Вы здесь

Узбекистан: Аграрный сектор и законодательство

Перейти к полной версии/Вернуться

Сегодня пятая часть внутреннего валового продукта Узбекистана создается в сельском хозяйстве. Около 90 процентов продовольственной продукции изготавливается в отраслях аграрного сектора, где занято более 25 процентов трудоспособного населения страны. Именно поэтому сельское и водное хозяйство занимают важное место в экономике. В ходе последовательных и поэтапных реформ по стабильному развитию сферы утверждается система рыночных отношений, меняются экономические, организационные и правовые условия. Поддержка сформировавшегося на этой основе фермерского движения дает свои положительные результаты.

Подробная информация об особенностях развития сельского хозяйства и соответствующего законодательства была дана журналистам на пресс-конференции, организованной Комитетом нижней палаты парламента по аграрным и водохозяйственным вопросам, пресс-службами Законодательной палаты и УзЛиДеП.

— В докладе Президента страны на январском заседании Кабинета Министров особое внимание было уделено вопросам переработки сельхозпродукции и повышения плодородия земель, поставлена задача по разработке комплексной программы технической модернизации сельскохозяйственного производства, — сказал председатель комитета, член фракции УзЛиДеП М. Тешабаев. — Как заметил глава государства, на первый взгляд слово «модернизация» в нашем представлении действительно связано с промышленностью. Но сегодня этот термин проник во все сферы нашей жизни, в том числе глубокая модернизация требуется и в аграрном секторе. При этом очень важно критически пересмотреть действующие 17 законов данного блока и вести работу по дальнейшему их совершенствованию. В течение прошлого года, который для нашего комитета был своего рода годом подготовки к принятию ряда новых законов, акцентировалось внимание на пристальном изучении имеющихся нормативно-правовых документов, для чего было организовано много встреч с учеными, специалистами и фермерами-практиками на местах, передает ИА «Казах-Зерно» сообщение «Жахон».

Анализ показал, что в законах существуют определенные пробелы, нераскрытые грани механизма их применения. Например, если взять вопросы управления сельским хозяйством, то в действующем законодательстве не отражена классификация сельхозпредприятий по специализации, их дифференциация по видам выращиваемых культур. А это приводит к неясностям в применении на практике отдельных норм Земельного и Гражданского кодексов. Так, фермерские хозяйства, агрофирмы, машинно-тракторные парки, пункты зооветеринарии не всегда признаются в качестве предприятий. Или другой пример. Такие отрасли промышленности, как машиностроение и приборостроение, недостаточно направлены на обеспечение потребностей аграрной отрасли. Усиление кооперации между промышленностью и сельским хозяйством оказало бы только благотворное влияние на эффективное развитие обеих сфер.

Результаты глубокого изучения и проведенные мероприятия позволили комитету подготовить к сегодняшнему дню солидный пакет законопроектов. Они предусматривают совершенствование законов о дехканском хозяйстве, карантине растений, селекционных достижениях, семеноводстве. Исходя из требований указов Президента, осуществлялась также практическая работа по подготовке проектов закона о ветеринарии в новой редакции, закона о внесении в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан изменений и дополнений, направленных на развитие животноводства. В будущем намечается создать правовую базу для отдельных отраслей сельского хозяйства—птицеводства, рыбоводства, пчеловодства.

На пресс-конференции, проходившей в форме оживленного, заинтересованного диалога между депутатами и журналистами, говорилось и о контрольно-аналитической деятельности комитета, пишет газета «Народное слово».

Как далее отметил М. Тешабаев, принятие законов — это только полдела. Необходимо добиваться их повсеместного и неукоснительного соблюдения. За ходом исполнения следят местные органы власти, контролирующие органы. У парламента же особый подход. Реализуя свои полномочия по парламентскому контролю, изучая ход исполнения того или иного закона в разрезе областей, депутаты нижней палаты решают несколько вопросов. Это определение условий и факторов, влияющих на эффективность реализации закона, устранение пробелов в законодательстве с учетом современных требований, совершенствование процессуальных механизмов исполнения закона, уточнение необходимости внесения в соответствующие законы каких-либо изменений или разработки новых проектов.

В течение прошлого года комитетом была организована контрольно-аналитическая деятельность по изучению исполнения Закона «О воде и водопользовании» в Сурхандарье, норм Земельного кодекса касательно земель сельскохозяйственного значения в Ташкентской области, Закона «О семеноводстве» в Андижанской области, норм Закона «О фермерском хозяйстве» в Андижане, Намангане и Фергане. Мониторинг помогает определять перспективы дальнейшей работы.

В практику введена и новая форма — парламентские слушания. Комитет заслушал информацию агентства «Узстандарт» о состоянии и проблемах сертификации продовольственной продукции, выпускаемой субъектами малого бизнеса и агрофирмами, а также информацию министра сельского и водного хозяйства о ходе реализации программ по развитию фермерства, модернизации аграрной сферы. Представленные в них материалы, а также итоги деятельности комитета за прошлый год обобщены в сборнике, который позволяет сделать выводы об основных тенденциях развития сельского хозяйства и расширения его правового поля.

Кстати, этот сборник был презентован на пресс-конференции.

Источник: