В советские времена Ставрополье занимало лидирующие позиции по производству яиц, которые расходились по всему СССР. Сегодня, по данным Росптицесоюза (за 2010 год), мы скатились на 30-е место в стране среди субъектов РФ. Что заставляет региональных производителей сворачивать объемы производства?
Догнать Японию и Китай
Куриное яйцо во всех странах считается социально значимым продуктом питания, наиболее доступным для широких слоев населения. По медицинским нормам для полноценного питания каждый человек должен в год съедать 292 яйца. Россиянин сегодня потребляет 250. Во многих странах потребление этого продукта гораздо выше: в Дании – 380, Японии – 337, Китае – 317.
Ставрополью сегодня грех жаловаться на отсутствие этого продукта на прилавках магазинов и рынках. Однако в этом яичном «море» очень редко можно встретить продукцию краевых производителей. Кто к нам только не везет свой товар. Как правило, он быстро «прокручивается» через сетевые магазины, хозяева которых находятся в других регионах и используют наш край в качестве выгодного рынка сбыта прежде всего своих продуктов.
В прошлом году на Ставрополье, по данным статистики, было получено почти 886 миллионов яиц. Большая их часть – 457 миллионов – собрана в личных подсобных хозяйствах, на долю крупных сельхозпредприятий приходится 394 миллиона. Анализируя данные статистики, нельзя не отметить следующую тенденцию. По сравнению с позапрошлым годом яичное производство в ЛПХ сократилось на два процента, в фермерских хозяйствах – сразу на одну треть. И все потому, что падает спрос на продукцию. Прирост обеспечили только специализированные сельскохозяйственные предприятия – птицефабрики (127 процентов), где худо-бедно работают маркетинговые службы и находят каналы сбыта.
Но так было в прошлом году. В нынешнем ситуация заметно осложнилась. Краевой рынок настолько перенасыщен завозной продукцией, что даже ведущие промышленные предприятия отрасли вынуждены подавать сигнал SOS. К примеру, в одном из ведущих в крае СХА «Птицефабрика «Кумская» Георгевского района, где производят до 70 миллионов яиц в год, дело дошло до крайности: посреднические структуры, закупающие продукцию, дают сегодня всего восемь рублей за десяток. Это практически в два раза ниже себестоимости. По словам руководителя предприятия Ивана Долгова, посредники в открытую наживаются на производителе. (По данным последнего мониторинга, проведенного территориальным органом федеральной службы госстатистики, средняя цена десятка яиц в торговой сети края – около 37 рублей).
- Мы вынуждены реализовывать яйцо гораздо дешевле, чем оно нам обходится, говорит И.Долгов, – но почему-то цены в магазинах и на рынках остаются по-прежнему высокими. Парадокс: закупочные цены падают, розничные растут. Обидно, что мы работаем, тратим зерно, электроэнергию, другие энергоресурсы, несем убытки, а торговля наживается на нас и покупателях. Разве встретишь такое в любой цивилизованной стране, где существует политика регулирования продовольственного рынка? По большому счету, сегодня заниматься производством яйца нет никакого смысла. Если так будет продолжаться и дальше, то нам ничего не остается делать, как сокращать объемы продукции и, к сожалению, трудовой коллектив.
Производишь больше – получаешь меньше
Странная выходит экономическая закономерность: чем больше производится продукции, тем меньше прибыль. К примеру, в 2009 году на Кумской птицефабрике было получено 53,5 млн яиц, прибыль от их реализации составила почти десять миллионов рублей. В 2010 году было собрано уже более 66 миллионов штук, а получено прибыли… 460 тысяч рублей.
И все же мы живем в рыночных условиях, и сами производители прекрасно понимают, что никого и нигде сегодня не ждут с распростертыми объятиями. Чтобы выжить, надо крутиться, ломать голову над тем, как сделать свою продукцию конкурентоспособной на рынке, самое главное – более дешевой, доступной для покупателя. По этому пути активно идут и птицеводческие предприятия края.
К примеру, на Кумской птицефабрике провели модернизацию производства с задействованием эффективных наукоемких программ. Введен в эксплуатацию корпус на 52 тысячи кур-несушек, внедрены современные ресурсосберегающие схемы производства. Установлено светодиодное освещение, которое в разы снизило потребление электроэнергии.
Однако экономию «съели» взбесившиеся тарифы. Так, за первый квартал 2011 года по сравнению с прошлым годом расход электроэнергии уменьшился на 130 тысяч киловатт, тем не менее из-за выросших тарифов заплатить пришлось на 138 тысяч рублей больше.
Кстати, в нашем регионе тарифы выше, чем в некоторых других российских регионах. К примеру, на профильных предприятиях Тюменской области киловатт-час в среднем по итогам прошлого года обошелся в 1 руб. 74 коп., Красноярского края – 1 руб. 51 коп., Ленинградской области – 2 руб. 79 коп., на Кумской птицефабрике – более четырех рублей, а в этом году уже более пяти. Становится понятно, почему на нашем региональном рынке успешно демпингует продукция из других территорий страны.
Последние из могикан
На Ставрополье осталось всего пять специализированных птицефабрик яичного направления, как говорится, последние из могикан. (В лучшие времена работало более двух десятков). Плюс три фермерских хозяйства, где налажено это производство. Но с каждым годом заниматься этим делом становится все сложнее.
Руководители нескольких птицефабрик рассказали, что не раз пытались пробиться в сетевые магазины края, предлагая свою продукцию. Но всякий раз получали отказ. При этом представители «чужих» торговых компаний, работающих на Ставрополье, мягко намекают, что все места под солнцем уже заняты, как правило, другими регионами – Ростовской областью, Краснодарским краем и другими.
Главной бедой сами работники птицефабрик считают отсутствие в системе сбыта сельскохозяйственной продукции законодательного механизма, который бы контролировал взаимоотношения производителя, покупателя и посредника – оптового продавца, который сегодня получает сверхприбыли. Учитывая, что яйцо – социально значимый товар, внесенный Правительством РФ в перечень важнейших продуктов питания, специалисты отрасли уверены, что необходимо установить на него определенные цены, с учетом интересов покупателей, производителя и торговли.
Урезать сверхбарыши
Аграрные эксперты края отмечают, что доступ на яичный рынок сельхозпроизводителей, и особенно личных подсобных и фермерских хозяйств, существенно затруднен в том числе из-за большого количества посреднических структур. Специальные законы, регулирующие торговую деятельность, приняты всего лишь в полутора десятках регионов. Как правило, они носят рамочный характер и не предусматривают эффективных мер по защите интересов отечественных товаропроизводителей при реализации собственной продукции.
В целом по стране сегодня отсутствует системная законодательная база в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Чтобы изменить ситуацию, повысить доступность селян к торговой инфраструктуре, федеральный Минсельхоз обратился в Правительство РФ о принятии постановления, определяющего понятие «сельскохозяйственный рынок» и устанавливающего порядок организации самой торговли. Идеальным вариантом стало бы создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые бы взяли на себя управление аграрными рынками, обеспечивая принципы прямой продажи продукции без излишних звеньев посредников и высоких наценок. Пока таких кооперативов на Ставрополье нет.
Кстати, проблема резкого снижения закупочных цен на яйцо и уменьшения рентабельности производства – не только региональная. Подобные трудности сегодня испытывают и представители отрасли других территорий. На недавней конференции регионального отделения «Единой России» в Волгоградской области с участием Председателя Правительства РФ Владимира Путина, где обсуждалась в том числе и тема развития отечественной экономики, поднимался и этот вопрос. Его озвучил руководитель одной из птицефабрик области. На конференции было обещано, что обеспечение конкуренции на рынке производства и реализации яиц станет темой для детального рассмотрения, в том числе с помощью различных правоохранительных структур, антимонопольного ведомства. Главное желание производителей – положить конец дискриминации на отраслевом рынке, унять сверхаппетиты посредников и сделать более доступной продукцию для рядового покупателя.