В 2010 г. ситуация на рынке труда претерпела изменения как в целом по РФ, так и в ЮФО. Состояние дел в аграрном секторе Краснодарского края также не было исключением. Вопрос трудоустройства стал актуальным для многих специалистов в сфере сельского хозяйства. Как сложился 2010 г. для профессионалов АПК Кубани и о том, чего ждать в наступившем году?
Эксперты считают: до августа-сентября 2011 г. ситуация вряд ли изменится.
В минувшем году изменения на рынке труда сельскохозяйственной сферы были напрямую связаны с аномальными погодными явлениями. Следствием засухи стали не только снижение урожайности, но и трудности в привлечении новых инвесторов, отсутствие дополнительных финансовых кредитований со стороны банков, и конечно прошлогоднее Постановление Правительства РФ «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации».
В итоге в 2010 г. резко сократился спрос на специалистов-трейдеров в области закупок и продаж зерновых культур. Многим организациям, как местным, так и кубанским представительствам крупных мировых компаний-экспортеров зерна, пришлось провести реструктуризацию бизнеса, существенно уменьшить штат персонала и сократить многие статьи расходов. Как следствие, специалисты из данной сферы оказались невостребованными на рынке труда. Кандидаты были готовы рассматривать предложения по работе в любых других направлениях: продаже стройматериалов, FMSG, логистике и пр.
В более выгодном положении оказались крупные сельхозпроизводители. Спрос на продукцию таких компаний в 2010 г. сохранялся на стабильном уровне. Более того, закупочные цены на их продукцию возросли. Конечно, такие компании продолжили уверенно развиваться, у них возросла потребность в профессионалах в области производства, агрономии, технических специалистах (сервисных инженерах, инженерах-гидравлики, механики).
Вместе с тем, торговые дома таких агрохолдингов увеличивали штат сотрудников. Вакансии этих компаний, начиная от руководителей (коммерческие директора, директора по развитию, по маркетингу и рекламе) до исполнителей (маркетологи, менеджеры по продажам, IT-специалисты) в течение всего минувшего года присутствовали на рынке. В рекрутинговые компании крупные сельхозпроизводители, с мировыми именами, неоднократно обращались с целью подбора специалистов в области финансов и экономики, а также главных и заместителей главных бухгалтеров. Достаточно часто появлялись вакансии менеджеров по продажам, в сфере производства и торговли сельхозтехникой, в том числе зарубежной, а также производства средств защиты растений, удобрений, семян. Как правило, за такими специалистами обращались крупные зарубежные поставщики-производители, представительства и филиалы которых находятся в Краснодарском крае.
Однако, положительная динамика развития бизнеса имела место далеко не во всех производственных предприятиях агропромышленного сектора.
На протяжении 2010 г. в нашу компанию неоднократно обращались собственники небольших местных агрокомпаний с целью подбора профессионалов – руководителей, директоров для их бизнеса. Такие организации оказались в сложной финансовой ситуации, некоторые из них на грани разорения/банкротства. Следует заметить, что зачастую владельцы этих фирм, приходя за помощью к рекрутерам, сами не представляют какой именно топ-менеджер им нужен. У большинства собственников нет четкого представления о стратегии развития своего бизнеса, не применяется или отсутствует в принципе система планирования и бюджетирования, о выстроенной организационной структуре и ее последующей оптимизации даже в такой критической ситуации речи не идет.
Напрашивается вывод, что ранее эти компании работали и развивались исключительно благодаря благоприятной обстановке в экономике Краснодарского края и РФ в целом. Как только ситуация стала изменяться в 2009-2010 гг., их хаотично развивающийся ранее бизнес дал сбой и, как следствие, возникли все те проблемы, с которыми собственники небольших компаний-сельхозпроизводителей столкнулись в данный момент. Откровенно говоря, придерживаясь принципов: работать на рынке качественно, не стремясь к извлечению ежеминутной выгоды или наживе на таких сложных ситуациях наших потенциальных клиентов, приходилось временно отказываться от заказов на поиск и подбор топ-менеджеров в аграрной сфере для мелкого и среднего бизнеса. Если у самих собственников нет правильного, грамотного понимания путей выхода из таких ситуаций, то наш кандидат, направленный на работу в такую компанию, кроме разочарования, как для себя, так и для работодателя, ничего позитивного в бизнес не принесет. Принцип подхода при открытии вакансии топ-менеджера в таких фирмах сводится к следующему: «Придет добрый волшебник, и все у нас станет замечательно!», - это основной лейтмотив первичных переговоров со стороны клиентов. Разумеется, в настоящий момент помощь мы оказываем, но исключительно советом. Он заключается в следующем: собственнику бизнеса необходимо обратиться в консалтинговую компанию или привлечь консультанта-профессионала на проект, который реально поможет и подскажет, как и что им дальше делать, и, как следствие, наконец, придет понимание, какой именно руководитель и с какими компетенциями требуется конкретной компании. После такого общения у наших несостоявшихся клиентов происходит самое главное - первичное переосмысление подходов к ведению бизнеса. Знаю достоверно, что некоторые из них после нашего общения пошли учиться. Как руководитель рекрутинговой компании, надеюсь, что они еще придут к нам за услугами на подбор персонала. Но при этом, у меня есть четкое понимание и того, что возможно им и не понадобится открывать новую вакансию топ-менеджера, поскольку они вместе с консультантами-консалтерами, сумеют разобраться и справиться с кризисной ситуацией в бизнесе.
В итоге хочется отметить, что сегодня ситуация на рынке труда в аграрном секторе в большей степени складывается именно из внешних (объективных) факторов.
В настоящее время, на начало 2011 г., состояние рынка труда в аграрном секторе останется стабильным, без каких-либо признаков серьезного улучшения ситуации и возвращения к показателям докризисного периода. В целом, до августа-сентября 2011 г. по ряду объективных причин, в АПК не ожидается ни уменьшения, ни увеличения уровня оплаты труда. Сегодня потребность в персонале и некоторая тенденция к ее увеличению есть у крупных агрохолднигов-производителей, но в компаниях-трейдерах наоборот – необходимость в новых сотрудниках стала меньше. В мелком и среднем бизнесе потребность в подборе персонала сегодня минимальна.
Лариса Моргунова, управляющий партнер КГ «КОНСОРТ» в ЮФО, директор «Консорт Краснодар»