Вы здесь

Из кризиса в кризис

Перейти к полной версии/Вернуться

Если государство выполнит все свои обещания по поддержке сельхозпроизводителей, животноводы смогут выйти из кризиса. Дальнейшая их судьба будет зависеть от наличия платежеспособного спроса и инвестиционных денег в экономике

Производители мяса сегодня живут большой надеждой. Безусловно, финансовый кризис оказал свое негативное влияние на подавляющее количество животноводческих компаний, но появились и позитивные ожидания. Они связаны, во-первых, со значительным снижением стоимости кормов, во-вторых, с возможным сокращением импорта и наконец, с обещанными субсидиями от правительства.

Слабая перспектива на дальнейший рост забрезжила в отечественном животноводстве в конце лета этого года, когда неожиданно повысилась отпускная цена на мясо, прежде всего на птицу. Производители начали выкарабкиваться из кризиса, охватившего их весной этого года. Напомним, что кризис в отечественном животноводстве разразился в связи с колоссальным ростом издержек производителей, при этом он не был компенсирован достаточным ростом отпускных цен. Так, с июля 2007−го по февраль 2008 года цена на корма, составляющие порядка 70% в структуре себестоимости мяса, поднялась с 5 тыс. рублей за тонну до 8–9 тыс. рублей. При этом отпускные цены на ту же курятину увеличились лишь на 15–20%. Помимо этого в структуре издержек производителей десятки процентов заняли цены на газ, дизтопливо, электроэнергию.

Рост издержек на внутреннем рынке сопровождался усиливающимся давлением мясного импорта, основу которого традиционно составляют дешевые американские окорочка. На начало этого года скопилось избыточное количество импортной продукции: остались нераспроданные прошлогодние товарные запасы и продолжался активный импорт мяса. Согласно данным ФТС, с декабря 2007−го по июнь 2008 года объем импорта увеличился на 9,4%.

Чтобы оставаться конкурентоспособными по отношению к дотируемому импорту, российские производители мяса были вынуждены удерживать отпускные цены. В результате многие из них стали работать в ноль. Отсутствие прибыли привело к дефициту оборотных средств и, как следствие, к стагнации в производстве.

Однако с лета этого года ситуация начала меняться. «Еще в июле средняя цена реализации птицы парадоксальным образом начала расти, — говорит генеральный директор группы компании “Черкизово” Сергей Михайлов. — Я думаю, тому есть несколько причин. Первая: появилась угроза сокращения импорта, в результате чего отечественная продукция стала более востребованной. Вторая: немного подешевел рубль — как следствие, импорт подорожал в рублевом выражении. Третья: возможно, трейдеры в условиях ограничения финансирования бизнеса начали снижать объем ввоза. Кроме того, Федеральная таможенная служба значительно увеличила минимальную таможенную стоимость импортируемого мяса птицы, что также привело к удорожанию импорта. И наконец, цены на мясо птицы в Бразилии и США за последние несколько месяцев значительно увеличились, и вполне вероятно, что российские цены будут следовать глобальным трендам. Я думаю, что по совокупности за сентябрь-октябрь отпускные цены на птицу вырастут процентов на десять». В результате отечественные производители птицы вновь вышли на операционную прибыль.

Что касается свиноводства, то там внутриотраслевой кризис был в разгаре еще полтора-два года назад, когда по всему миру наблюдался переизбыток производства свинины и цены на нее сильно упали. Однако с начала этого года мир вступил в новую фазу: от излишков свинины избавились, поголовье сократилось, при этом потребление значительно возросло, возник дефицит свинины на рынке. В результате цены на нее стали расти еще с весны, в том числе в России. Но к тому времени поголовье свиней у нас, прежде всего в частных хозяйствах, обеспечивающих до 70% объемов производства, уменьшилось на 25%. На восстановление производства потребуется как минимум полтора года. Поэтому рост цен, безусловно, положительно сказывается на свиноводстве, однако получить здесь ощутимую динамику быстро не удастся.


Приоритеты госрегулирования

Есть и другие факторы, которые в перспективе могут положительно сказаться на развитии отрасли. Прежде всего это цены на зерно нового урожая, которые оказались значительно ниже прошлогодних, и в результате сильно подешевели корма: цены на фураж в среднем упали с 300 до 180 долларов за тонну. «В этом сезоне зерно стоит плюс-минус четыре тысячи рублей за тонну. Это в два раза меньше, чем на пике цен в предыдущем сезоне», — комментирует Сергей Михайлов. Однако эффекта от удешевления кормов можно ожидать только в четвертом квартале этого года.

За прошедшие несколько месяцев бизнесу с большим трудом, но удалось достучаться до правительства, и высока вероятность, что правительство все же поддержит сельхозпроизводителей. Во-первых, Россельхозбанк продолжает кредитовать предприятия с компенсацией двух третей кредитной ставки. «Даже если стоимость кредитов в целом выросла, с учетом снижения цен на корма производители смогут в конечном итоге снизить себестоимость производства», — считает вице-президент Зернового союза Александр Корбут. Во-вторых, птицеводы ждут обещанных от правительства субсидий на закупку кормов в размере 5 млрд рублей. «В соответствии с последними поправками в Закон о бюджете на 2008 год производителям мяса птицы должны быть выданы субсидии в размере пяти миллиардов рублей. Если правительство направит эти средства отечественным производителям в 2008 году, это позитивно скажется на результатах их деятельности», — говорит президент Мясного союза Мушег Мамиконян.

Помимо предоставления денежных субсидий правительство наконец-то выразило готовность регулировать импорт мяса. На сегодня Россия — крупнейший импортер мяса: в структуре потребления оно занимает порядка 40%. В настоящее время отечественные производители не могут полностью обеспечить потребление, поэтому ввозить мясо пока придется.

Какая система регулирования импорта наиболее эффективна — квотирование или введение импортных пошлин, — обсуждается уже давно. По мнению производителей, чтобы быстро решить текущие задачи, нужно внести изменения по всем направлениям, а в перспективе определить, какая система для нас предпочтительней. «Таможенные пошлины на ввоз мяса птицы надо повышать как минимум в два раза, — считает Сергей Михайлов. — Это позволит защитить наших производителей от демпинга со стороны американцев и европейцев, которые получают дотации от своих правительств».

Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина полагает, что в настоящий момент приоритетным является вопрос сокращения квот. «В условиях субсидирования экспорта странами — поставщиками мяса на российский рынок таможенные пошлины не всегда смогут ограничить объем поставок. Думаю, надо говорить о снижении квот на ввоз птицы и свинины, а что касается говядины, то нам придется эти квоты увеличивать». Участники рынка сходятся во мнении, что квоты надо сокращать постепенно. «Объем квот надо уменьшать пропорционально росту отечественного производства. Квоты должны утверждаться ежегодно, их предлагаемый размер должен определяться как разница между прогнозом объема потребления на следующий год и объемом отечественного производства по различным видам мяса», — говорит Мушег Мамиконян.

По имеющимся данным, в ближайшее время в правительстве будет обсуждаться вопрос снижения квот на бройлерное мясо в 2009 году. «Сегодня планируется снизить годовую квоту на импорт мяса птицы в 2009 году по меньшей мере на 200–300 тысяч тонн. Об этом даже достигнута принципиальная договоренность с американскими экспортерами, которые достаточно позитивно расценивают необходимость такого шага. Но и с новым объемом квоты (0,9–1 миллион тонн в год) Россия останется крупнейшим в мире импортером мяса птицы», — высказывает свое мнение Иван Оболенцев, председатель комиссии РСПП по АПК.

Все решают инвестиции

Конечно, все эти действия властей, если они осуществятся, позитивно скажутся на развитии животноводства. С учетом своих ожиданий производители мяса прогнозируют, что прирост по птице в этом году составит порядка 10–12%, по свинине — около 9%, по говядине — 3%. Это, конечно, на два-три процента ниже, чем в предыдущие годы, но важно, что сохранится положительная динамика. Хотя в отрасли считают, что скорее всего в следующем году динамика прироста, прежде всего в свиноводстве, будет еще ниже, поскольку на ней, безусловно, отразятся нынешние кризисные явления.

Главный фактор, определяющий сегодня перспективы развития отрасли, — возможность новых инвестиций. Сокращение импорта без новых инвестиций бессмысленно, это приведет лишь к новому витку продовольственной инфляции.

Где взять деньги на развитие? Этот вопрос сегодня актуален для всего российского бизнеса, в том числе для животноводов. Сегодня в связи с отсутствием достаточного количества оборотных средств все компании увеличили заимствования в банках, начались дефолты по облигациям, не за горами первые банкротства. Все пытаются перефинансироваться, а сделать это сейчас крайне сложно: длинных денег на рынке нет, ужесточаются требования по процентам, по залогам и по условиям погашения кредитов. Более того, у производителей наступает час расплаты по инвестиционным долгам: многие проекты, например по строительству свинокомплексов, начинались в 2003–2004 годах, инвесторы брали, как правило, пятилетние кредиты, и сейчас настало время погашения. «Вряд ли производители сами смогут справиться с этой ситуацией без дальнейшей поддержки государства. А не будет инвестиционных денег, так и никакого развития не будет», — резюмирует Сергей Михайлов.

Источник: