Вы здесь

Марий Эл: Молочные реки Пауткиных

Перейти к полной версии/Вернуться

Удивительно трудолюбивая семья живет в деревне Тапшер. Светлана Валентиновна и Геннадий Анатольевич в своем хозяйстве держат семь коров(!) и кормят молоком да творогом половину поселка Советского. Люди Пауткиным завидуют, но пойти их путем никто не хочет - тяжело.

Я думаю, что если бы Пауткины трудились в брежневскую эпоху, то, самое малое, стали бы орденоносцами. Если бы жить им довелось в сталинские времена, то работящим супругам не миновать ГУЛАГа. Трудолюбивая семья, которая на своем скотном дворе имеет семь коров, явно оказалась бы в списке "кулаков" и "врагов народа". Сколько таких трудолюбивых людей под корень свели сталинские репрессии, кто же теперь посчитает?

"Кундыш" был, да сплыл
Живут Пауткины в деревне Тапшер, хозяйка работала в свое время дояркой на ферме, ее супруг плотничал, а в уборку перебирался на зерносушилку. Правда, потом совхоз "Советский" залихорадило, он несколько раз менял названия, превращаясь то в "Зарю", то в "Кундыш", а затем и вовсе ушел в небытие. Дело давнее, за это время бывшие совхозные поля успели зарасти березками, в которых народ ведрами собирает грибы, а от двух тапшерских ферм остались только мертвые остовы.

На колхоз надейся, а сам не плошай
Конечно, и при общественной жизни колхозники жили небогато, поэтому супруги всегда держали подсобное хозяйство. Имели свиноматок, поросят продавали местным жителям, имея не Бог весть какой, но доход. А когда колхоз “испарился”, тут уж вообще спасение утопающих стало делом рук самих утопающих. Люди повели себя по-разному. Кто-то из тапшерцев ездит на заработки, другие устроились в соседний колхоз "У Илыш", третьи сидят на печке и перебиваются с хлеба на водку.

Хлев стал “печатным станком”
Пауткины живут исключительно за счет скотины и своего труда. Никаких других доходов, кроме как от подворья, у них нет. Главным “печатным станком” является хлев. Вернее, хлева, потому что их целых три. Ну а по-другому квартирный вопрос для многочисленной живности никак не решить, ведь это семь коров, да еще столько же телят каждый год, плюс свиньи и армия кур, которая в летнюю пору каждый день приносит хозяевам целое ведро яиц. Конечно, на первых порах коров было меньше, но хозяева постепенно увеличивают поголовье. А куда деваться, ведь молоко - главный источник доходов семьи.

Пол-лета наперевес с косой
Конечно, эти деньги даются очень тяжело. С таким количеством рогатых пасти стадо по очереди им приходится целую неделю. Но самое трудное - это сенокос: на одну буренку нужно заготовить пару возов сена. А на семь ртов?! Трактора и сенокосилки у Пауткиных нет, косят вручную. Купили было пару бензокос, но импортная техника не выдержала нагрузки - полетели оба агрегата. Даже с помощью такой малой механизации на сенокос у семьи уходит полтора-два месяца, притом в горячую пору на помощь из города приезжают дети. Хорошо еще, что есть "Газелька" - рабочая лошадка очень нужна, чтобы с окрестных оврагов сено домой привезти. Три года назад, когда завели уже несколько буренок, решили, что пришла пора механизировать дойку, потому что у хозяйки от нагрузки начали болеть руки. Купили за 19 тысяч рубликов электрический аппарат машинного доения, он справляется с работой меньше чем за час, да и молоко абсолютно чистое.

Торговать надо уметь
В отличие от своих земляков, которые держат коров (как правило, по одной), а молоко задешево сдают заготовителям, Пауткины рассуждают и действуют по-рыночному. Свою продукцию они уже несколько лет продают на рынке в поселке Советском. И овчинка стоит выделки: если в райцентре трехлитровая банка молока уходит за 80 рублей, то закупщик заплатит за него в три раза меньше. Торговой частью занимается хозяйка, каждый день, чаще всего без выходных, нагруженная как вол, рано утром она отправляется в райцентр. Когда муж довезет, когда на перекладных. Вес товара - как у штангиста: в одной руке ведро с творогом, в другой - десяток-полтора бутылок с молоком, а еще топленое масло, сметана, сливки, яйца! Невозможно представить, как эта отнюдь не атлетического сложения женщина таскает на себе такие тяжести.

"Простоквашино" от Пауткиной
А на рынке ждет испытание холодом, хорошо еще, что сложился круг постоянных покупателей. Самый ходовой товар, конечно, молоко, но люди охотно берут и творог, расфасованное в контейнеры домашнее топленое масло. Все очень вкусное, сделано по проверенным деревенским рецептам. Обычно Светлане Валентиновне удается распродать содержимое своих больших сумок, иногда что-то остается, приходится везти обратно. В особенно удачные дни, когда нет попутного рейса, она позволяет себе приехать домой на такси, водители, как постоянному клиенту, ей даже скидку делают - вместо 180 рублей везут в деревню за полторы сотни.

- Раз заработала, иногда могу себе позволить и такси, - говорит Пауткина.
Хотя денег, признается хозяйка, постоянно не хватает, жить без зарплаты очень трудно. Вот начали копать колодец, вода оказалась не-
ожиданно глубоко - 16,5 метра, в смету не вписались, пришлось взять кредит.

Дочь Генриэтту надо еще учить, она студентка университета. Да и хозяйство требует затрат, недавно купили целую машину зерна. Надо бы две, но такую нагрузку семейному бюджету Пауткиных просто не потянуть. Но они не жалуются, ни на кого уже не надеются, а сами ищут возможность заработать лишнюю копеечку. Вот картошка нынче уродилась, телят продают. Грамотно хозяйствуют, свеклу выращивают - замечательная молокогонная культура, Светлана Валентиновна даже контрольные дойки проводит, делает ставку на буренок с хорошей продуктивностью. Да и поголовье собираются прирастить, поэтому еще одну справную телочку оставили на племя.

Источник: