Опыт работы ООО «Волгоград-Эдильбай» по разведению эдильбаевской породы овец

Перейти к полной версии/Вернуться
5 сообщений
01.04.2008 - 04:00
: 19600

Выступление на заседании Национального Союза Овцеводов, 14 октября 2011 г.
Я являюсь руководителем племенного репродуктора ООО «Волгоград-Эдильбай». Название предприятия говорит, какой породой мы занимаемся.

ООО «Волгоград-Эдильбай» не вышло из советского прошлого, не получило в наследство какие-либо активы. Предприятие создавалось с нуля, шаг за шагом с небольшой фермы, на базе закупленного на одном из племенных заводов Казахстана поголовья. Стартовые позиции предприятия были наихудшими. Не имея собственных ресурсов, перед нами стояла необходимость расширенного воспроизводства - увеличения количества поголовья, его качественное улучшение, создания полноценной производственной инфраструктуры. Можно сказать, мы являлись маленькой копией нашей отрасли. Эти задачи планировалось решить за счет собственной прибыли предприятия. В наследство от прежней системы мы не получили также и стереотипа прошлого организационного мышления. Были взяты на вооружение жесткие капиталистические, рыночные принципы организации и системы хозяйствования. Несмотря на огромные трудности, наши планы оказались выполнимыми. В настоящее время в хозяйстве имеются 3400 голов племенных маток, и их количество ежегодно увеличивается. Пастбища и уже имеющиеся производственные мощности позволяют удвоить это количество. Нам также удалось решить некоторые, присущие отрасли проблемы.

Многие овцеводческие хозяйства испытывают трудности с кадрами, вернее с чабанскими кадрами, решение этого вопроса лежит в плоскости работодатель-работник. Основа основ овцеводческого предприятия это его трудовые ресурсы, работающие в ней люди. Руководителю предприятия необходимо осознать, что ни один человек не нанимается на работу только с целью решения проблем работодателя, он нанимается для решения собственных проблем. Задача работодателя при этом проникнуться проблемами работника, осознать их, найти пути их решения с увязкой решения собственных производственных задач предъявляемых работнику. Одной заработной платой закрепить чабана или специалиста, на своем месте при этом однозначно не удается. Специфика овцеводства такова, что работник вживляется в хозяйство, работа становится его домом, проблемы становятся общими. Это могут быть вопросы, например, с жильем, учебой детей, желанием иметь собственное поголовье и т.д. Внутренняя структура нашего предприятия, взаимоотношения работодателя и работника построены на принципах баланса интересов, одновременно с жесткой дисциплиной производства. В хозяйстве используются классические принципы зависимости дохода и благосостояния сотрудников от качества работы. К примеру, единовременная годовая премия одной чабанской ячейки (на нашем жаргоне «точке») к моменту отбивки приплода может колебаться от нуля до 500 000 тысяч рублей. Каждый работник имеет на руках трудовой договор, где полностью расписаны его права, обязанности, принципы оплаты, материальные вознаграждения, а также наказания в виде денежных штрафов. Договор исключает возникновение любых ситуаций, при котором невозможно было бы определить ответственного или виновного, вплоть до столь экзотической, как например, нападение волков на отару. Также, в договоре расписан механизм материального разрешения возникшей ситуации. Юридическая четкость договора исключает двузначные толкования и не оставляет место спорам.

Фундаментальным условием успеха любой предпринимательской деятельности является спрос на произведенную продукцию. Овцеводство традиционно испытывает трудности и в этом направлении. Спрос на продукцию в конкурентной среде, как известно, зависит от качества продукции и умении продвигать ее на рынке. Не является исключением и наша отрасль. Нашей продукцией, продукцией племенных предприятий является молодняк племенных овец и качество этой продукции находится в прямой и непосредственной зависимости от селекционной работы и условий содержания и кормления поголовья. Племенным предприятиям необходимо закладывать и закреплять на генетическом уровне максимальный потенциал продуктивных особенностей породы. Практика и фактическое решение этого вопроса нисколько не расходится с теорией, которая можно сказать отработана в полном объеме и доступна любому руководителю или специалисту. Более того, каждый из нас владеет этой информацией как минимум на уровне практического использования. Заложенный потенциал продуктивности является залогом высокой рентабельности производства у наших покупателей, в том числе и в товарных хозяйствах и должен быть использован ими в полном объеме. Так, например, по требованиям бонитировки ремонтные бараны эдильбаевской породы класса элита в 18 месячном возрасте должны иметь живой вес 75 кг. Наша задача иметь эти и другие показатели бонитировки не методом откорма животных, а в состоянии их средней упитанности, и передавать товар покупателям с заложенным таким образом резервом. Наши опыты свидетельствуют, что эти резервы могут быть значительными. Приведу один пример. Однажды на ВИЖЕ под руководством профессора В Г Двалишвили, нами был проведен совместный опыт по откорму баранчиков на разных рационах скармливания. На откорм были взяты девятимесячные баранчики, опыт длился до достижения годовалого возраста. К концу опыта баранчики в зависимости от рациона имели живой вес 87, 90, 95 и 102 кг. Выход мяса составил от 58 до 63%. Таким образом, тушка животного в среднем весила 56 кг. При цене молодой баранины 200 руб/кг., это 11200 рублей за одну голову годовалого баранчика. Для сравнения, средняя цена ярочки по племенной продаже в текущем году составила 6000 рублей. Можно сделать вывод, что при грамотно организованной системе и товарные хозяйства могут получать неплохую прибыль.

Немаловажное значение имеет и продвижение товара на рынке. Самое простое правило при этом – внимательное и чуткое отношение к покупателю, особенно с начинающими заниматься овцеводством. К проблемам покупателя необходимо отнестись как к собственным, находить пути их решения. Ни один покупатель не должен уйти недовольным! Необходимо ответить на все его вопросы и удовлетворить все его любопытство. Более того, перефразируя Сократа, можно сказать, некоторые не знают чего не знают, наша задача найти это незнание и сократить его максимально.

Нами взяты за правила следующие принципы работы с покупателями:
Первое) Личная беседа руководителя с каждым из покупателей, при котором происходит оценка перспектив покупателя на предмет занятия овцеводством. В ходе беседы производится предварительный анализ ресурсов покупателя - пастбищ, помещений , рабочих и т.д.

Второе) Проводится полная консультация по всем производственным вопросам.

Третье) Для покупателя вырабатывается концепция производства, рациональная технологическая модель овцеводства, применительно к данному хозяйству. Эта модель вырабатывается (при необходимости с выездом на место), с учетом особенностей хозяйства, его ресурсов, природно-климатической зоны и т.д. В ней излагаются основные принципы работы и содержания животных, такие как сроки осеменения/ягнения, возраст отбивки, сроки начала и окончания откорма, рационы, сроки продаж на воспроизводство или на убой, и т. д.

Четвертое) Последующие консультации, при необходимости корректировка работы покупателя. Помощь в селекционной работе.

Подобное отношение к покупателю кроме морального удовлетворения приносит и существенные выгоды. В последние годы, планируемое к продаже поголовье, резервируется нашими покупателями в мае-июне, то есть задолго до отбивки, а в текущем году мы смогли удовлетворить спрос только приблизительно на 55-60%.

Функционирование овцеводческого предприятия невозможно без качественных пастбищных ресурсов. По нашим оценкам в зоне сухих степей в условиях экстенсивного овцеводства необходимо наличие не менее 1 гектара пастбищ на 1 овцематку, и это при условии летней смены пастбищ. В противном случае неминуемо наступает деградация пастбищ, некоторые виды трав исчезают, что уже происходит в некоторых овцеводческих регионах. Таким образом, наблюдается некий парадокс. Имея огромные массивы земли, не достигнув желаемого количества поголовья, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия пастбищ, или их деградацией. На мой взгляд, это следствие традиционно экстенсивного принципа овцеводства, когда без всяких вложений в производство, в том числе и интеллектуальных, что как известно вообще не требует затрат, элементарно, с утра до вечера поголовье выпасается на пастбище. При этом по нашим оценкам, животными съедается в зависимости от обилия и интенсивности роста растительности, от 25 до 40 % зеленой массы, остальное попросту вытаптывается. Здесь, при правильной организации, имеются резервы для увеличения поголовья.

Правильная организация производства подразумевает системный подход, когда все элементы производства находятся в определенной производственной гармонии. Интересы сотрудников не должны расходиться в разных направлениях. Руководитель должен выработать такую систему материального благополучия работающих, чтобы интересы всего коллектива шли в одном направлении, в направлении успеха всего предприятия, напоминая некий живой организм в конкурентной эволюционной среде.
Племенные предприятия должны показывать пример такой организации труда.

Конечно, племпредприятия не могут играть по всем правилам рынка. Являясь хранилищами генофонда пород, они скованы определенными требованиями. Например, мы не можем заниматься промышленным скрещиванием, или поддавшись под сиюминутные требования рынка изменить продуктивные характеристики породы и. т.д. В последнее время мы стали свидетелями катастрофического уменьшения поголовья мериносовых овец вследствие их низкой мясной продуктивности и отсутствия спроса на шерсть. В товарных стадах произошло массовое бесконтрольное скрещивание мериносовых овец с грубошерстными баранами. Отрасль стояла на грани полного исчезновения многих уникальных шерстных пород. Так диктовал рынок, но требования рынка, его конъюнктура, могут изменяться очень быстро, намного быстрее, чем требуется время на создание породы, не говоря о размножении овец в необходимом количестве. Мы знаем такие примеры. Необходимо отметить, что государство проявило стратегическую мудрость, взяв под контроль эту уничтожительную тенденцию. Можно смело утверждать, что без вмешательства государства катастрофа отрасли была бы неизбежна. Однако, мы должны осознать, что опасность не миновала. Овцеводство, чтобы выжить должно превратиться в полноценный бизнес за счет собственных резервов, за счет собственной внутренней энергетики развития. Отрасль должна, быть привлекательной не за счет государственной помощи, а вследствие собственной высокой рентабельности, притягивать капитал, и инвестиции. Этого мы добьемся только за счет современных технологий и современных организационных принципов.

Спасибо за внимание.
Желаю вам всем успехов и процветания!
Ерагый Гишларкаев, руководитель племенного репродуктора ООО «Волгоград-Эдильбай»






Населенный пункт: 
Волгоградская область, Быковский район, с. Садовое, ул. Садовая д.2,
Источник: 
http://ovci-edilbay.narod.ru
: Екатеринбург
19.03.2008 - 08:06
: 28920

На выставке Золотая Осень-2012 записал небольшое интервью с Гишларкаевым Ерагый Исаевичем, директором племенного репродуктора «Волгоград-Эдильбай»

: Екатеринбург
19.03.2008 - 08:06
: 28920
Kazakhstan
: Taraz
13.01.2015 - 13:12
: 1

не мелковаты?

россия
: челябинск
10.03.2015 - 19:57
: 0

здраствуите как с вами с везаться