное голландской, ост-фризской и нашей местной, тагильской, пород.
Нет, пожалуй, такой страны, где бы ни разводили на основе голландского свой местный молочный скот. В настоящее время численность голландизированного скота в мире достигает 120 миллионов голов.
Известный учёный зоотехник П.Н. Кулешов ещё в 1890 году отмечал, что голландский скот дал толчок всему мировому молочному и мясному животноводству. Благотворное влияние оказали многие факторы: мягкий климат, плодородные почвы, прекрасные луга и пастбища. И тем не менее как истинные скотоводы голландцы одни из первых в мире стали заниматься племенной работой.
Россия начала закупать голландский скот ещё в XVII веке! Первые сведения об этом относятся к 1693 году. Уже тогда крестьяне стремились улучшить своих коров. В частности, делались попытки усовершенствовать холмогорскую породу (Архангельский Север).
Тагильский скот — тоже порода. Её родиной считается Нижний Тагил и прилегающие к нему посёлки — Висим, Черноисточинск, Лая.
По преданию, отмечал учёный Л.Н. Сабанеев в «Очерках Зауралья», тагильская порода скота происходит от холмогорского быка, присланного Демидову в подарок Петром I. Но, как показывают факты, в районе Тагила держали коров и раньше, ещё до Демидовых.
Почти четыре века назад, точнее, в 1612 году, на месте теперешнего Нижнего Тагила стояло три кузницы, в которых изготовляли изделия из железа и меди. Это была Тагильская Слобода. Населяли её в основном переселенцы с Русского Севера, холмогоры. Они-то и были первыми, кто развёл тут крупный рогатый скот.
В 1725 году Никита Демидов создаёт в Тагиле и поблизости ряд заводов. С этого времени населению стали выдавать «месячину»: муку, крупу, соль. Молоко и мясо «месячиной» не предусматривались.
Конечно, каждый старался держать животину получше, поудойней. Это, в свою очередь, приводило к отбору скота, как говорят специалисты, «в себе», что за многие десятки лет плодотворно сказалось и на продуктивности, и на экстерьере животных.
Но не только об удое думал хозяин, оставляя на племя телочку. Он смотрел ещё, не жидковато ли у коровы молоко.
Хорошее кормление, пастьба с весны до поздней осени, а также обычай выпускать коров зимой во двор или на улицу даже в суровые морозы, тоже имели своё значение — вырабатывались выносливость и приспособляемость к местным условиям.
Большую роль в создании ценных качеств тагильского скота сыграло, конечно, и то, что его скрещивали с другими породами. Сперва в основном с холмогор-ской, а позже — с голландской.
Надо сказать, при Демидовых скрещивание велось уже достаточно организованно. Судя по архивным документам, в Тагиле, а также в ряде других мест, при заводских конюшнях существовали случные пункты с быками «хорошей», крупной породы.
Из проверочных описей за 1859 год видно, что в Нижнетагильском заводе держали девять быков, в Верхне-Салдинском — двух, в Висимо-Шайтанском — одного, в Черноисточинском — тоже одного быка. Назначение всех было — «улучшать породу крупного рогатого скота».
Помимо случных пунктов были при заводах ещё и рассадники скота, предназначенные для того, чтобы «снабжать пункты хорошими быками».
Сохранились в документах и имена тогдашних специалистов. Среди них — ветеринар А.И. Романов. О тагильской породе он оставил немало письменных наблюдений.
«Скот этот, — писал он, — весьма крупен, с развитым выменем. Голова неширокая и продолговатая, кожа не грубая, с мягкой блестящей и короткой шерстью и со складками на шее. Масти различные: чёрная, красная и красно-пёстрая. Все коровы очень смирного, кроткого нрава и могут идти на поводу хоть у ребёнка… Молочной продуктивностью они обладают громадной, и многие из них, по местному выражению, «сквозницы», то есть доятся до самого отёла… Тагилки, до некоторой степени походя на холмогорский и голландский скот, не есть точная копия с этих пород. Они представляют собой нечто своеобразное, похожее на особую породу, образовавшуюся под влиянием местных условий…»
С 1900-х годов в Нижний Тагил начали довольно активно завозить быков и тёлок голланд-ской породы. Сначала мелкими партиями — по 5–6 голов, потом — более крупными.
С 1905 года земство начало выдавать людям ссуды на покупку чистокровных животных. В 1912 году в Тагиле появился случный пункт с 14 быками-производителями.
На Нижнетагильской сельскохозяйственной выставке 1913 года была представлена группа отборных чистопородных тёлок. Тут же демонстрировалась и группа помесей — тагилоголландок.
Скрещивание не прошло бесследно. Бывший пермский губернский агроном, а в последствии профессор Пермского сельскохозяйственного института В.Н. Варгин писал: «В настоящее время тагильский скот не представляет чего-либо однородного, и о нём как об особой породе говорить нельзя. Это — смесь обыкновенного северного русского скота с животными, имеющими большую или меньшую примесь голландской крови».
Наверное, это вполне объективная оценка. Не случайно до 1920-х годов тагильский скот никто официально породой не признавал. Из всего массива скота, как говорят специалисты, не было выделено ни одной линии, ни одного семейства. Не было ни рекордисток, ни проверенных быков-производителей, ни маточных стад, ни племенных рассадников, ни племенной книги. А без всего этого порода — не порода. Её нельзя зарегистрировать.
Начало научному племенному делу на Среднем Урале положено в 1923 году животноводческим товариществом «Тагилка», а затем Тагильским кооперативным племенным рассадником. Организация племенных маточных стад тагильского скота в колхозах и совхозах началась в 1925–1928 годах.
В 1931 году вышел первый том Государственной племенной книги тагильского скота. Можно считать, что с этого года породу узаконили.
Уже тогда на основных племенных фермах Свердловской области средний надой от коровы составлял 3547 килограммов молока (процент жира — 4,07). Были и свои рекордистки. Корова Марта за год давала по 9363 килограмма молока (жирность — 4,1), Милька — 8975 килограммов (жирность — 4,22).
Это высокие показатели даже по сегодняшним меркам. Но сельское хозяйство страны требовало большего. Как добиться этого? И вот учёный совет Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства по предложению академика
Е.Ф. Лискуна принял решение о проведении крупного опыта по скрещиванию тагильского скота с голландским и остфризским. «Задача, — говорилось в решении, — создать высокопродуктивную молочную породу, сочетающую наиболее ценные качества: обильномолочность, массивность, хорошее телосложение, высокое содержание жира в молоке и приспособляемость к суровым условиям Урала…»
Работу начали на базе совхоза «Исток», так как здесь кое-что делалось энтузиастами. Одним из них был зоотехник этого сов-хоза М.Г. Бурдин.
Но Бурдин работал бессистемно. В 1936 году группу селекционеров возглавил профессор К.М. Лютиков. Под его руководством успешно провели скрещивание тагильского и остфризского скота и получили помеси первого, второго и третьего поколений.
Результат первых опытов — помеси хороши по удою, живому весу и экстерьеру, но плохи по жирномолочности. Как её повысить?
В 1938 году научное руководство по созданию новой породы доверили молодому учёному Е.А. Арзуманяну. Позже он стал заслуженным деятелем науки РСФСР, доктором сельскохозяйственных наук, профессором, автором многих книг по животноводству и племенному делу.
— Всё началось с закупки скота, — вспоминал учёный. — Сперва — голландского, затем — тагильского. Последний закупали, как правило, в окрестностях Нижнего Тагила. Разумеется, выбирали коров получше, покрепче телосложением. Всего закупили шестьсот бурёнок. Правда, в «Истоке» к этому времени имелось небольшое маточное стадо тагильского скота. Причём основное ядро его уже несло в себе некоторую долю голландской крови. Это помогло нам с большим эффектом закрепить в помесях наследственные качества. Так вот, закупив скот, мы разбили его на опытные группы. На каждую корову завели родословную. И уже в 1939 году всех животных покрыли остфризскими и голландскими быками. К сожалению, знаний и опыта было мало. Поэтому зачастую действовали методом проб и ошибок. Естественно, по мере получения помесей часто вносили коррективы. Вначале думали: получим помеси первого и второго поколений и наиболее перспективные особи второго поколения будем разводить «в себе».
«В себе» — метод разведения помесей, используемый после поглотительного (или преобразовательного) скрещивания животных, достигших желательного типа.
— Однако, — продолжал Ерванд Аванесович, — результат оказался неутешительным. Все помеси, как полукровки, так и не полукровки, дали неплохие удои, но резко снизили процент жира в молоке. А ведь с самого начала ставилась задача сохранить высокую жирность. Тогда решили провести обратное скрещивание — полученные помеси спарить с тагильскими быками. Жирность молока повысилась, но при этом у коров ухудшился экстерьер и они резко сбавили в надоях. Обратное скрещивание тоже не дало желаемых результатов. Это был мучительный труд…
По словам учёного, поиск оптимального варианта затянулся на долгие годы. Но найти его всё- таки удалось. Это помесь животного, в котором 37,5 процента тагильской крови и 62,5 процента — голландской. Подобное сочетание дало возможность получить таких животных, в которых гармонично соединились все ценные свойства. Кстати, такое процентное соотношение заложено в основу формирования большинства новых пород…
Уральская черно-пёстрая создавалась двадцать лет. В 1958 году Министерством сельского хозяйства СССР она была утверждена как новая порода.
К сожалению, многих из её создателей сегодня мало кто помнит. А жаль. Они сделали великое дело. По мнению Владимира Мымрина, большой вклад с создание уральской чёрно-пёстрой породы скота внесли академик
ВАСХНИЛ А.П. Калашников, доктор сельскохозяйственных наук, профессор А.П. Никольский, доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.Б. Веселовский, учёные О.В. Гаркави, В.А. Иванов, А.М. Никитин, Ю.К. Рябов, Г.Д. Кипкаев, специалисты и руководители колхозов и совхозов А.В. Малов, В.Н. Важенин, Р.И. Жожин, Б.А. Чумаков, В.Н. Лазаренко, А.А. Смольянинов, Я.М. Бойченко, А.Н. Куприенко, Е.Ф. Маркин.
Создание новой породы скота на Урале было делом коллективным.