Сельскохозяйственное производство остается «слабым звеном» в экономике Северо-Западного региона. Виной тому не только северные районы – зоны рискованного земледелия, но и целый ряд субъективных причин
Нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса» (АПК) реализуется на Северо-Западе уже в течение двух лет. Результаты есть – положительные и не очень. Например, с помощью государственных субсидий процентных ставок по кредитам удается закупать племенной скот, строить новые животноводческие комплексы и модернизировать старые. Но если птицеводство можно считать почти налаженным, а свиноводство причислить к возрождающимся отраслям, то поголовье крупного рогатого скота (КРС) в регионе сокращается.
Ситуация в каждом субъекте федерации развивается по-своему и зависит не только от степени развала отрасли на момент, когда был запущен нацпроект, но также от умения губернаторов управлять аграрным сектором и привлекать в него инвестиции.
Например, Новгородской области удалось вывести сельское хозяйство из кризиса, случившегося в прошлом году, когда производство мяса, например, снизилось на 40% по отношению к предыдущему году, а мясо птицы было только привозным. Руководство области не мешкая заключило соглашение с крупными банками о кредитовании инвестиционных проектов, попросило о помощи научные организации, а также приняло областную программу развития сельского хозяйства. Упор сделали на развитие собственной переработки: действует ресурсосберегающий убойный цех, строятся птицефабрики, оказана помощь владельцам личных подсобных хозяйств. Сегодня претензий к Новгородской области нет.
Утешительные итоги
Официальные цифры, представленные некоторыми областями в отчетах по АПК, заметно отличаются от официальной же статистики, выполненной Росстатом. Причем иногда регион, отчитываясь, заявляет о росте производства, а Росстат утверждает, что произошло падение. Тем не менее в регионе есть очевидные лидеры, какой отчет ни посмотри. В частности, Вологодская область наращивает производство по всем основным параметрам.
С Мурманской области спросить трудно – природные условия для хозяйствования там непригодные. Однако область нарастила производство и молока, и мяса. По официальным данным, мурманский агропром обеспечивает местное население молоком и мясом примерно на 30%, яйцами – на 90%, картофелем – на 53%.
По сравнению с 2007 годом производство молока в нынешнем году немного увеличилось только в Мурманской и Вологодской областях. Прочие субъекты до показателей прошлого года даже не дотянули. Вполне вероятно, что причина – почти повсеместное снижение поголовья КРС. Меньше всего буренок осталось в Калининградской области.
Надежда и опора региона – Ленинградская область, чья доля в общем объеме регионального производства мяса скота и птицы составляет 51,3%, молока – 36,4, яиц – 63,4. Причем по производству куриных яиц область держит первое место в стране. По мнению вице-губернатора Ленобласти Сергея Яхнюка, темпы роста производства в сельском хозяйстве сегодня позволяют АПК успешно конкурировать с ведущими направлениями промышленности. Причем успехи напрямую связаны с нацпроектом, который способствовал динамичному техническому перевооружению, строительству и реконструкции предприятий.
Неморальная поддержка
Пользу от реализации нацпроекта, в ходе которого предприятиям АПК удалось получить кредиты, отмечают в большинстве областей. Например, в Мурманской области растут объемы производства всех видов продукции. Предприятиям впервые удалось привлечь в АПК кредиты на пять-восемь лет и на эти средства начать модернизацию ферм, свинарников, птичников. В результате потери при производстве и реализации сократились, а качество продукции улучшилось.
В Ленобласти на поддержку сельхозпроизводителей из средств областного бюджета к 1 сентября 2008 года выделено 488,1 млн, из федерального бюджета – 564,8 млн рублей.
В Вологодской области к 1 августа сельхозпредприятия успели получить 1,95 млрд рублей. Объем инвестиционных кредитов, представленных к субсидированию, составил 481,9 млн рублей. Только фермерам повезло меньше. Кредитных договоров заключено 622 – на 123,9 млн рублей, а на субсидирование принято лишь 117 – на 13,6 млн рублей.
В Новгородской области сумма кредитов, выданных на реконструкцию животноводческих комплексов, составила 3,8 млрд рублей. Губернатор Сергей Митин особо подчеркивает, что большая часть средств – 3 млрд рублей – выдана с августа прошлого года. В 2009 году область планирует влить в сельское хозяйство 2,8 млрд рублей, однако представители областных властей полагают, что и такой суммы для подъема сельского хозяйства недостаточно: для нормального развития АПК объем средств, направляемых на его поддержку, должен составлять не 2−3% от бюджета, а 10%.
В рамках нацпроекта и областной целевой программы по развитию сельского хозяйства (начала действовать в 2008 году) в Псковской области за два с половиной года уже выдано кредитов на 3,4 млрд рублей. Областная программа, рассчитанная на 2008−2012 годы, предполагает выделить на развитие сельского хозяйства по 1,1 млрд рублей из областного и федерального бюджетов. По мнению региональных чиновников, кредитование помогает росту конкурентоспособности сельхозпродукции. Вместе с тем местные производители жалуются на низкие государственные дотации (50 копеек за литр молока), которые даже не проглядываются в общей структуре себестоимости.
Республика Коми уже планирует расходы на поддержку АПК в следующем году: из бюджета будет выделено 1,104 млрд рублей – в полтора раза больше, чем в 2008−м. В бюджет закладываются средства на жилье, модернизацию рыболовства, переоснащение животноводства и т.д.
Всего на развитие животноводства в регионе в 2005−2007 годах направлено более 27 млрд кредитных рублей.
Кто виноват?
Однако немедленной пользы от вложенных миллиардов не наступает. Сельское хозяйство по-прежнему не считается коньком региона, поскольку обросло проблемами. В частности, из-за резкого повышения цен на зерно, комбикорм, материально-технические ресурсы, топливо и удобрения происходит снижение поголовья КРС. Даже в нынешнем году, когда цены на зерно снизились, цены на комбикорм не сдаются. Кроме того, сельское хозяйство – трудозатратный сектор экономики. Сегодня кадровый вопрос стал огромной проблемой не только из-за низкой рождаемости в последние годы, но и из-за оттока кадров из села.
Есть типичные проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвесторам, пришедшим в АПК. В рамках нацпроекта АПК «Пулковский» выстраивает вертикально интегрированный промышленный комплекс по производству свинины. Проект с объемом инвестиций свыше 20 млрд рублей рассчитан на пять лет. Концепция включает несколько специализированных сегментов: племенной центр, фермы по откорму, учебная ферма, завод по забою и разделке, комбикормовый завод, репродукторы. Первый репродуктор производительностью до 60 тыс. поросят в год запущен в нынешнем году в Ленобласти. Проблемы, которые мешают реализовать проект, по словам генерального директора АПК «Пулковский» Сергея Николаева, типичны. Несмотря на наличие тысяч гектаров годами не обрабатываемых сельхозугодий, получить эти земли под инвестиционные проекты сложно, иногда и невозможно. Подключение к инженерным источникам дорого – до 30% стоимости проекта. Это снижает рентабельность и увеличивает срок окупаемости с семи-восьми до 15 и более лет, а также вызывает негативную реакцию финансистов, которые отказывают в заимствовании. Есть сложности с залоговым обеспечением кредитов. Согласования и получение разрешительной документации затягивают сроки реализации проектов.
На стоимость подключения к сетям жалуется даже Сергей Митин. По его словам, бюджету Новгородской области пришлось выложить 500 млн рублей монополистам за подготовительные работы на строительстве птицефабрики при общей стоимости проекта 2,2 млрд рублей.
Создание фермерских хозяйств тормозится из-за неотлаженной системы сбыта произведенной продукции. В Псковской области провалились планы по созданию в рамках нацпроекта частной свиноводческой фермы. Еще в прошлом году образцовую ферму в Островском районе демонстрировали будущему президенту Дмитрию Медведеву. Получив кредит в 700 тыс. рублей, фермер через некоторое время отказался от выращивания свиней из-за отсутствия каналов сбыта.
Сегодняшний финансовый кризис уже сказывается на сельхозпроизводителях. «Инициаторы проектов, реализуемых в рамках национальной программы, сталкиваются с проблемой привлечения ресурсов. Что стало особенно заметно в условиях мирового финансового кризиса. Это может привести как к отказу от реализации проектов, так и к тому, что ряд проектов останутся незавершенными. Наблюдающийся рост процентных ставок по кредитам при практически неизменной ставке рефинансирования Центробанка снижает инвестиционную привлекательность аграрных проектов и сроки их окупаемости, и без того немаленькие», – заявил Николаев.
Что делать?
По мнению специалистов, исправить ситуацию можно. Например, губернатор Новгородской области предлагает федеральным властям подумать о компенсации при удорожании горюче-смазочных материалов. Сергей Николаев, в свою очередь, ратует за компенсации свиноводческим предприятиям при удорожании кормов. Сергей Митин считает, что необходимо внести изменения в федеральное законодательство – отменить государственную регистрацию договоров при покупке земельных долей, сохранив регистрацию при переходе прав на землю. Сельхозпроизводители Новгородской области тоже предлагают снизить госпошлину для юридических лиц при регистрации прав собственности на сельскохозяйственные земли. Сергей Николаев полагает, что нужен государственный механизм предоставления сельскохозяйственных земель эффективным пользователям.
Чтобы привлечь кадры, необходимо не только заниматься подготовкой кадров, но и наладить быт на селе, что предполагает строительство жилья и объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Государство, по мнению Николаева, должно помочь инвесторам – участвовать в инфраструктурных проектах и выступать гарантом перед банками, когда кредитуются приоритетные для регионов проекты. «Основное внимание при определении приоритетных проектов, – заявил Николаев, – нужно уделить развитию генетики, строительству современных хладобоен и подготовке кадров для животноводства. Это ключевые направления, необходимые для успешной реализации государственной программы развития сельского хозяйства в целом».