Вы здесь

Геннадий Горбунов: «Государство должно обеспечить физическую и экономическую доступность к продовольствию в любом месте, в любое

Перейти к полной версии/Вернуться

Геннадий Горбунов: «Государство должно обеспечить физическую и экономическую доступность к продовольствию в любом месте, в любое время, для любого гражданина»

11 ноября 2008 года председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов высказал свое мнение о том, какой должна быть Доктрина продовольственной безопасности России. Этот документ Министерство сельского хозяйства должно представить в декабре текущего года на рассмотрение главы государства.

Продовольственное обеспечение остается для России одной из важнейших проблем. Снабжение населения качественным продовольствием отечественного производства должно стать важнейшим направлением государственной политики и стратегической задачей социально-экономического развития России. Комитет по агропродовольственному комплексу верхней палаты парламента неоднократно ставил вопрос о необходимости надежного обеспечения страны сельскохозяйственной продукцией и сырьем. В декабре Министерство сельского хозяйства представит на рассмотрение Президента РФ Доктрину продовольственной безопасности, после чего она будет утверждена указом главы государства.
   
  Основы обеспечения продовольственной безопасности страны заложены в пятилетней Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. Очередным и важным шагом в достижении намеченного может стать Доктрина продовольственной безопасности. В этом документе важно определить все необходимые параметры развития аграрного сектора, учесть, что принятая Госпрограмма в настоящее время осуществляется в условиях глобального мирового кризиса, что уже нежелательным образом сказывается на ее реализации.
   
  В Доктрине поясняется, что следует понимать под термином «продовольственная безопасность». Если говорить сжато, то это выглядит так:
   
  государство должно обеспечить физическую и экономическую доступность к продовольствию в любом месте, в любое время, для любого гражданина. И еще - продовольствие должно быть качественным и безопасным.
   
  Если раньше говорили о концепции продовольственной безопасности, то теперь появилось более значимое слово «доктрина». Это свидетельствует о том, какое особое значение придается данному вопросу. Мы не можем мириться с тем, что почти половину продовольствия Россия привозит из-за рубежа. Уверен, наша страна в состоянии стать кормилицей не только своего народа, но и населения многих других государств. При этом мы способны поставлять продовольствие гораздо лучшего качества, чем другие экспортеры. Обладая одним из крупнейших в мире аграрных потенциалов, 10 процентами пахотных земель и 20 процентами пресной воды, страна обязана кормить свой народ в соответствии с общемировыми стандартами. Для того чтобы использовать такой исторический шанс, необходимы совместные усилия и правительства, и парламента, и регионов. И, конечно, сельских товаропроизводителей.
   
  Доктрина направлена на то, чтобы минимизировать риски в обеспечении необходимым набором продовольствия внутри страны. И тот факт, что мы экспортируем зерно, не стоит ставить себе в заслугу. Значительную часть зерна необходимо направлять в первую очередь на производство мяса – рачительный хозяин именно так и поступает. Мы же действуем вопреки логике и здравому смыслу: «туда» экспортируем непродовольственное зерно, а «оттуда» потом везем готовые продукты – мясные изделия.
   
  Здравый смысл и государственный подход необходимо распространить вообще на все стороны жизнедеятельности аграрного комплекса. В том числе и в вопросах существенной поддержки этого сектора экономики. Не так как сейчас, когда на нужды сельского хозяйства из расходной части бюджета выделяется меньше 1 процента. Для сравнения: в других странах эта цифра достигает 10 и более процентов. Так в США средний уровень бюджетной поддержки в расчете на 1 рубль произведенной продукции выше нашего в 2,7 раза, в странах ЕС – в 5,4 раза. Заметьте, это при том, что в названных странах биоклиматический потенциал значительно выше отечественного сельского хозяйства. Очевидно: если бы в годы реформирования отрасли село получало достойную помощь, не было бы такого перекоса в импорте продовольствия, не было бы обвального кризиса, значительно лучше в деревне была бы демографическая и кадровая ситуация.
   
  Безусловно, в последние годы в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и добиться заметного увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Но эти позитивные сдвиги ни в коей мере не должны нас убаюкивать, поскольку в отрасли еще не преодолены многие опасные тенденции. К ним можно отнести, прежде всего, низкую техническую оснащенность, диспаритет цен в межотраслевом обмене, убыточность многих предприятий, крайне низкую оплату труда и исторически недостаточно развитую социальную инфраструктуру.
   
  Но есть и другой аспект - социальный. Какие бы масштабные мероприятия ни проводились, какие бы правильные законы ни принимались для подъема сельскохозяйственного производства, ни в коем случае нельзя забывать о социальном переустройстве сельской жизни. Требуется системный подход и в осуществлении мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита кадров. А значит, должны быть приняты соответствующие законы. Если мы сейчас не обеспечим жильем молодых специалистов, не будем строить школы, детские сады и больницы, развивать сеть автомобильных дорог и обслуживающих пунктов, не осуществим в этих вопросах, я бы сказал, революционный прорыв, то потом хоть золотом осыпь деревню, там просто некому будет работать.
  ***
  В этом году парламенту России, и Совету Федерации исполняется 15 лет. Много усилий потребовалось для того, чтобы законодательная власть стала реальной силой в нашей стране. Уверен, что нам есть еще к чему стремиться, чтобы парламент заработал в полную силу. Хотел бы отметить, что наш Комитет Совета Федерации - по аграрно-продовольственной политике всегда возглавляли подлинные аграрии, которые начинали свой трудовой путь рядовыми специалистами колхозов и совхозов. Все они занимали самую активную позицию в отстаивании интересов агропромышленного комплекса независимо от своих политических пристрастий. Доктор наук В.П.Зволинский был коммунистом, Е.С.Савченко - убежденным «центристом», а И.В.Стариков представлял партию «Союз правых сил». И все мои предшественники, как и я, занимались разработкой нового курса развития АПК, что, в конечном счете, позволило придать агропромышленному комплексу статус стратегической отрасли.
   
  Одним из самых важных достижений комитета можно назвать принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Пусть с большим трудом и великими потугами, но мы все-таки приняли нашу «аграрную» конституцию. Может быть, закон не столь совершенен, как, например, подобный в США. Но мы и не пытались копировать чей бы то ни было опыт, в нашем законе мы стремились учесть российские реалии и традиции, менталитет российского крестьянства. Главная цель, которую мы преследовали, заключалась в том, чтобы закон был прямого действия, чтобы у чиновников не было возможности трактовать так или иначе определенные положения закона.
   
  В историческом разрезе Советом Федерации пройден небольшой путь. Но могу сказать, что за это время российский парламентаризм претерпел массу изменений, которые внедрялись методом проб и ошибок. За семь лет работы в Совете Федерации пришлось повидать многое: наша работа неоднократно подвергалась критике, порой возникали сомнения в целесообразности существования самого представительного органа. Но мерилом успешной работы Совета Федерации может служить рост доверия россиян. К нам по различным вопросам обращаются сотни граждан, региональные законодательные органы. Многое нам удалось, но еще больше предстоит сделать в будущем. 

Источник: