Вы здесь

Голодные бунты и вымирание села. Вот, что нас ждет после разрешения на дерибан украинской земли

Перейти к полной версии/Вернуться

Слушания на тему: «Земля в украинской судьбе: ситуация в земельной сфере, законодательное обеспечение земельных отношений и практика его реализации», которые недавно состоялись в ВРУ, лишний раз доказали, что селяне предлагают не спешить с введением рынка земли и отсрочить его хотя бы на 3 года. Пока не будут приняты необходимые законы.

К тому же возникает вопрос: нужно ли вообще торговать землёй или лучше упорядочить условия аренды?

Поспешное введение рынка украинских земель сельскохозяйственного назначения в стране с высоким уровнем коррупции, выгодно лишь тем, кто сегодня при власти, тем кто имеет деньги или влияние. Крестьяне и мелкие агрохозяйственники вряд ли получат шанс на свою долю.

Продаём землю – продаём Украину

По мнению агроэксперта Ивана Томича: «Ситуация ухудшилась в плане исходных данных на введение рынка земли. Я возвращаюсь к парламентским слушаниям, которые проводились по вопросам земельной реформы в сентябре 2005 года. Тогда постановлением от 22 сентября был чётко принят перечень законов, которые необходимо принять: закон «О кадастре», закон «О рынке земель», закон «О государственном ипотечном банке». А также 17 законов, которые в комплексе давали ответ на урегулирование земельных отношений».

До сих пор законодательная база не готова к снятию моратория и внедрению рынка земли. Равно как и население.

По данным Института социологии НАН Украины, с 1994 года отрицательное отношение к частной собственности на землю постоянно росло с 44 % до 53,1 % в 2008 году и 57,2 % в 2010 году. Число сторонников продажи земли с 38,5 % в 1994 году снизилось до 25,8 % в 2010 году. Оно и неудивительно, у народа уже отобрали большинство полезных ископаемых, приносящих миллиардные состояния их владельцам, которые, в том числе, успели «прихватизировать» заводы, шахты и пароходы.

Власть сегодня не заинтересована в прозрачности земельной реформы. При таких условиях поспешное внедрение рынка земель сельскохозяйственного назначения может привести лишь к голодным бунтам (вариант Эфиопии), углублению социальных конфликтов и окончательному вымиранию села.

По большому счета, продавать или не продавать землю – это вопрос национальной безопасности и независимости (экономической, социальной). Это вопрос нашего с вами будущего. Приватизировать землю сегозня означает – окончательно «прихватизировать» Украину, ее последнее богатство, которое должно обеспечивать благосостояние народу, а не «избранным». Рынок сельскохозяйственных земель – опасен, необязателен и вреден на данном этапе развития Украины.

Земля – это не «Криворожсталь», которую продали раз и навсегда. Земля для Украины – как нефть для Азербайджана, Объединённых Арабских Эмиратов или Брунея.

Известный украинский биолог и физиолог Виталий Межжерин ранее высказал хорошую мысль: «Земля, как и природа, должна принадлежать всем, а жизнь обеспечивать каждому. И не только человеку. Есть простой экономический механизм, который позволяет решить эту проблему и покончить с постоянными войнами, сопутствующими цивилизации. Земля передаётся в пользование, и за это взимается плата. Плата поступает в земельные (народные) банки – на счета граждан. Почти так, как от продажи нефти во многих странах Ближнего Востока. Правда, там нефть продают навсегда, а земля остаётся навеки у народа».

К сожалению, власть не понимает, что надо торговать не землёй (как бы этого не хотелось), а лишь тем, что выращено на ней.

Аренда – нормальный рыночный механизм в системе земельных отношений, который уже много лет доказывает свою эффективность в странах Западной Европы. Почему бы не базировать рынок именно на этой основе?

Конечно же речь идет не об «украинском» варианте аренды - обдираловке, которую навязали крестьянам, при которой почти всё присваивает арендатор, истощая землю и выплачивая арендодателю символическую плату. Нужно установить достойную арендную плату за землю и надлежащий контроль за севооборотами, удешевить финансовые ресурсы для сельхозпредприятий (предоставить дешёвые кредиты). Именно этого не было сделано на первых этапах агрореформы, когда произошло разгосударствление земельной собственности и формирование частной собственности через паевание земельных участков. Тогда фактически было положено начало уничтожению села.

Что будет с селом после внедрения рынка земли? Лучше всего на этот вопрос, как по мне, ответил известный исследователь украинского Голодомора Джеймс Мейс: «Давать людям без денег и власти сомнительное право продавать свою землю тем, кто имеет и то, и другое, без предоставления как можно большей поддержки тем, кто пытается попробовать свои силы в частном землехозяйстве независимо от клептократов, которыми являются председатели бывших колхозов и которые продолжают диктовать свои правила в большинстве сёл, является неправильным. Одним из относительных преимуществ Украины в этом мире является её плодородная земля. Пусть эту землю обрабатывают те, кто делал это с деда-прадеда, и эта страна накормит многих в этом мире в интересах всех, кто здесь живёт. Пусть те, кто сделал себе карьеру, эксплуатируя земледельцев, поедут в Турцию или куда-нибудь ещё и продают себя за столько, сколько они стоят».

Вопрос продажи земли – это вопрос стратегического видения развития страны как ведущей агродержавы. 7% мировых запасов чернозёмов в переиод глобального продовольственного кризиса способны накормить от 150 до 300 млн человек.

На пути к неоколониализму и барщинной системе хозяйствования

Может сложиться ситуация, когда украинцы будут голодать, имея самые плодородные чернозёмы. «Крестьяне, которые, по сути, превратились в рабов в соответствии со сталинской версией социальной справедливости, остались ни с чем. А теперь, кажется, их готовят к выселению с земли, которая кормила их и их прадедов. Неужели автор этих строк является единственным в Украине, кто готов поднимать шум по этому поводу?», – спрашивает Дж. Мейс в статье «Трагедия, которая назревает».

Настоящая война за еду в мире только впереди. По данным ООН, потребность в зерновых к 2030 году вырастет на 50%, а к 2050 году – уже на целых 100%. Как прогнозирует большинство экспертов признанных организаций, население планеты в середине XXI века достигнет 9,5 млрд человек. Отметим, что даже при сегодняшних 6,5 млрд давление на природу безумное, не хватает земли, воды…

Известный журналист Джон Видал из британской газеты The Guardian пишет в статье «Страхи за наиболее бедные страны в мире, потому что богатые быстро захватывают у них земли для выращивания продуктов» («Fears for the world’s poor countries as the rich grab land to grow food»): «Захват сельскохозяйственных земель в наиболее бедных странах богатыми странами и транснациональными корпорациями является ускоренным и приобретает угрожающие масштабы, с площадью в половину площади европейских сельскохозяйственных земель». Такой захват земель автор называет «неоколониализмом».

Вот лишь некоторые примеры захвата земель: 500 000 га в Танзании приобретены Саудовской Аравией, Индия одолжила деньги 80 компаниям для покупки 350 000 га в Африке. Другие страны тоже прикупили себе земли. И это касается приобретений не только в странах с плодородными землями, таких как Бразилия, Украина, но и в Камеруне, Эфиопии, Мадагаскаре и Замбии. Статья содержит карту, на которой изображены несколько бедных стран (среди которых и Украина), с описанием, кто у кого покупает землю.

Цена на землю далее будет только расти. Некоторые из крупнейших мировых компаний по производству еды, финансовые корпорации и производители машин сегодня активно инвестируют в землю. В 2009 году, согласно оценкам американского аналитического центра – Международного института по исследованиям пищевой политики, от 20 до 30 млрд долларов было потрачено богатыми государствами на покупку земли в развивающихся странах.

В Украине уже давно созданы латифундии с иностранными капиталом. По данным Ассоциации фермеров и частных владельцев, более 10 млн га (или ¼ с/х земли Украины) находится в аренде 100 компаний с иностранным капиталом. Учитывая высокий уровень коррупции, внедрение рынка земли поможет им за бесценок зафиксировать право собственности на арендуемую землю..

При этом самый интересный вопрос - какой будет роль и место крестьянина, который останется без земли. Вариантов развития событий не много. Украинский крестьянин, скорее всего, станет крепостным на земле, которая будет принадлежать небольшой группе иностранных ТНК и приближённых к власти «украинских» олигархов, постоянно проживающих в Швейцарии или Монако.

Вот лишь один пример из истории: «XIX в... Галичина была «хлебной кладовой» для Австрии и Германии. Она экспортировала большое количество хлеба с помещичьих имений, что приносило немалую выгоду. Вместе с тем, сельское население периодически голодало. И главная причина этого голодания была в том, что 43% пахотной земли принадлежало польским и другим панам-помещикам, которых насчитывалось более 50 тыс., тогда как на почти 2 млн 700 тыс. крестьян приходилось 57% пахотной земли».

Именно это нас, кажется, ждет в ближайшем будущем.

Источник: