Вы здесь

Казахстан: «Модификация» Минсельхоза лишает крестьян субсидий и обещает взамен много чего…

Перейти к полной версии/Вернуться

Казалось бы, что может быть стабильнее сельского хозяйства, заниматься которым человечество научилось многие тысячи лет назад. Сразу после собирательства и задолго до промышленного производства. Ан нет, глядючи на эту сферу казахстанской экономики, понимаешь, что нет предела «совершенству».
Последняя «модификация» Минсельхоза лишает крестьян субсидий и обещает взамен много чего. Вот только - чего? Буквально этой весной Костанайская область бравировала тем, что в два-три раза увеличила субсидии на масличные, картофель и овоще-бахчевые. Случилось это после того, как вопрос субсидирования республикой был отдан на откуп местным властям.

Надо признать: революционное повышение субсидий особо на структуре посевов не сказалось. Область как сеяла в основном пшеницу, так ее и убирает. Зато центр, видимо, одумался, что слишком много вольности дал регионам и решил эксперимент с субсидированием прекратить. Понял, видимо, что, кто девушку ужинает, тот ее и танцует. То есть децентрализация не прошла. Посчитали, что каждый крестьянин должен зависеть не только от конкретного местного бастыка, но и от бастыка республиканского.

Об этом и о многом другом корреспондент издания «КазахЗерно.kz» решил поговорить с Жекебаем Курмангалиевым, руководителем Костанайского филиала Союза фермеров Казахстана. И здесь, надо заметить, что отмена субсидий для большинства крестьян - как гром среди ясного неба. Хотя люди посвященные, приближенные и прочие давно в курсе событий. Дело в том, что высокопоставленные сотрудники Минсельхоза уже давненько проехались по областям с целью лоббирования идеи отказа от субсидий. Причем, делали это инкогнито, и понятно, что советовались-совещались по этому вопросу не с рядовыми фермерами.

- Идея хорошая, - говорит Жекебай Хасенханович. - Вместо субсидий нам предлагают: первое - льготное кредитование через социально-предпринимательские корпорации; второе - уменьшение ставок лизинговых процентов; и самое главное, третье - гарантированную закупочную цену пшеницы по 140 долларов за тонну, начиная с 2012 года. То есть у нас будет этакий инвестиционный фонд, как в Канаде, который даже в самые худшие годы закупал зерно у фермеров по гарантированной цене. Я двумя руками «за» все эти новшества. Только мне непонятно одно - почему все это осуществляется за счет субсидий? Сейчас мы получаем, грубо говоря, три евро за гектар. Я был в Германии, там получают на гектар земли 360 евро. Причем без разницы - пашня это, пастбища, сенокосные угодия. У тебя есть 500 га? Умножь на 360, и получи. У нас же субсидии выдают только на посевные площади…

Действительно, интересно получается. Ну, с пшеницей все еще более-менее понятно. А что делать с субсидируемыми масличными и овощными? На них цена и так запредельная, и растет год от года. Как и спрос на них. Только не растут посевные площади под этими культурами. Раньше сеяли и переживали: а будет ли цена? Завтра будут сеять и не переживать: хватит и 5-6 центнеров с гектара, чтобы отбить вложения и выйти в плюс. То есть легко можно предположить, что государство усилит свой контроль за посевами и будет бдить за соблюдением агрокультуры, и в случае чего - прощай земля-кормилица.

- Неужели у нас настолько бедное государство, чтобы за счет субсидий решать другие направления? - задается вопросом Курмангалиев. – Конечно, гарантированный закуп по заранее определенной цене - сильное подспорье. Он помог бы мне, как крестьянину, в планировании моей работы. Я бы знал, что смог бы, к примеру, через год купить трактор, через два - комбайн, через три взять в лизинг посевной комплекс. А то взять текущий момент: подошла уборка, а я даже не знаю, по какой цене продавать. Все молчат: и власти, и Продкорпорация, которая является основным закупщиком на нашем рынке. Хотя бы порядок закупа объявили…
Но, видимо, специально тянут, хотят посмотреть на реакцию об отмене субсидий… Хотя льготное кредитование и лизинг по минимальным процентным ставкам существовал и до сегодняшнего дня. Процентные ставки дочерних компаний «КазАгро» действительно малы, но как показывает практика, для избранных, и в их числе только крупные компании и холдинги.

- Сегодня получить кредит очень тяжело, - продолжает Курмангалиев. - Весной, и спасибо за это акиму области Сергею Кулагину, его заместителю Нуралы Садукасову и главе Костанайского филиала Продкорпорации Мирасу Турежанову - получить кредит на посевные работы было намного легче. Вот сейчас в моем крестьянском хозяйстве не хватает пять миллионов тенге на горюче-смазочные материалы. Через неделю уборка, а у меня в баках пусто… К кому идти?
Действительно, весной поддержка властей крестьян наиболее ощутима. И тоже, как будто специально: крестьянам говорят - сейтесь. А кто им поможет убрать? А помочь-то, оказывается, и некому.

- Ну, понятно, что вам, как простому крестьянину, идти за кредитом в дочерние компании «КазАгро» даже пытаться не стоит…

- Конечно, - отвечает Жекебай Курмангалиев. - Поэтому за деньгами на посевную я пошел в банк, где я являюсь VIP-клиентом. Там меня заверили: какие проблемы, Жекебай, поможем быстро и даже очень быстро. Прошло уже две недели…

- И каковы результаты?

- Я так чувствую, будут мурыжить еще две недели, наверняка, проблемы с залогом?

- Залог - это само собой разумеющееся. Без него ни в одно финансово-кредитное учреждение не сунешься, ни в «КазАгро», ни в микрокредитную организацию, ни в банк. Проблема в подходе, что ли. Начинается: одна справка, другая, третья… Вот, к примеру, требуют с меня справку о налоговой задолженности. Ну, предоставил я вам ее. Но что она дает банку? О том, что я должен 200 тенге налогов, как это может повлиять на решение о выдаче кредита? А может, я для того и беру кредит, чтобы погасить эту задолженность? Какое вам дело. Потом начинается: давайте проедим на ваши поля, осмотрим их. Я говорю: без проблем, в любой момент, я вас сам отвезу. Поехали, съездили. Проходит еще неделя. В чем дело? Менеджер сидит, считает: сколько я получу зерна, какова будет минимальная цена его реализации. Я говорю: давайте я вам в пять минут все посчитаю. Ответ: нет, этим должен заниматься банковский работник, оценщик… И начинается все по новой: принесите этот документ, сделайте копию этого. Дайте СИК. Зачем? - Не будет полного пакета документов, вашу заявку рассматривать не будем. Мелочи, вроде, а кредит не получишь А представьте себе, что мое хозяйство находится в 300 километрах от областного центра, где располагается банк. Представляет, в какую копеечку выливаются все эти ксерокопии, не говоря уже о времени. А ведь уже надо урожай убирать. В поле дневать-ночевать.

Курмангалиев признается, что он не «простой» крестьянин. И два года засухи в своем хозяйстве он сумел «пережить». Правда, благодаря залогу в областном центре (другой банкиры и не берут), да пришлось кое-что продать из техники. Все по сусекам подмел, чтобы посеяться, да еще по амбарам поскреб, чтобы летом поля «вылизать», привести в порядок. Его соседям с севера области повезло больше, 2010 хоть и был неурожайный, но они взяли ценой. Собрав по 6-7 центнеров с гектара, они получили по стольку, сколько бы заработали, убрав 30 центнеров на круг.
- Но ведь, есть такие крестьяне, и их немало, - говорит он, - у кого за душой, кроме земли да старенького комбайна, нет ничего. Соберутся вместе. У одного – трактор, у другого - плуг, у третьего - жатка. Так и работают. В надежде на субсидии и урожай.

- «КазАгро» предлагает кредит под 4%, а вы в банке под какой берете?

- 12%. И меня он устраивает! Хотя все познается в сравнении, - отвечает мне Курмангалиев. - Вот были у меня немцы, я им как озвучил наши проценты, так они за голову схватились, и очень долго не понимали, почему я не банкрот. Ведь у них, помимо субсидий в 360 евро, еще и кредиты под 2%. Можно им позавидовать, конечно, но я понимаю, что ниже этого процента у наших банков взять кредит нереально.

- Просто удивительно: льготные ГСМ, субсидии и, оказывается, что при этом масса крестьян на грани банкротства, даже урожай собрать не могут…

- За льготные ГСМ огромное спасибо, - говорит Жекебай Хасенханович. - Хотя все, наверное, слышали, что недавно трех крупных операторов ГСМ взяли за одно место. После чего выяснилось, что бензин и дизтопливо к концу августа могут не подорожать, а наоборот подешеветь на 13-15%. Так что наше льготное будет стоить столько же, сколько и реальное. Но в любом случае, то, что государство дает нам возможность ориентироваться на какую-то цену - уже хорошо. Могу, конечно, пожаловаться: почему плохой Каддафи и держит цену на дизтопливо постоянную, а мы такие хорошие, пушистые, тоже нефть добываем, и каждый месяц повышаем цену… Но я подхожу реально к таким вещам…

Увы, как бы реально глава Союза фермеров Казахстана в Костанайской области ни подходил к крестьянским делам, реалии далеки от его понимания. Как далека от понимания простых аграриев политика Минсельхоза. Складывается ощущение, что сельское хозяйство снова хотят укрупнить и подчинить. Так, конечно, легче управлять. Но ведь уроки коллективизации мы уже проходили, не так ли? Видимо, уроки в школе позабылись, но так обратитесь к тем, кто их пережил. Их немного, но они еще есть.

Источник: