Вы здесь

Время пахать На протяжении последних лет сельское хозяйство в России было убыточным. Но теперь ситуация кардинально меняется

Перейти к полной версии/Вернуться

Во-первых, инвесторы стали иначе относиться к аграрной индустрии в связи с ростом мировых цен на продовольствие и повышением значимости сельского хозяйства в целом. Во-вторых, благодаря государственному регулированию и поддержке отрасли растет привлекательность прямых вложений в нее.  

И, в-третьих, в 2007 году была принята стратегия развития аграрного сектора России на 2008-2012 годы. Она направлена на увеличение поголовья скота по производству мяса и молока, повышение спроса на корма, которое способствует росту потребления зерна и стимулирует инвестиции в приобретение сельскохозяйственных земель под производство злаков. К положительным изменениям, способствовавшим созданию благоприятного режима для отечественных сельхозпроизводителей, можно отнести следующие инициативы правительства: 

Право на приобретение земли в собственность 

Этот рынок полностью либерализован. Землю можно покупать и продавать. По оценкам экспертов, около 13% совокупных обрабатываемых сельскохозяйственных земель находится в собственности индивидуальных фермеров, 78% принадлежит аграрным компаниям, 9% — частным лицам. Около 40% владеют региональные администрации и государственные структуры в рамках предприятий АПК.

Налоговые льготы

В 2005 году правительство установило новый налоговый режим для сельхозпроизводителей. В частности, на 2006-2008 годы была принята нулевая ставка налога на прибыль, которая должна возрасти в 2009 г. до 6%, а затем в 2010-2011 гг. — до 12% против нынешних 24% в других отраслях. Сельское хозяйство — единственный сектор в России, где действуют налоговые льготы и отсутствуют дополнительные сборы (такие как акциз или НДПИ).

Благоприятные условия привлечения заемных средств

Правительство выделяет из федерального и местных бюджетов деньги для субсидирования процентных расходов по обслуживанию кредитов, связанных с инвестициями в сельское хозяйство (для обоснования требуется представить бизнес-план и документацию). Государство покрывает процентные расходы сельскохозяйственным компаниям в размере 95% от ставки рефинансирования Банка России, но не более 95% совокупных процентных расходов. Например, если аграрная компания получила заем по ставке 13%, то правительство выплачивает банку 9,5%, а сам производитель отдает оставшиеся 3,5%.

Регулирование импорта

В 2003 г. были установлены квоты на импорт сырого мяса, которые ежегодно пересматриваются в части распределения по странам-импортерам. По данным Министерства экономического развития, на 2008 год они установлены в следующих размерах: мясо птицы — 1,2 млн тонн (из них 74,4% могут поступить из США); свинина — 0,5 млн тонн (из них 50,4% — из Евросоюза); говядина — 0,45 млн тонн (из них 79% — из Евросоюза). Пошлина на импорт мяса в пределах установленных квот составляет 15% от его таможенной стоимости. Тарифы на ввоз с превышением квот существенно выше (60% для свинины и мяса птицы, 30% для говядины).

Интервенции на зерновом рынке

Для регулирования внутренних цен Министерство сельского хозяйства создало специальный фонд. Его зерновые запасы (на конец сезона 2007 года — 1,5 млн тонн) пополняются за счет правительственных закупок в урожайные годы. Продукция помещается в частные хранилища и находится там до тех пор, пока ситуация не изменится и внутренние цены на зерно не возрастут на фоне значительного экспорта или плохого урожая. Последний раз интервенция проводилась в марте 2008 г., когда на рынке были проданы около 12 тыс. тонн пшеницы и около 5 тыс. тонн ржи.

Экспортные барьеры

Российское правительство активно использует различные способы ограничения вывоза сельскохозяйственной продукции в целях контроля поставок и цен на внутреннем рынке. Так, в ноябре 2007 года была введена сезонная экспортная пошлина на пшеницу и ячмень, действовавшая до 1 июля 2008 г. В декабре 2007 г. ее повысили с 10% (не менее 22 евро за тонну) до 40% (не менее 105 евро за тонну).

Компенсация стоимости удобрений, семян и горючего

Сельскохозяйственные производители могут рассчитывать на частичное (не более 50%) покрытие этих расходов.

Источник: