Правительство Свердловской области объявило о грядущей продаже государственных птицефабрик. В числе реальных покупателей власти называют "Газпромбанк", который решил заняться производством птицы.
Предприниматели полагают, что чиновники совершают ошибку: на падающем рынке непрофессионалам будет очень сложно поднять новый бизнес. Эксперты, однако, уверили обозревателя "Уралинформбюро", что "Газпромбанк" не будет разводить птиц: его привлекли лишь для того, чтобы продать фабрики нужным людям по нужной цене.
Власти Свердловской области планируют к 1 сентября 2011 года акционировать птицефабрики "Свердловская", "Рефтинская" и "Среднеуральская" с общим уставным капиталом свыше 5 миллиардов рублей. Затем они будут проданы частному инвестору. Предполагается, что сделки осуществятся в 2012 году, но глава регионального правительства Анатолий Гредин сообщил "по секрету" журналистам, что покупатель уже есть: "Газпромбанк", который намерен диверсифицировать свой бизнес.
Кабинет министров, решивший приватизировать птицеводческую отрасль, объясняет свой шаг низкой рентабельностью фабрик. Региональное министерство экономики подсчитало, что прибыль частных предприятий в Челябинской и Тюменской областях составляет 17%, в то время как государственных свердловских - не более 7%. Чиновники убедили депутатов, что приватизация позволит привлечь в отрасль стратегического инвестора, и те согласились с акционированием фабрик - при условии, что 100% их акций будут находиться в собственности государства до тех пор, пока предприятия не поднимут свою рентабельность.
Поспешность, с которой А.Гредин стал сватать на роль покупателя "Газпромбанк", насторожила экспертов. До сегодняшнего дня это кредитное учреждение птицеводческой отраслью совершенно не интересовалось: по данным пресс-секретаря министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Екатерины Ятновой, кредиты предоставлялись лишь тепличным хозяйствам, молочным комплексам, перерабатывающим предприятиям и свинофермам.
Генеральный директор ЗАО "Уралбройлер" Евгений Наруков также не слышал, чтобы "Газпромбанк" интересовался птицефабриками. Он, впрочем, не видит большой проблемы, если банк станет собственником птицеводческих хозяйств: успех в бизнесе определяет ситуация в отрасли и грамотное управление активами. Если "Газпромбанк" найдет толковых управленцев, которые смогут предложить новые решения, то он с лихвой окупит свои затраты.
Эксперты, однако, сомневаются, что "Газпромбанк" сможет найти грамотных менеджеров. Депутат Свердловской областной думы Андрей Альшевских проводит параллель с Уральским заводом тяжелого машиностроения, который уже несколько лет контролируется этим кредитным учреждением. Власти региона при случае любят подчеркнуть, что раньше завод умирал, а теперь возрождается, реализуя гигантскую инвестиционную программу. У депутата несколько иной взгляд на результаты работы "Газпромбанка": по данным А.Альшевских, убытки Уралмашзавода в 2010 году составили 1,3 миллиарда рублей.
Чувствуется, не меньшие трудности ждут банкиров и в сельском хозяйстве. Предприниматели утверждают, что в первой половине 2011 года птицеводство стало убыточным. Стоимость пшеницы выросла в этом году с 4 до 10 рублей за килограмм, что сделало "золотым" каждый килограмма курятины. От рентабельности в 15%, имевшей место в 2010-м, не осталось и следа. Птицеводы рассчитывают сегодня на помощь государства - и она, скорее всего, будет оказана: по словам Е.Нарукова, власти резервируют деньги на компенсацию кормовых затрат. Эксперты в связи с этим задают вопрос: "Зачем в это непростое время свердловские чиновники хотят продать государственные фабрики? Чтобы затем выплачивать кормовые компенсации частнику?"
По "птичьим" проектам к среднеуральским чиновникам накопилось немало вопросов. Например, зачем понадобилось "малорентабельной" птицефабрике "Свердловская" выступать поручителем по кредиту в 1,2 миллиарда рублей, предоставленному Сбербанком на строительство выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО"?
Непонятно и другое: если государственные птицефабрики в течение ряда лет демонстрировали неудовлетворительную рентабельность, то почему власти так долго "сквозь пальцы" смотрели на то, как директор ГУП СО "Среднеуральская" Саркис Эйриян выводил средства с предприятия на счета своих личных фирм? Депутаты объясняли это тем, что вороватый руководитель часть средств направлял на нужды партии "Единая Россия", членом которой он был. Развеять все эти подозрения могли бы сами чиновники, но министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Виталий Недельский уклонился от ответа на этот и другие вопросы. Его помощник Марина Фролова записала номер телефона обозревателя "Уралинформбюро" и пообещала: "Вам перезвонят". Никто, однако, не перезвонил.
Андрей Альшевских утверждает, что продажа птицефабрик "Газпромбанку" либо Сбербанку будет означать, что чиновники обманули парламентариев. Власти, впрочем, о своей репутации думают мало. Например, приватизация ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод №1" осуществлялась также со скандалом.
После акционирования государственного предприятия правительство выставило его на продажу. Основным претендентом на покупку было ОАО "Компания "Юнимилк". Однако торги неожиданно отменили, и завод передали в хозяйственное ведение государственному предприятию "Агентство по развитию рынка продовольствия Свердловской области". Чиновники заявили, что не хотят потерять единственный в области цех детского молочного питания, который расположен на гормолзаводе. Объяснение было настолько неубедительным, что позднее руководитель Агентства Виктор Шептий решил подкрепить его дополнительными аргументами: мол, необходимо защитить предприятие от рейдерских атак и подобрать эффективный менеджмент. К тому же, отметил В.Шептий, нахождение завода на балансе области пойдет ему на пользу, поскольку для развития государственных предприятий предусмотрены дотации в федеральном бюджете.
Однако уже через год городской молочный завод оказался в частной собственности все того же "Юнимилка". А.Альшевских утверждает, что после нехитрой комбинации с передачей предприятия в "Агентство по развитию рынка продовольствия" молочному холдингу пришлось заплатить значительно больше, чем он предполагал вначале.
Похожую операцию среднеуральские власти, очевидно, хотят провернуть и в птицепроме. Можно не сомневаться, что после продажи птицефабрик частным агрохолдингам их рентабельность чудесным образом вырастет. Чиновники минсельхоза утверждают, что после продажи Екатеринбургского гормолзавода его прибыль увеличилась в десять раз.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ