Отсутствие курятины и мяса крупного рогатого скота на магазинных полках приобретает системный характер. Голые мясные прилавки, стыдливо прикрытые свиными рульками или салом, индюшачий фарш там, где когда-то красовались розоватые куриные грудки, пухленькие голени, аппетитные бедрышки и крылышки, стали повседневной реальностью. Показательное увольнение директоров нескольких минских магазинов ситуацию не исправило. А самый унылый вид приобрели полки магазинов в приграничье, где порой трудно отыскать даже тушенку. Между тем на фабриках утверждают, что постоянно увеличивают отгрузки на внутренний рынок, но все равно не могут опередить не в меру растущий спрос. Так, заместитель гендиректора по ВЭД агрокомбината «Дзержинский» Анатолий Рубаник сообщил «БелГазете», что если раньше заявки от магазинов на куриные тушки составляли 300-400 кг в день, то сегодня заявляют по 3 т и больше: «Мы видим, что идет большой разбор» . На предприятиях уверяют, что стараются наращивать экспорт за счет прироста производства, не ущемляя белорусский рынок. Куда уплывает белорусское мясо, корреспондент «БелГазеты» Эмма Равич выясняла у экс-советника министра сельского хозяйства Казимира РОМАНОВСКОГО и заместителя гендиректора по фирменной торговле барановичской птицефабрики «Дружба» Жанны ПОЛЫКО.
Казимир РОМАНОВСКИЙ: «В Беларуси потушное мясо продаётся с убытками»
- Почему мясные прилавки приобрели печальный вид начала 1990-х гг.?
- Сейчас идет большой вывоз продукции за пределы республики, прежде всего через неорганизованный экспорт в Россию. Из всех магазинов приграничных городов и районов птица и мясо просто вывозятся подчистую. Да и сами производители заинтересованы поставлять как можно больше продукции за пределы страны. Основная проблема в том, что нынешние цены очень выгодны для экспорта. В Беларуси потушное мясо продается с убытками. Если при поставках на экспорт потушной говядины рентабельность составляет 74%, то на внутреннем рынке - минус 10%. При реализации на экспорт свинины рентабельность получается 50%, а на внутреннем рынке - 3,3%. При экспорте масла животного - 41%, при продажах в Беларуси - минус 9%. То же самое по сырам - 57% против минус 6,6%.
- На перерабатывающих предприятиях утверждают, что даже увеличили отгрузку на внутренний рынок…
- Мясокомбинаты все равно должны вести отгрузки на внутренний рынок. Но потушную говядину, которую население покупает с удовольствием, мясокомбинатам поставлять невыгодно. И они гонят сюда готовую продукцию, на которую цены свободные. Посмотрите, сколько у нас стоят колбасы - под Br50 тыс. и выше. Цены зашкаливают. Таким образом они пытаются получить на этой продукции как можно большую рентабельность. Плюс не забывайте о вывозе в Россию из розницы.
Есть и такой фактор: люди у нас сейчас расхватывают товары. То соль разбирали, то сахар. К тому же в летние месяцы на убой идет меньше скота, особенно крупного рогатого. У нас есть все возможности, чтобы птицы и мяса было достаточно на прилавках. Но все эти факторы вместе взятые приводят к дефициту.
- Некоторые фермеры признаются, что не убивают скот, потому как закупочные цены слишком низкие и не позволяют окупить затраты на корма и т.д. Может быть, птицефабрики тоже решили: «Пусть живет!»
- В промышленном производстве у птицы есть период выращивания - 6 недель. За это время птицы вырастают до 2,5 кг живого веса, после чего их надо убивать. В промышленном свиноводстве то же самое: 6 месяцев - и свинью забивают, иначе невыгодно ее содержать. Что касается крупного рогатого скота, то сейчас действительно не время его забивать. Скот вышел на пастбища - на дешевые корма. Но я не думаю, что в ближайшее время стоит ждать увеличения закупочных цен.
- Птицеводческие предприятия закупают импортные добавки, белковое сырье, витамины. Если не гнать продукцию на экспорт, то валюту на эти цели просто не найдешь…
- Более того, затраты и долги считаются в белорусских рублях. Все стараются, чтобы продукция ушла на экспорт, чтобы таким образом подправить свое финансовое положение. Плюс государство очень хочет, чтобы от экспорта страна получила очень много валюты. С другой стороны, организованный вывоз мяса у нас небольшой - около 100-140 тыс. т., остальное приходится на неофициальные поставки, в т. ч. прямо из розницы.
- Пока Беларусь не повысит цены до российского уровня, товаров у нас на прилавках не прибавится?
- Читал, что Снопков (Николай Снопков - министр экономики. - «БелГазета») сказал, что в сентябре мы должны выровнять цены у нас и у ближайших соседей. Действительно нужно повысить цены, чтобы продажи на внутреннем рынке были рентабельны. Хотя мясо и так стоит сумасшедших денег. Был вчера на рынке, так даже не стал заходить в мясной павильон.
Но до тех пор пока у нас не будет свободного курсообразования, ничего не изменится, даже если цены будут повышены. Будет продолжаться это безобразие. Россияне будут обменивать здесь свою валюту по курсу черного рынка, и вывоз товара по-прежнему будет для них выгоден. Эта ситуация для всех была ожидаема, все предполагали, что с возникновением множественности курсов такое будет происходить.
- Беларусь уже приблизилась к тем временам, когда насыщение рынка контролировалось из самых высоких кабинетов: президент брался за яйца - пропадало масло. Сейчас снова впору регулировать рынок вручную?
- Вообще, мяса у нас производится на душу населения около 100 кг. То есть мяса хватает. Птицы мы производим очень много, в последние годы увеличили выпуск примерно в два раза. По производству молока мы вообще занимаем четвертое место в мире. Прежде всего, людям надо успокоиться. Надо, чтобы кто-то из больших начальников выступил и сказал: «Уважаемые товарищи, продуктов у нас хватает. Не запасайтесь ими впрок, не забивайте свои холодильники. В ближайшее время большого подорожания не будет!» Но боюсь, что в ближайшее время никто этого не сделает - непонятно, что будет с валютным рынком и какими будут цены.
Конечно, можно регулировать рынок вручную. Может быть, в приграничных регионах, откуда ведется неорганизованный вывоз, целесообразно ввести заградительные меры на какой-то период. Но это будет некорректно по отношению к российской стороне - они таких мер не принимают. Может быть, нужно уменьшить выпуск колбасных изделий (я, кстати, их почти не ем, потому что там применяется столько всякой гадости, что не дай бог) и увеличить выпуск мяса. Но все это не столь эффективно, нужно навести порядок на валютном рынке.
- Сейчас в кои-то веки госпредприятия сами - без правительственного нагоняя - делают все возможное, чтобы нарастить экспорт и снизить импорт. Может быть, не стоит останавливать это чудное мгновение?
- Сегодня импорт белорусской продукции в таких объемах России невыгоден, он для них - кость поперек горла. Условия производства сельхозпродукции у нас и в России примерно одинаковые. Продуктивность и у нас, и у россиян примерно вдвое ниже, чем в Европе, условия производства хуже. Например, при одних и тех же затратах урожайность зерна в Польше будет на 30% больше, чем в Беларуси и России, в Германии - на 50%, во Франции и Италии - на 70%. Априори у нас себестоимость продукции выше, чем там. Но Россия защищает свой рынок - импортная курятина, мясо, молочная продукция облагаются пошлинами. Белорусская же продукция на российский рынок поступает беспошлинно и просто выбивает российских производителей. Мы как бы подсиживаем россиян, это приводит их к разорению. К тому же российский бюджет недополучает пошлины - примерно $300 млн. Российское государство могло бы пустить эти средства на развитие своего сельского хозяйства.
- То есть этот кризис может аукнуться Беларуси новыми торговыми войнами?
- Россияне - люди интеллигентные. Они соблюдают закон, и в рамках Таможенного союза и союзного государства введения пошлин не будет. Но с их стороны могут быть другие меры нетарифного регулирования: они могут найти в нашей продукции какие-то микробы, антибиотики, запретить ввоз с определенных предприятий. Это мы уже проходили.
- Неконтролируемый вывоз товаров - это подводный камень Таможенного союза, о котором забыли или предпочитали не упоминать раньше?
- Не согласен, что причина дефицита товаров в создании Таможенного союза. И раньше никто не контролировал их ввоз. Были времена, когда россияне ввозили и продавали у нас в приграничных районах свой хлеб и хлебобулочные изделия. Они были более дешевыми, притом очень качественными. Тогда все наши пекарни в этих регионах разорились. А бывали такие случаи, когда наша продукция в России продавалась дешевле, чем на внутреннем рынке. Корень проблемы стоит искать не в Таможенном союзе, а в экономической ситуации в Беларуси.
Справка «БелГазеты». Казимир Романовский родился в 1944г. в Минском районе. Окончил Новопольский сельхозтехникум по специальности «бухгалтер». В 1961г. работал в совхозе Вишневка бухгалтером, затем прошел службу в армии. В 1968-76гг. - главный бухгалтер Первой минской птицефабрики; 1976-86гг. - главный бухгалтер Минского производственного объединения по птицеводству; 1986-87гг. - зампред по экономике управления сельского хозяйства Минского райисполкома; 1987-92гг. - зампред по экономике Минского облкомитета по сельскому хозяйству; 1992-95гг. - замглавы Мингосимущества. В 1995-2002гг. работал в коммерческих организациях. В 2004-2009гг. - советник министра сельского хозяйства и продовольствия. Независимый консультант предприятий-сельхозпереработчиков.
Жанна ПОЛЫКО: «Полчаса-час один вид продукции может отсутствовать»
- С чем связан дефицит продукции, в т.ч. птицеводческой, на полках магазинов?
- В нашей фирменной сети всегда все есть в наличии. Бывает такое, что какого-то товара может просто не хватить - сами понимаете, какой сейчас спрос. Вы же видите, что творится в магазинах. Или машина может не вовремя приехать - сейчас реализация увеличилась настолько, что транспорт не справляется. Отгрузки идут по всей республике, загружать транспорт начинают с ночи.
Спрос иногда трудно предугадать: сегодня больше востребовано крыло, а завтра лучше идет голень. Покупатель сейчас привередлив: идут и дорогие рулеты, и что-то более дешевое. Главное для нас - обеспечить выбор.
Буквально полчаса-час какой-то один вид продукции может отсутствовать, и то очень редко. Транспорт выезжает очень рано и прежде всего идет в фирменные магазины. На фирменную торговлю у нас приходится 30% отгрузок. Бывает объективный фактор: транспорт сломался. Тогда товар может быть привезен не вовремя. Но покупатель этого не видит. Только специалист может сразу определить, что какой-то товар на данный момент отсутствует.
- Зайдя в любой магазин, неспециалист легко заметит голые полки. Можно считать везением, если подоспеешь к привозу и удастся разжиться тушкой курицы или филе…
- Обратите внимание, у нас в сети этот дефицит не бросается в глаза. Самое большее, что бывает, это какая-то часть ассортимента разбирается до привоза новой продукции. Но он тут же пополняется, товар завозится каждый день. Дело в том, что магазины у нас в основном небольшие, которые специализируются исключительно на продукции фабрики и продают сопутствующий ассортимент товаров: приправы, соль, майонез. Есть лишь несколько крупных объектов - универсальных магазинов, где складские помещения позволяют делать запасы. А есть павильоны, где не предусмотрено складирование большого количества продукции, поэтому нужно чаще ее подвозить.
- Почему сейчас так сильно выросла реализация?
- Может быть, люди просто боятся чего-то, запасаются. Ни мясной, ни молочной продукции не хватает, колбасы лежат по Br75 тыс. за
1 кг. Согласитесь, в такой ситуации продукция из мяса птицы будет востребована. Куриная колбаса стоит Br16-18 тыс. за 1 кг. Конечно, она идет хорошо.
- Не думаете, что продукция просто вымывается из магазинов и вывозится в соседнюю Россию?
- Хотела бы оставить этот вопрос без комментариев.
- Как определяется, сколько продукции будет направлено в тот или иной регион?
- Есть госзаказ, определенные квоты, которые наша фабрика должна выполнять по отношению к республике и к области. До нас даже доведены определенные планы по Минску. В облисполкоме, райисполкоме постоянно проводятся совещания, где нам, если нужно, делают замечания, указывают, на что нужно обратить внимание. Доводят до нас предполагаемые торговые наценки, которые рекомендуется делать в магазинах. То же самое и в других городах - магазины нашей фирменной сети находятся по всей республике. Вся наша работа рассматривается, контролируется госорганами.
- И как они ее оценивают?
- Претензий не было. Недавно коллектив нашего универсального магазина фирменной торговли в Барановичах получил грамоту за стабильную работу и высокую культуру обслуживания населения. Министр торговли посетил нас полтора месяца назад, тоже отметил наш 4-й магазин. Он был выбран из ряда магазинов города.
- Думаете, это правильно, когда государство фактически вручную насыщает рынок товарами?
- Должен же кто-то регулировать этот рынок. Иначе стабильности на нем не будет.
Справка «БелГазеты». Жанна Полыко родилась в 1968г. в Лиде. Окончила исторический, затем юридический факультет Гродненского госуниверситета. Работала учителем в школе, в 1998г. стала заниматься открытием магазинов. В 2001-08гг. - директор барановичского представительства компании «Лидское пиво». С 2008г. работает на птицефабрике «Дружба» - сначала ведущим специалистом по фирменной торговле, сейчас - заместитель гендиректора по фирменной торговле.