Вы здесь

Новосибирская область. «Смотри, Надежда, допрыгаешься…»

Перейти к полной версии/Вернуться

Год назад от знаменитого агрокомандира Юрия Засыпкина, главного собственника хозяйства «Степное» Искитимского района, ушли 63 земельных пайщика, забрав 850 гектаров. Люди объединились в потребительский кооператив — помогать себе и соседям развивать личные подворья.

Как жить на своей земле?

Чиновники рапортовали: таких кооперативов по области — более ста. Действующих — днем с огнем не сыщешь! Жителям Степного повезло: здесь живет редкая женщина — Надежда Мадаева. Когда-то зоотехника центрального отделения своего хозяйства Юрий Засыпкин называл племянницей. Пока она в конце 80-х годов не создала хозрасчетный кооператив «Пионер» по доращиванию телят, где телятницы стали работать в две смены и получать зарплату больше руководителя и специалистов. Директор решил срезать доходы подчиненных, высокое начальство убеждало Мадаеву, что интеллекты телятницы и бухгалтера отличаются. А она как член горкома и обкома КПСС собрала партсобрание, отстояла заработанное «своими девчонками», но когда не получила открытой поддержки коллег по партии, выложила свой партбилет: не нужна мне такая партия! «Смотри, Надежда, допрыгаешься», — не одобрил ее партийный лидер района. Партийцы после собрания сочувствовали: «Надя, мы все в душе с тобой, но нам в этой деревне жить…» Мадаева уволилась из хозяйства. А в 92-м взяла землю на свою семью и стала единственным фермером в Степном, удивив всю округу: «У Засыпкина фермер завелся!». Серьезной семейной фермы они не создали (сын после института и армии остался в городе), но вместе с мужем обрабатывают «пожизненно наследуемые» 83 гектара, продают зерно на корм скоту, хозяйка открыла магазин.

«Почему люди не отдали землю Засыпкину?» — спрашиваю Надежду Константиновну. «Не устраивали условия расчета за аренду, — отвечает она. — Мы еще почему объединились в кооператив? В последние годы население сократило поголовье скота в личных подворьях из-за кормов. Хотя хозяйство у Засыпкина крепкое, он не продавал кормов столько, сколько нужно, и люди коров порезали. Я не осуждаю Юрия Николаевича: частник есть частник, каждый работает, как может. А тут еще народ набрал кредитов по нацпроекту, завели свиней, их кормить надо и за кредит расплачиваться». — «Землю пайщикам легко отдали?» — «Все делали, чтобы помешать! Но мы выцарапали. Очень поддержала нас глава сельской администрации Надежда Кузеванова: ее волнует занятость людей и содержание соцсферы. Члены нашего кооператива зимой работают в кочегарке, летом заготавливают корма для подворья, а Засыпкину просто не нужна конкуренция! Мы ведь его подстегнули делать добрые дела для людей. Он нынче дал за земельные паи столько зерна, сколько никогда не давал. Нам люди говорили: спасибо, что вы есть».

Такую женщину не могли не выбрать главой кооператива. Мадаева смеется: «Мужчины не любят руководить. Хотя к нам пришли люди, которые любят деревню, как и я ее люблю. Мы хотим жить и умереть на своей земле. В кооперативе замечательные пять механизаторов, из-за них, я думаю, Засыпкин даже завидует нам. Например, 36-летний Владимир Козик, отец троих детей, бригадиром в ЖКО работает. Говорит мне: «Сплю и вижу, как буду работать на новом тракторе». Мы сейчас трактор и культиватор покупаем».

«Постоянно тыкают носом»

Первый год кооператива, даже для людей «с крестьянской жилкой», был непростым. «Лелеяли надежду на кредит, — вспоминает Мадаева, — но мы — вновь созданные, банки нас не знают, поэтому весной технику купить не удалось. Единственное, на что пошел “Россельхозбанк”, — выдал нам под поручительство физических лиц кредит на семена. У нас же в основном многосемейные объединились, деньги на сберкнижке не хранят, а значит, и залога ни у кого нет». Мадаева выставила в качестве залога свой магазин. И дала на обработку земли свою старую технику: фермером же была! Семена, поверив ей на слово, ссудила еще до кредита Елизавета Кирьязова, фермер и руководитель хозяйства, с которой Мадаева вместе заседала на пленумах обкома КПСС. «Благодаря ей и посеяли, — говорит Надежда Константиновна. — Землю, конечно, желательно бы лучше обработать, но тракторам по 30 лет! Нас за это постоянно носом тыкают: землю заберем! Хоть караул кричи. Очень тяжело жить, когда рядом такое показательное хозяйство, как “Степное”. Мы им как кость в горле! А ведь я от государства никакой помощи не получила! На посевную и уборку брала в основном коммерческие кредиты под 24 процента».

«Мое мнение: залоговые фонды для малых хозяйств должны быть государственные: либо при банках, либо при органах власти. Сколько можно в области об этом говорить?» — задает риторический вопрос глава районной ассоциации фермеров и сама фермер Галина Спицына, всячески поддерживающая кооператив Мадаевой. Галина Ивановна создала эффективный кредитный кооператив (их в области — единицы!), которому банк дает деньги охотнее. Кооператив кредитует фермеров и владельцев ЛПХ на более длительный срок, чем банк. «Мы кредитную историю, слава Богу, не портим и могли бы брать в банке еще больше ресурсов, но все упирается в залог, пока это только имущество фермеров», — сожалеет Спицына.

Кредитный кооператив профинансировал соратников Мадаевой, «у которых кроме коров и рабочих рук ничего не было», как физических лиц, и на эти деньги они купили новый комбайн. Край надо хранилище для зерна: осенью остатки его Мадаева продала за бесценок — по 2600 рублей за тонну, хранить негде! «Наша земля — в селе Октябрьском, где у Засыпкина разворовываются кузница и мастерская, — не скрывает Надежда Константиновна. — Я просила: продайте или в аренду отдайте, мы поставили бы технику и засыпали зерно. Даже слушать не захотел: пусть разграбят, но не достанься никому!»

И все же свое предназначение кооператив реализовал. Его члены заготовили для личного подворья сена и зернофуража по потребности, заработали неплохие деньги. Мадаева организовала сбор молока в нескольких селах (до 600 литров в день). Закупали по 10 рублей за литр, сдавали на переработку предпринимательнице из Линево по 13. «Люди были очень довольны! — светлеет лицом председательша. — Даже те, кто выезжали на рынок, стали сдавать молоко нам. Они на рынке, может, и дороже продадут, а транспортные издержки? И дома надо молоко сепарировать, масло сбить, творог или сметану сделать. Поэтому и несли нам молоко с удовольствием». Летом кооператив мог бы и тонну в день собирать, но их компаньонка из Линево прием ограничивала (ей возили молоко и другие), да и условия расчета кооператив не устраивали. «Мы наработали отрицательный опыт, — честно признает Галина Спицына. — Поняли: без собственного модуля не обойтись». Мадаева: «Мы ведь для того и объединялись, чтобы люди могли больше завести коров, производить молока, а без своей переработки и реализации в кармане владельца ЛПХ мало что остается».

Они могли бы взять кредит на покупку маленького заводика еще весной. Спицына — член областной комиссии по поддержке потребительских кооперативов, ей обещали безвозмездную субсидию для взноса в банк. Но Мадаева побоялась, что не потянет ежемесячный платеж банку. Сейчас они вдвоем ломают голову, как получить кредит на оборудование. И глава кооператива оформляет заем на трактор с культиватором. В залог опять выставила свой магазин!

Нужен переворот

Спицына и Мадаева знают: мало модуль купить, надо его загрузить, перерабатывать молоко с личных подворий и фермерских хозяйств. «А наши фермеры в основном заняты растениеводством, — вздыхает Галина Ивановна. — Животноводство требует больших затрат на строительство фермы, на оборудование. Фермеры больше 10—25 коров не имеют, и все без охладителей молока мучаются». «У нас в Степном дома стоят на 11 сотках, сложно на таком участке построить сараи, даже если есть желание расширить подворье», — добавляет еще одну проблему Надежда Константиновна. И все-таки в Искитимском районе есть база для расширения производства молока и мяса в ЛПХ и у фермеров. Крестьянская ассоциация при поддержке начальника райсельхозуправления Олега Лагоды пестует четыре кооператива: кредитный и три потребительских. Два последних, в том числе Мадаевой, будут заниматься сбором и переработкой молока, а в одном планируют разделку мяса. Спицына мечтает о комплексной районной программе для малого бизнеса. Тем более что из-за кризиса банки прекратили в последние месяцы выдавать кредиты фермерам и владельцам подворий. Но кооперативам — доверяют.

«Политика развития ЛПХ, потребительских кооперативов требует переворота в жизни людей! — убеждена Галина Спицына. — Кооперативы решают государственную задачу. В крупных хозяйствах с новой техникой идет сильное сокращение. А кооператив удерживает народ в селе, дает работать в личном подворье либо фермером. Значит, деревня не опустеет!» «Главу сельсовета упрекают за то, что нас поддерживала, за то, что землю пробивала, а ведь мы помогаем ей сохранить кадры для ЖКО, — добавляет Надежда Мадаева. — Мы договорились выделять трактор на чистку дорог, купить ассенизаторскую машину. Как я говорю: мы здесь хотим жить и умереть, на своей земле».

О земле она тоже переживает. Паи, взятые в аренду, оформляются, и часть пайщиков не прочь наделы продать, бабушки согласны и на небольшую сумму — «на смерть». Она их не осуждает. «Я бы с удовольствием купила паи в кооператив, но не знаю, найдем ли деньги, — сомневается Мадаева. — Весной, когда делили землю из фонда перераспределения, мы имели наглость (смеется) подать заявление наравне с Засыпкиным. И, конечно, не получили, а Юрий Николаевич — получил. Мне сказали: еще этой земле ума не дала».

Не сомневаюсь, что у Надежды Мадаевой все получится. Как получилось у Галины Спицыной: 20 лет назад она была городской женщиной, а потом создала вместе с мужем в чистом поле фермерское хозяйство (ее соратники-горожане возродили село Горлово, ведущее историю с 1720 года) и умело «правит» ассоциацией фермеров. «Тот, кто родился и вырос в деревне, никогда не станет чисто городским жителем», — оценивает себя Галина Ивановна. Спрашиваю Мадаеву, не разочаровалась ли она в своей затее. «Гораздо проще работать в торговле! — сравнивает она. — Самой стыдно плохо обрабатывать землю, и мужикам нашим неприятны укоры, так что обновим технику и покажем себя». «Надо укорачивать амбиции и уважать друг друга, — мягко призывает Спицына собственников крупных хозяйств терпимее относиться к конкурентам. — Мы ведь на благо людей работаем».
Зоя ЛАВРОВА

Источник: