Хочу предложить вашему вниманию вольный пересказ одной интересной книжки о животных. Она называется "У животных тоже есть своя история".
Появился кролик в Испании вероятно около 500 тыс лет назад и начал быстро размножаться. Когда в Испанию высадились финикийцы они спутали кролика с известным им животным – доманом. Зверьков было такое множество, что они логично назвали это место»Земля доманов». Что на их языке звучит как «И нифан Ин» . Что со временем превратилось в название страны – Испания - . Название восходит к кролику.
Oryctolagus cuniculus – такое научное название дал ему король зоологов великий Линней. Название означает «Роющий заяц». Почему заяц? Потому, что заяц уже был классифицирован. Вот он и поделился своим именем. Ведь эти двое так похожи! Почти родственники. Хотя при этом трудно представить более несхожие нравы. Заяц- одиночка, а кролик живет в группах… Заяц остаётся на поверхности земли, тогда как кролик всякий раз прячется в нору при каждой возможности. У зайца длинные уши…, и у кролика тоже… Ладно! Ясно лишь одно – если есть нора – значит мы имеем дело с кроликом. У него все связано с любовью к норам. Название Oryctolagus происходит от латинского «нора» (кунус). Долгое время по-французски кролик назывался – кона, по-английски – кони, а по-итальянски – конильё. Но со временем французское название исчезло и сейчас кролик во Франции называется «лапе». Немцы называли кролика словом «коник», а их словянские соседи прослышали «кёник», что значит «король». Поэтому чехи и русские назвали его «кролик», что значит «маленький Карл». Почему Карл? Ну, конечно в честь Карла Великого. Самого знаменитого из древних королей.
Книга Ливии, глава 11: И Господь сказал Моисею и Аорону: «Скажите народу Израилеву вот животные, которое вы можете есть из всего скота на земле. Всякий скот у которого раздвоено копыто, а на копытах разрез глубокий, который жуёт жвачку - еште. Только не еште зайца. Потому что он жуёт жвачку, но копыто у него не раздвоено. Он нечист для вас. И свинью. Потому что копыто у нее раздвоено, но она не жуёт жвачку и она нечиста для вас. Не еште их мясо и не прикасайтесь к их трупам. Они нечисты для вас.»
О раздвоенном копыте христиане мало беспокоились. Другое дело, что заяц для них имел скандальную репутацию. Он считался похотливым. А у первых христиан считалось что грех передаётся через рот. То есть, что еш – тем и становишься. Так что во имя добродетели от зайчатины и крольчатины следовало воздерживаться. Но все это было только в теории потому что на самом деле крольчатина вскоре стала излюбленным блюдом самих монахов. Кролик – по скоромным дням, карп и сельдь по постным. Одно из блюд, особенно любимых монахами – это вкуснейшее лауритес. Нерожденные крольчата. Это дает двойное преимущество. Во-первых так вкуснее, а во-вторых они не вдыхали земного воздуха, а значит не относятся к скоту на земле…
После теологии немного арифметики: Задача: дано 24 кролика. Из них равное количество самцов и самок. Сколько будет через два года если известно, что крольчиха приносит в среднем по 45 крольчат в год.
Пусть все 12 самок способны приносить потомство. В конце первого года мы получим 12 умножить на 45 равно 540 крольчат. Предположим, что среди них поровну самцов и самок… Тогда в начале второго года у нас будет 270 зрелых самок, которые родят 270 умножить на 45 равняется 12 150 кроликов. Мораль: кролики множатся.
А наши монахи умеют не только читать, но и считать. И они быстро понимают какую выгоду могут принести кролики. Тем более, что они как овцы и козы способны жить на неплодородных землях , которые не нужны никому. И на этих каменных землях с плохой травой благодаря кроликам можно получить отличное мясо быстрее чем от кого либо другого. Его учесть решена! Это и удача кролика и его несчастье.
Французское слово «гарен» означающее «кроличьи садки» до сих пор сохранилось во многих названиях в городах и деревнях. На самом деле это были скорей заповедники для разной дичи. Ведь человек не любит делить свою добычу с другими хищниками. В заповедниках животных строго охраняли с единственной целью: попасть на стол знатных господ. Разводить кроликов было дешевле, значит и прибыльней. С давних времен охота была привилегией короля и дворян. Только он и его люди могут преследовать дичь на этой земле. Право охоты было королевской монополией и могло быть пожаловано в качестве особой привилегии. Кролика можно ловить с помощью собак, селков, прирученных хорьков и на худой конец с помощью дыма. Это легко, забавно и нравиться дамам.
В 1330 году кролик оказывается в Англии. По другую сторону Ламанша! Житель Испании, домосед, который боится воды и не отходящий от своей норы более чем на 500 метров! К тому же ужасно боящийся воды! Ничто не заставит его промочить ноги! И вдруг! В Англии! А все дело в том, что ему помогли. Самые даже малые речушки он преодолевал на плечах человека, на плечах папы, настоятеля или епископа, короля, герцога, принца… Дело в том, что начиная с 11 века кролик входит в моду. В ту эпоху он стоял в 5 раз дороже курицы. Так что это был ценный подарок для важных персон. И в 1149 году 2 пары кроликов было отправлено из аббатства Солиньяк в дар аббатству Корвей в Германии, а несколько лет спустя 60 особей из монастыря Эли отправились ко столу короля Англии. В начале 13 века кролик был еще достаточно благороден что бы на него охотился король Англии собственной персоной.
Так с помощью сильных сего кролик начал своё долгое путешествие к северу Европы. Но этот путь был трудным. Только в Западной Европе у кролика насчитывается не менее трех десятков естественных врагов: лиса, волк, куница, орёл, ястреб, хорёк, сарыч, лунь, сова, филин… И все рады полакомиться кроликами.
Но кролик завоёвывает север Европы. Человек помог ему выжить в холодном и влажном климате, который так мало подходит этим животным.
В середине 14 века мир стоял на пороге потрясения. По восточному берегу Средиземного моря в Европу из Азии пришла черная крыса и на этот раз она несла на себе болезнь. Это была новая форма септицемии, переносимая незаконным пассажиром ехавшим на крысах – блохой.
Болезнь принесенная крысами получила страшное название – чума. Для кролика эпидемия явилась по началу облегчением. Люди, которых становилось все больше и, которые, постепенно сокращали численность кроликов - умирали.
Когда болезнь отступила оказалось, что треть населения исчезло с лица земли. Поля снова заросли лесами поскольку их некому было вырубать. Поля были заброшены, но что вредит охотнику автоматически идет на пользу дичи. И кролик быстро размножается!
Всё нужно отстраивать заново. Рабочих рук не хватает, мастеров не хватает и их труд стоит дорого. И вот здесь все для кролика портиться. Передышка оказалась недолгой потому, что у всех тех кто пережил кошмар чумы изменились вкусы и привычки. Жизнь решительно брала своё! Всё что казалось роскошью, излишеством становиться нормой. Возрос спрос на мясо и теплую одежду. Мясо и мех… это вам никого не напоминает? В Англии начинает развиваться процветающая отрасль. Настоящая кроличья индустрия. Это была бойня в крупных масштабах. Повсюду в юго-восточной части страны встречались кроличьи садки маленькие обитатели, которых заканчивали свою жизнь на рынках Лондона. Спрос на них быстро возрастал. И кролик путешествует больше чем когда либо. В 1365 году некий Джон Клемер отправляет во Фландрию груз из 12 000 кроличьих шкурок. А несколько лет спустя к Балтике отправлены уже сотни тысяч, кстати, в середине 16 века биолог Геснер утверждал, что самые лучшие меха поставляются из Англии. В те времена каждый уважающий себя повар должен был готов подавать в любое время разнообразные блюда из крольчатины. Мир меняется… И кролик отныне покинул королевский стол и переместился на столы попроще. Пища аристократов теперь он стал едой буржуазии. В жизни кролика началась новая и не самая спокойная эпоха.
Французская революция создала для кролика 20 миллионов врагов. Причем официально. Когда третье сословие пошло в наступление на аристократию и священнослужителей знаете кто оказался на острие пики? Год 1789: Людовик 16 дал разрешение представителям третьего сословия уничтожать кроликов на своих землях. И эти самые представители поздравляют себя такими словами: «Король почувствовал, что кролик, который стоит 12 су, а съедает урожай не менее чем на 6 франков, который становится обедом для одного, сожрав недельный рацион другого является настоящим бичём человечества!»
Кролик – бич человечества? Чушь! Откуда столько ненависти? Как это глупо! На протяжении веков дичь знатных господ уничтожала урожаи, а маленький кролик, единственный на которого можно охотиться не имея ни лошади, ни собаки. Он был основной мишенью браконьеров. Единственной возможностью бедноты отыграться на богатых. Поэтому кролику и суждено стало стать яблоком раздора. Достаточно полистать архивы. Судебные записи за всю историю Франции времен старого режима пестрят кроликами. Повсюду встречаются жалобы связанные с уроном нанесенным посевам и нарушением прав охоты. В 1321 году в Провансе четырёх несчастных приговорили к уплате 240 денье за убийство кролика, который вероятно стоял 6. причем обвиняемых допрашивали 3 дня в присутствии свидетелей.
В 1440 году троих представителей церкви приговорили к крупным штрафам за браконьерство. Синьоры против крестьян. Просто интересы тех и других не совпадали. Кролик становиться еще одним пунктом классовой борьбы.
Свершилось! Кролик обзавёлся клеткой! Он не спешил. Это последнее из животных Европы, которое приручил человек. Причём с большим отставанием. Он последний кого стал разводить и кормить человек. Это случилось в городских окраинах в эпоху промышленной революции. Здесь рабочие устраивали подсобные хозяйства что бы улучшить свой небогатый рацион. В этих крольчатниках и завершилось социальное падение нашего героя. Он стал неиссякаемым источником мяса для рабочего класса. Здесь же начался селекционный процесс. Отделяя самцов и самок производителей от кроликов предназначенных на мясо, заводчики так же способствовали развитию или искоренению тех или иных признаков. В основном это касалось длинны и шелковистости шерстки. Требуется 5 или 6 лет что бы вывести новую породу кроликов. Со времен второй империи стали появляться такие породы как Бургунский, Фломанский гигант, Шомпанский серебристый, Французский баран. Заводчики создавали свои клубы специализировавшиеся, скажем, на породе с более закругленными ушками или более рыжей шерстью.
Катастрофа началась в 1859 году в Ливерпуле. На борт корабля заполненного эмигрантами погрузили 24 кролика, заказанных неким Томасом Костиным. Фермером из Австралии. Костин был охотником и хотел завести на своих землях дичь. Вскоре её количество превзошло все ожидания. В 1866 году, то есть через 6 лет после высадки 2х дюжин кроликов Костин официально убил на своих землях 14 253 кролика. Дело в том, что любитель охоты забыл, что живет на острове, и что на этом острове у него практически не было врагов. Никто кроме и Динго им не интересовались. И в отсутствии контроля кролик стал колонизировать остров с головокружительной скоростью: 54 километра в год! Урожаи были обречены, а так же земли, деревья и другие травоядные, которых ждал голод. И тогда одна за одной пошли бойни столь же безжалостные скаль и бесполезные. В итоге правительство выписало с другого конца земли исконного врага кролика.
Лисы не смогли справиться с кроликами, но распространились с таким же успехом и принесли с собой прежде невиданное здесь бешенство. В начале 20 века завершилось строительство гигантского антикроличьего барьера, протянувшегося более чем на 2 000 километра и призванного защитить урожаи. Но еще до завершения работ кролики очутились по ту сторону ограждения. Их пытались травить, использовали карабины, облавы… потребовался серьезный прорыв в науке чтобы австралийские биологи смогли бы одержать верх. В 30х годах они создали вирус, который распространился как чума и убивал миллионы животных.
1954 год: за 20 лет вирус распространился. Его обнаруживают во Франции. В ходе громкого процесса над доктором Орман Де Лиллем. За 2 года до этого этот медик-эпедимиолог решил избавить своё поместье от заполонивших его кроликов. Он предполагал, что болезнь не выйдет за рамки его земель, но она распространилась на всю страну. Врача признали виновным, а в следующем году наградили за заслуги перед сельским хозяйством. Болезнь называется теперь миксоматоз.