Как и все живые организмы, растения больше чем наполовину состоят из воды. Вода – составная часть всех органов плодовых, ягодных, орехоплодных и декоративных растений: больше ее содержится в плодах (до 90%), меньше – в семенах и многолетней древесине (40-45%).
Вместе с водой по растению перемещаются питательные вещества и продукты жизнедеятельности. Она участвует во всех биохимических реакциях, выступая в роли среды и активного участника, регулирует физиологические процессы, особенно тепловой режим и газообмен, необходима для построения клеток и поддержания в них давления, в результате чего растения растут и плодоносят. Вода связывает растение с почвой и атмосферой, обуславливая единство организма и среды.
Оптимальное водоснабжение – решающее условие успешного развития плодовых, ягодных и орехоплодных растений. При недостатке воды нарушается транспирация (испарение воды), фотосинтез, замедляются процессы синтеза, что приводит к приостановке роста побегов, уменьшению урожайности, ухудшению качества плодов и их лежкости, снижению устойчивости к зимнему высыханию и зимостойкости. Физиологическим признаком почвенной засухи в первой половине вегетации является потеря тургора растущими верхушками побегов (увядание), а во второй – преждевременное пожелтение и опадение прилистников, а также нижних листьев побегов и вообще листьев в центре кроны. Все указанные явления наблюдались у садовых растений на территории Свердловской области в прошлогоднем вегетационном сезоне из-за аномальной жары и жесточайшей засухи. Результатом чего явились гибель или сильные повреждения многих сортов плодовых и орехоплодных растений, которые не поливались или мало поливались в прошлом сезоне, от зимнего подмерзания или высыхания.
Избыток влаги в почве не менее опасен, чем засуха. Вода вытесняет из почвы воздух, необходимый для дыхания и роста корней. Плохая аэрация затрудняет также поглощение воды корнями. Уже через 5–10 дней после затопления начинается угнетение и частичное отмирание отдельных корней, подсыхание листьев, особенно на абрикосе, груше, черешне. Длительное затопление в период вегетации может привести к полной гибели растения. Вместе с тем ранневесеннее временное подтопление растений талыми водами не ведет к отрицательным последствиям.
Потребность в воде у плодовых, ягодных и орехоплодных растений на протяжении года значительно колеблется. В стадии покоя она минимальна. Больше всего влаги растения потребляют в фазе интенсивного роста побегов, образования и сохранения завязи (конец мая–середина июня). Недостаток воды в это время приводит к ослаблению роста побегов и к осыпанию завязи. Следующим «критическим» периодом для плодовых деревьев, особенно яблони и груши, является фаза дифференциации плодовых почек. В это время происходит закладка основ урожая будущего года – почки на плодовых веточках, а у некоторых сортов и на ростовых, превращаются из вегетативных в цветковые (конец июня–третья декада июля).
Способность плодовых, ягодных и орехоплодных растений значительно снижать урожай и сохранять продолжительное время высокую продуктивность и нормальный рост в условиях ограниченной влагообеспеченности характеризует его засухоустойчивость. Наиболее низкая засухоустойчивость наблюдается у большинства ягодных культур. Затем идут (по возрастающей) слива, яблоня, груша, айва, алыча, черешня, вишня. А вот растения абрикоса отличаются повышенной засухоустойчивостью. Засухоустойчивость зависит также от сорта и подвоя. У деревьев на клоновых карликовых подвоях, с небольшой по объему поверхностной корневой системой, она значительно ниже, чем на сеянцевых сильнорослых подвоях. Засухоустойчивость, как правило, повышается с возрастом, хотя перегруженные урожаем, стареющие и особенно подмерзшие растения требуют повышенного водообеспечения.
Основной, а в естественных условиях зачастую и единственный источник пополнения влаги в почве и растениях – атмосферные осадки. По данным специалистов, годовое количество осадков, которое могут обеспечить нормальный рост и плодоношение плодовых, ягодных и орехоплодных растений, должно быть 650 мм и более (при равномерном их распределении по месяцам). В Свердловской области в среднем за годы наблюдений для разных ее пунктов оно изменяется от 447 до 586 мм, а для Екатеринбурга составляет 503 мм. Из них примерно четвертая часть осадков приходится на осадки в виде снега с ноября по март. Кроме того, как правило, распределение осадков во время вегетации бывает неравномерным: периоды с чрезмерными осадками чередуются с засушливыми, когда на протяжении 2–3 недель и более осадки практически отсутствуют. Вот почему полив всех садов в Свердловской области должен быть обязательным приемом.
Известно, что влагоемкость почвы зависит от ее механического состава – чем мельче частицы почвы, тем больше их общая поверхность, соприкасающаяся с водой. Так, почвы, содержащие мелкие частицы глины (черноземы, каштановые и некоторые другие), лучше удерживают влагу, чем серые лесные и особенно дерново-подзолистые, в которых больше частиц песка. Кстати, существует простой экспресс-метод определения механического состава почвы. Нужно взять горсть земли, увлажнить и размять до тестообразного состояния. Затем слепить из нее «бублик». Если он получится монолитным – почва глинистая, если есть трещины – суглинок, а если «бублик» рассыпается – почва песчаная. В песчаную почву для улучшения ее физических свойств полезно внести глину – 3–5 ведер на 1 кв. м под перекопку. Особенно это нужно делать на участках, отведенных под ягодные растения. При посадке деревьев на бедных дерново-подзолистых почвах на дно посадочной ямы (глубина 80–100 см) рекомендуется уложить и утрамбовать слой смеси глины с торфом или перегноем толщиной 5–7 см, который будет в какой-то степени задерживать просачивающуюся вниз влагу, а затем заполнить яму плодородной землей. На песчаных и супесчаных почвах, где водоупорный глинистый или суглинистый горизонт подходит близко к поверхности – около 1 м, экран из смеси глины с торфом или перегноем делать не надо.
Повышению влагоемкости почвы способствует также внесение органических удобрений. Внесение минеральных удобрений следует совмещать с поливом. Если удобрения попадают в сухую почву, они поглощают остатки влаги, и почва возле корней становится еще суше. Особенно это касается растений с небольшой и поверхностной корневой системой – ягодников, карликовых и молодых деревьев.
При проведении поливов следует усвоить «железное» правило: лучше поливать реже и обильнее, чем чаще и меньше. В результате мелких поливов увлажняется только верхний слой почвы, что ведет к развитию у растений преимущественно поверхностной корневой системы, которая очень уязвима, особенно при засухе.
Если под деревьями нет естественного или искусственного задернения (газона), то поливать их лучше в лунку. Лунку формируют диаметром около метра и больше, глубиной 10–12 см, отгребая тяпкой, мотыгой, цапкой землю от ствола. В нее вливают 6–10 ведер воды. Если вода впитывается медленно, ее вливают в несколько приемов. После того, как она полностью впитается, лунку засыпают и мульчируют сверху сухой рыхлой землей, что препятствует образованию трещин после полива и испарения воды. Бывает, что садоводы делают возле деревьев постоянные лунки, мотивируя это тем, что во время дождя в них собирается вода. Ничего, кроме вреда, растениям это не приносит. Поскольку, во-первых, неровная поверхность почвы испаряет больше воды. Во-вторых, у растений часто оголяется корневая шейка, что очень нежелательно. И, в-третьих, при наличии постоянной лунки усложняется обработка почвы.
При описанном способе полива почва под деревом увлажняется на глубину до 80 см и больше, запаса влаги хватает, как правило, на 2–4 недели (зависит от состояния погоды). Ягодники поливают из расчета 3-4 ведра на 2 кв. м, но промежутки между поливами в полтора-два раза меньше, чем для плодовых деревьев.
Необходимо помнить, что сорняки, растущие возле плодовых, ягодных и орехоплодных растений, «выкачивают» из почвы и испаряют через листья значительное количество воды. Поэтому их нужно своевременно удалять. Кстати, при наличии в саду газона норму полива необходимо увеличить вдвое, ведь «напоить» надо и траву. Систематическое рыхление почвы (особенно после дождя или полива) также способствует сохранению влаги в почве, так как при этом разрушаются капилляры, по которым вода поднимается к поверхности почвы и испаряется. Такой агротехнический прием в народе так и называют – «закрытие влаги». Но этот прием, когда разбивается поверхностная корка почвы, создает и лучшее поступление воздуха к корням, что способствует их нормальному росту. Поэтому в годы с излишним и частым выпадением атмосферных осадков, как в июне нынешнего года, данный прием должен обязательно использоваться для улучшения аэрации почвы. Улучшению водного режима способствует и мульчирование – покрытие поверхности почвы различными материалами (перегноем, компостом, торфом, растительными остатками и другими подобными). Если будут использованы в качестве мульчи опилки, то не следует забывать о добавлении к ним навоза (перегноя) или минеральных азотных удобрений, так как на расщепление целлюлозы, содержащейся в опилках, из почвы используется много азота.
Независимо от сухости августа и первой половины осени в конце октября необходимо обязательно провести так называемый влагозарядковый полив сада (12–15 ведер на дерево, для ягодников – 6–8 ведер на 1 кв. м). Это уменьшит глубину промерзания почвы, особенно легкой, предотвратит зимнее иссушение побегов, обеспечит оптимальную микробиологическую деятельность почвы, снизит количество вредных насекомых и грызунов, зимующих в почве. Проводить такой полив нужно в начале интенсивного листопада или после него. Более ранний полив, когда листья еще «тянут» воду, может привести к избыточному увлажнению тканей побегов и ветвей и, как следствие, снизить устойчивость надземной части растений к ранним морозам. Не следует также производить влагозарядковый полив при близком залегании грунтовых вод – это может привести к аналогичным последствиям. Вот таковы в общих чертах вопросы воздействия воды на плодовые, ягодные и орехоплодные растения.
В.Н. Шаламов