Российский премьер-министр Владимир Путин в Мордовии рассказал о российской деревне будущего
Основы «столичной мечты» заложил еще, пожалуй, Антон Павлович Чехов, озвучив в «Трех сестрах» то самое «В Москву, в Москву!». Уже в XX веке советский кинематограф живописно показал примеры рвения простых селянок покорить столицу Страны советов. Традиция продолжилась в «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и в сотне менее приметных картин времен перестройки и нашего времени.
Ныне деятелям пера, клавиатуры и кадра Владимир Путин подсказал новый «тренд». Теперь нужно разворачивать лыжи в другом направлении – диаметрально противоположном: «В село! В село!». Именно таким был лейтмотив выступления премьера на II Всероссийском форуме сельских поселений, который прошел в Мордовии еще на прошлой неделе. Ведущий тезис встречи яснее родниковой воды: село умирает, и его надо спасать.
Тезис рожден не вчера, и даже есть технически действующая федеральная целевая программа «Социальное развитие села», которая действует до 2013 года, и которую при этом было на этом же собрании обещано продлить уже до 2020 года. Такое продление оправданно, что следует из слов и цифр, озвученных премьером, теми задачами и планами, которых громадье, и реализацию которых в два года, если по совести работать, не завершишь. Тут и набившие оскомину дороги, и дураки, с которыми надо разбираться, и сельское хозяйство, которое надо поднимать (в т. ч. после того, как державшие его селяне мигрировали в города, а оставшиеся нередко спиваются от безработицы).
Поскольку реализация правительственной программы по восстановлению села стартовала не вчера, есть уже и какие-никакие результаты. Так, согласно предварительным отчетам Росстата, последняя перепись населения показала интересную тенденцию последних лет: темпы т. н. урбанизации – оттока сельского населения в город – заметно снизились. Люди не спешат менять родные березки на бездушные бетонные коробки. Впрочем, тут еще можно подискутировать о соображениях: вспыхнувшая ли искренняя любовь к малой родине или все меньшая доступность городской жизни (о Москве тут даже не говорим).
Но, как бы то ни было, бюджетные ассигнования на подъем деревни пошли, и даже не ручьем. На развитие села за последние 8 лет из федерального бюджета было выделено порядка 40 млрд руб., еще около 200 млрд дали региональные бюджеты и бизнес. Согласно официальным отчетам, столь немалые деньги пошли на улучшение жилищных условий граждан в провинции, организацию социальной инфраструктуры и даже строительство жилья для молодых семей. В нынешнем году на эти цели в совокупности выделено 26 млрд.
Однако даже такие деньги (даже если они все до копейки дошли до адресата, а не осели в офшорах и не превратились в дома в «деревнях» Французской Ривьеры или окрестностях Лондона) – вряд ли достаточный мотив, чтобы, бросив устроенную городскую жизнь рваться поближе к земле. Безусловным мотивом тут становится возможность реализовать себя – работать и зарабатывать. Малый бизнес в городе и собственное фермерское хозяйство на селе – это то, что вполне может конкурировать между собой. И конкурирует уже. Недостает разве что «свежей крови» для создания действительно конкурентных условий существования фермерства, что, как учат учебники по экономике, самым благоприятным образом сказывается и на качестве продукции, и на ее цене.
Для привлечения молодых и инициативных фермеров с 2012 года начнет работу новая федеральная целевая программа, адресованная непосредственно им. В ходе собрания Владимир Путин отметил, что пожелавшим организовать собственное фермерское хозяйство государство готово будет предоставить все минимально необходимые блага для старта – грант, инвестиционный кредит на льготных условиях, единовременную материальную помощь на обустройство быта. При этом основное внимание, по словам премьера, правительство намерено уделить развитию молочных фермерских хозяйств.
Для того, чтобы дельные слова главы правительства все же не звучали скорее как реклама Нью-Васюков из уст Остапа Бендера в «Двенадцати стульях», недостает разве что элементарной конкретики – каких размеров окажется этот самый грант и хватит ли его хотя бы на переезд из города и простое обустройство на селе, не считая организации своего бизнеса; что за «льготные условия» готов предоставлять банк и какова их цена окажется в итоге; что понимается под «обустройством быта» и, опять же, какие деньги готово выделить на эту строчку государство, и безвозмездно ли. И, пожалуй, главного не хватает в озвученных планах – предполагаемых мер по «постройке» чиновников, которые вовсе не согласны сразу отказаться от откатов, даже если Владимир Путин им лично запретит.
Говорил Владимир Путин и о земле. Благо ее в России, в отличие от денег, хватает на всех. Было бы желание давать. Итак, счастливые граждане, имеющие от трех детей и более, смогут претендовать на федеральную землю и оформлять ее вне каких-либо конкурсов и торгов. Эта действительно прекрасная инициатива, будь она реализована без чиновничьих препон, способна решить проблему не только с вымиранием села, но и, как ни банально, с вымиранием населения России, которое пока имеет место быть, при всех стараниях Кремля и Дома правительства «задобрить» матерей все растущими и растущими из года в год «маткапиталами». Получается пока относительно (будем справедливы, как-то получается), но явно недостаточно для выживания такой большой страны, увы, далеко не первой по количеству душ.
Итак, посыл премьера ясен. Рецепт возрождения деревни – дороги, жилье молодым, зеленый свет бизнесу и земля многодетным. И это все красиво и просто смотрится на бумаге и слушается на собрании. Вот только хорошие дороги еще долго будут мешать строить. Сами знаете кто.
Перспективу реализации озвученной Владимиром Путиным программы по возрождению села KM.RU прокомментировал бизнес-эксперт Иван Овчаров:
– Безусловно, тут важно понять, как все это будет реализовываться. Я полагаю, что в предвыборную пору можно будет увидеть очень неплохие результаты по претворению всего, сказанного премьером, в жизнь. Другое дело, что будет после выборов. Все озвученные премьер-министром меры справедливы: и грант на начало бизнеса, и кредитование. Однако если для получения всего этого бедному начинающему фермеру придется обежать сотни инстанций (даже без взяток), то, разумеется, найдется весьма немного желающих во всем этом участвовать. В качестве примера я могу привести ту же разрекламированную в Москве программу «Молодой семье – доступное жилье». При всех тех преимуществах, которые она дает нуждающимся молодым семьям, количество желающих воспользоваться ими не так велико – именно из-за недопустимой, чудовищной бюрократии.
Ныне деятелям пера, клавиатуры и кадра Владимир Путин подсказал новый «тренд». Теперь нужно разворачивать лыжи в другом направлении – диаметрально противоположном: «В село! В село!».
(смотреть вложения).
Файлы:
tavr.jpg
rossiya_v_nadyozhnyh_rukah....jpg