Позиция профессионала
(в рамках публичных консультаций, проводимых Минэкономразвития России (Департамент оценки регулирующего воздействия), по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об отдельных вопросах реализации Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года»)
Внимательно ознакомившись с проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об отдельных вопросах реализации соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года», подготовленным Федеральным Агентством по рыболовству и размещенным на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации для проведения публичных консультаций в целях оценки его регулирующего воздействия, считаю абсолютно недопустимым принятие данного документа по следующим причинам:
Разделение ранее единой ветеринарной службы России в ходе административной реформы 2004 года на федеральный и региональный уровни уже привело к катастрофическим для национальной экономики последствиям. С 2007 года в стране не удается погасить вспышку африканской чумы свиней (АЧС), захватывающей все новые регионы. Дальнейшее разделение ветеринарной службы, теперь уже по видам живых организмов, может лишь еще более дестабилизировать ситуацию, увеличить риски в области обеспечения биологической безопасности, и увеличить ущерб.
Суть самого предложения о перераспределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти в лице Россельхознадзора и Росрыболовства, лишена малейшего смысла и не вызвана никакой необходимостью. Создание еще одного государственного органа в области ветеринарии может привести лишь к новым расходам из государственного бюджета, чреватых помимо прочего, созданием новых коррупционных «возможностей». При этом предлагается передать из Россельхознадзора в Роспотребнадзор квалифицированные кадры и подготовленные лаборатории. С учетом того, что и специалисты, и лаборатории в настоящее время работают в комплексе по всем видам ветеринарных проблем, включая рыбные, их выделение по отдельному направлению способно лишь ослабить ветеринарную службу России в целом. С учетом резкого роста угроз и рисков, это не просто неразумно и нецелесообразно, но и крайне опасно.
Авантюристическое предложение о новом разделении функций ветеринарной службы идет в разрез с заявлениями первых лиц государства, сделанных ими в последнее время в ходе проведения общественно-политических и государственных мероприятий.
Как известно, провозглашенный Президентом Дмитрием Медведевым курс на модернизацию экономики России предусматривает эволюционный характер ее обновления. «В условиях сохраняющихся внутренних проблем и условиях глобальной нестабильности экономическая политика государства, как и прежде, должна быть прежде всего сбалансированной, выверенной и детально просчитанной», - указал Президент при обсуждении концепции «Стратегия-2020». Предложению же вновь перераспределить полномочия характерны, скорее, черты революционности и шараханья по принципу «потом разберемся».
Во время прямой линии общения с гражданами России Премьер-министр Владимир Владимирович Путин, отвечая на предложение убрать из правительства одиозных министров ответил, что смена руководителя, как правило, минимум на полгода выводит структуру из рабочего состояния, «никто ничего не делает». И было бы наивно предполагать, что горизонтальное перераспределение функций в сфере соблюдения ветеринарного законодательства по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и ветеринарно-санитарных и гигиенических норм в сфере надзора за качеством и безопасностью продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации и пищевой продукции, поступающей на прилавки торговых предприятий, благоприятно скажется на деятельности ведомств. Тем более, в преддверии вступления России в ВТО.
4. На заседании Госсовета 26 декабря 2011 г., в ходе обсуждения вопросов перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами власти и путей совершенствования межбюджетных отношений, Премьер-министр В.В.Путин высказал «мысли вслух» о «целесообразности» передачи ряда полномочий – в данном случае, субъектам федерации.
В отношении функции «Государственный ветеринарный надзор и федеральный государственный карантинный и фитосанитарный надзор» Премьер-министром дословно было сказано: «Знаете, есть правила, которые должны быть единообразно понимаемые везде, по всей территории страны. Первое.
Второе. Россия присоединилась к Всемирной торговой организации. Это не значит, что мы должны злоупотреблять этими инструментами, но во всём мире эти инструменты используются для защиты внутреннего рынка в рамках действующих в ВТО правил. Надо просто подумать над этим.
Далее: «Санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий». Качество и безопасность – это общенациональная задача, …».
Дополнять идущий непростой процесс реформирования вертикали властных полномочий горизонтальными «метаниями» в силу узковедомственных или иных возможных интересов и амбиций, на наш взгляд, контрпродуктивно.
5. В настоящее время идет непростой процесс выработки нового закона «О ветеринарии», основным из положений которого является обоснование необходимости создания единого государственного органа ветеринарного контроля. Об объективной императивности данного положения свидетельствует опыт экономически развитых государств. Лишь страны, имеющие сильную и функционально единую ветеринарную службу, смогли стать крупными мировыми производителями пищевой продукции, обеспечить не только собственную продовольственную безопасность, но и стать ведущими экспортерами продовольствия.
Децентрализация функций по контролю за безопасностью продукции противоречит общепринятой мировой практике. Даже наш ближайший сосед, Украина, государство-член ВТО, в ходе проходящей административной реформы, на примере европейской модели реорганизовала ветеринарную службу страны, не только не раздробляя ее, но и придав новый вес, в Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу, в функции которой входит контроль безопасности пищевой продукции по всей цепочке производства и переработки, от фермы до стола потребителя. Нам же навязывают необходимость выдергивания из системы обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности как сырья, так и готовой пищевой продукции, одного из звеньев – рыбы, морепродуктов и продукции аквакультуры.
К единственному рациональному обоснованию данного нововведения можно отнести лишь то, что в понятиях «рыба» и «Росрыболовство» общий корень – слово «рыба».
6. Что, кроме амбиций, может противопоставить Росрыболовство контрольно-надзорной системе органов, сил и средств Россельхознадзора в лице 39 лабораторий и референтных центров, расположенных от Калининграда до Камчатки, с их научным и кадровым потенциалом, современными средствами диагностики и анализа? На сегодняшний день Россельхознадзор является единственной службой, имеющей полностью интегрированные в процесс контроля автоматизированные информационные системы (АИС) пищевой цепи. В этой системе работают АИС «Аргус» - система автоматизации выдачи разрешительных документов на ввоз/вывоз/транзит продукции и пограничного ветеринарного надзора, система электронной сертификации поднадзорных грузов АИС «Меркурий», информационно-аналитический комплекс сети ветеринарных лабораторий Российской Федерации АИС «Веста» и система контроля и учета юридически значимых действий в области ветеринарного и фитосанитарного надзора АИС «Цербер».
Или опять все строится по принципу загрести под себя как можно больше - «тетенька дайте воды попить, а то так кушать хочется, что аж переночевать негде»?
7. Данный документ, по своей сути, полностью противоречит как положениям международных актов, таких как Кодекс Алиментариус Всемирной продовольственной организации (ФАО), Кодекс наземных животных и водных животных Международного эпизоотического бюро, глава 6 (МЭБ), Женевская Международная Конвенция от 20.02.1935 «О борьбе с заразными болезнями животных», в части обязательства государств содержания в своих странах официальной санитарно-ветеринарной организации (а не органа рыболовства), так и российскому законодательству и законодательству Таможенного союза.
Аудит зарубежных официальных систем надзора включает анализ эпизоотической обстановки в третьей стране, риск заноса возбудителей болезней животных, а также результаты мониторинговых исследований продукции. Федеральное Агентство по рыболовству по правилам МЭБ не уполномочено на взаимодействие с ветеринарными службами других стран.
Кроме того, мониторинг безопасности рыбо- и морепродукции, поступающей по импорту, проводится Россельхознадзором, а не Росрыболовством. Некомпетентность Росрыболовства в этих вопросах будет способствовать поступлению на территорию России некачественной и небезопасной рыбо- и морепродукции.
8. Ветеринарная служба имеет ключевое значение в системе осуществления государственной функции в обеспечении продовольственной безопасности (в части создания условий для производства продовольствия высокого качества в необходимых количествах), продуктовой безопасности (в части обеспечения безопасности пищевой продукции животного происхождения, включая рыбопродукцию и морепродукцию, для потребителя), и биологической безопасности (защита животных от особо опасных заболеваний, в том числе опасных для человека). Поэтому, наделение Федерального агентства по рыболовству частью полномочий в области ветеринарии повлечет за собой дублирование функций и увеличение количества административных барьеров для участников ВЭД.
Даже на повседневном, бытовом, уровне при проведении ветеринарно-санитарного контроля качества и безопасности рыбы и морепродуктов, осуществляемого в настоящее время ветеринарными специалистами на потребительских рынках, может появиться еще один контролирующий орган в лице Росрыболовства. А нам это нужно?
Честь имею,
Заслуженный ветеринарный врач
Российской Федерации В.Н.Дручинин