Установить справедливую закупочную цену за молоко, принимаемое от сельхозпредприятий на молокозаводы Челябинской области, – с таким предложением обратился к руководителям перерабатывающей отрасли первый заместитель областного министра сельского хозяйства Александр Завалищин.
Закупочная цена на молоко в текущем году составляет 11 рублей за килограмм. Это базовая цена, которая в каждом отдельном случае может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от качества сдаваемого на переработку сырья. Минсельхоз области предлагает вернуться к прошлогодней цифре, то есть увеличить текущую закупочную цену на один рубль.
В конце прошлого года молоко принимали еще по 12 рублей. Тогда, в связи с отменой Евросоюзом дотаций европейским фермерам на экспорт сухого молока, цена последнего резко выросла, и российские молочные компании стали искать сырье внутри России, предлагая за него хорошую цену, которая в отдельных регионах страны доходила до 15 рублей за килограмм. Но как только импортное порошковое молоко подешевело, и в первую очередь белорусское, молочные заводы вновь урезали плату российским крестьянам за сырьё – цельное молоко.
Выступивший на совещании начальник управления по развитию животноводства Сергей Бургучев сообщил, что текущий год оказался для южно-уральского сельского хозяйства труднее предшествующего. Из-за локальной засухи тяжело проходила заготовка кормов, но крестьяне всё-таки подготовились к зиме. Тем не менее, невысокая закупочная цена молока делает его производство в хозяйствах малорентабельным, несмотря на государственную поддержку. Как пример Сергей Бургучев привел Нагайбакский район, где рентабельность молочного производства за год снизилась на 2,2 %. Это вынуждает отдельных руководителей хозяйств сокращать поголовье молочных коров, переводя их в мясные. В то же время общий объем производства молока в области снижается незначительно, потому что постепенно повышается продуктивность молочного стада – за 10 месяцев 2008 года в области произведено 178 тысяч тонн молока, что всего на 3,7 тысячи тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом цена реализации готовой продукции с заводов за год увеличилась в среднем на 25 %, потребительские цены выросли на 18 %, а вот доля сырья (цельного молока) в оптовой цене готовой продукции молокозаводов снизилась в среднем до 50 % (с 55 – 60 %). Снижение закупочной цены никак не отразилось на розничных ценах на молоко, и в этом заключается сегодня серьезная проблема. Рентабельность молочного производства на селе снижается. Сегодня в магазинах Челябинской области соотношение местной молочной продукции и привозной (из Курганской, Тюменской, Свердловской областей Пермского края и Башкортостана) составляет в Челябинске 80 к 20, в Копейске – 85 к 15, в Магнитогорске – 68 к 32, в Сатке – 65 к 35. В прошлом квартале соотношение было в Челябинске, например, 85 к 15. Налицо тенденция к изменению этой пропорции в пользу привозного молока. Это говорит о жесткой конкуренции и более продуманной рекламной политике со стороны заезжих молочников. Так, по словам директора Саткинского молзавода Константина Лукьянова, вся горнозаводская зона Челябинской области «оккупирована» продукцией Месягутовского комбината сухого обезжиренного молока (Башкирия), которая дешевле саткинской цельномолочной продукции.
Вместе с тем наши молокозаводы тоже переживают не лучшие времена. По словам генерального директора Чебаркульского молокозавода Дмитрия Гриценко, в четвертом квартале появились случаи неплатежей со стороны торговых сетей – розничные продавцы кивают на мировой кризис и не спешат рассчитываться за поставленное молоко. К этому добавляются возникшие в связи всё с тем же кризисом трудности с получением кредитов на пополнение оборотных средств плюс сезонное затоваривание складов сухим молоком, произведенным из «летнего» обильного молока. Продавать сегодня сухое молоко невыгодно, потому что себестоимость его производства составляет 100 рублей за килограмм, а цена на рынке – 60 рублей.
На молокозаводы Челябинской области хозяйства ежедневно сдают 460 – 470 тонн молока. Как заверил руководителей предприятий молочной отрасли Сергей Бургучев, этот объем будет возрастать, поэтому сегодня необходимо поддержать наших крестьян. Со своей стороны, Александр Завалищин посоветовал нашим директорам больше нажимать на рекламу, чтобы перетянуть на свою сторону южно-уральских потребителей молока. Тем более что от этого они только выиграют – местное молоко превосходит привозное по своему качеству. А если повысится спрос на челябинское молоко, то и производители – сельхозпредприятия и молочные заводы – вздохнут свободнее.
Отдел внешних связей (пресс-центр) министерства сельского хозяйства Челябинской области, pressa@chelagro.ru 239-61-01 (-03, -52)