Вы здесь

Латвия: Стадо — под нож

Перейти к полной версии/Вернуться

Цена на молоко упала почти на треть. Кроме того, латгальские сдатчики денег за продукт не видят месяцами. Выход у них сегодня только один: пустить молочное стадо под нож.

Латгальские крестьяне после падения цен на молоко больше не в состоянии держать коров

Без коров что без рук
Для жительницы хутора «Калнини» Вецсалиенской волости Даугавпилсского района вдовы Веры Лях две ее коровы - единственная возможность выжить в суровых условиях кризиса, ведь постоянной работы-то нет. 

Однако в последние месяцы молоко стало резко падать в цене. Если в феврале прошлого года заготовщики платили 16 сантимов за кило, то в апреле этого года уже 13 сантимов, в сентябре - 12, а во второй половине ноября и того меньше. Если подсчитать, сколько стоит накосить сена да во сколько обходится содержание двух буренок, то получается, что хозяйка остается внакладе. Она в отчаянии: 

- Если дела так пойдут и дальше, то придется моих кормилиц резать. Не справлюсь... Как жить? Проверяющих множество. О животных пекутся... А как я живу, никого не интересует. Что с сыном ем, а ему 12 лет, во что одеваемся... Недавно собаке Дуське нужно было прививку сделать. Пять латов пришлось отдать. А заболей я, чем платить за лечение? 

Привыкшие к невзгодам крестьяне, которых трудно чем-либо удивить, нынешнюю ситуацию с расценками на молоко считают катастрофической. Смахивая слезы, Вера говорит: 

- Издевательство! Вода в магазине стоит поллата, а молоко - сантимы. 

Тупик

- Никто наш труд не ценит. Никому мы не нужны! - такими невеселыми словами начал разговор Антон Пукин, хозяин «Бирзталас» - хозяйства, расположенного в местечке Тартак упомянутой волости. 

На протяжении пятнадцати лет шесть дойных коров приносили хозяйству доход, благодаря которому оно развивались. Сейчас, в период кризиса, крестьяне все чаще задаются вопросом: а есть ли смысл гнуть спину? 

- Ведь деньги за наше молоко уходят в чужой карман, а мы на грани выживания, - говорит Антон. 

Летом за десять дней от шести коров хозяева получают более тонны молока. За 1030 литров тогда они получили 175 латов. За вторую декаду октября хозяева сдали предприятию «Прейлю сиерс» 674 литра молока. Заработали 85 латов. То есть получается, что месячный доход от продажи молока не слишком-то превысит минимальную зарплату в стране. И это при жирности продукта более 4 процентов и оценке как «высший сорт». А сколько нужно труда, чтобы добиться таких показателей! 

- Это полный тупик. Прибыли никакой. 

Стоимость топлива, оплата прочих услуг сводят на нет все усилия крестьян. Денег, по их словам, за сданное молоко «Прейлю сиерс» не платит уже почти два месяца. 

- Директор предприятия господин Шнепст советует нам почаще проверять счета. Издевается, что ли... - говорит фермер. 

Политика государства?

Те же проблемы у владельца крестьянского хозяйства Леонида Ореха. Он рассказал, что одна его знакомая из Каплавы недавно зарезала четырех коров. Оставила лишь одну: для себя. 

На этот шаг хозяйка пошла после того, как килограмм молока упал в цене до 9 сантимов и стало нечем платить за взятый для строительства молочной фермы кредит. Собрав все, что у нее было, со словами: «Забирайте последнее. Больше с вами не связываюсь!» она перечислила всю сумму кредиторам. 

Впрочем, сложные проблемы возникли не только у тех, кто держит всего несколько коров, но и у хозяев, в хлеве которых по 15- 20 и более буренок. 

Взял кредит и фeрмер из Калкунской волости Владимир Горкин - хотел новый трактор купить, другую технику. Думал, что, надаивая ежегодно по 60 тонн молока да при сохранении цен, все вернет, да еще, как водится, с процентами. А тут цены не то что на 1- 2 сантима упали (хотя и при таком снижении недоимки составляют кругленькую сумму), а больше... 

Сам Леонид Орех после Нового года тоже решил избавиться от семи коров. За год он сдает около 20 тонн молока. Выручка составляет более 2 тысяч латов. На топливо уходит почти три тысячи... 

- В кои времена резали коров? Возникает вопрос: зачем работать? Не надо ни пахать, ни сеять. Лучше сидеть с удочкой или пить горькую. Этого от нас добиваются?! 

Многие владельцы хозяйств уверены, что латвийские чиновники умышленно ликвидируют местное молочное производство, открывая дорогу европейскому. 

- Все эксперименты над нами ставят... Теперь до коров добрались, - говорят крестьяне.

Источник: