На минувшей неделе завершили свою работу депутаты Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва. На заключительной 45-й сессии депутаты рассмотрели более 60 вопросов, приняли целый ряд законов и программ. Но сначала о том, что не приняли депутаты.
На сентябрьской сессии областного парламента планировалось принять программу развития сельского хозяйства и поддержки развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009—2012 годы. На вопрос, почему эта программа была снята с повестки дня сессии, мы попросили ответить депутата Законодательного собрания от Усть-Ордынского округа Аполлона Иванова.
— Этот вопрос был снят, потому что появились дополнительные федеральные средства, которые не были учтены в проекте. Мы решили не торопиться с принятием программы и оставили ее новому созыву. Областная программа была разработана в соответствии с федеральной. В ней предусмотрено развитие племенного овцеводства, коневодства и оленеводства, раньше эти направления не пользовались государственной поддержкой. Кроме того, новая программа способствует вовлечению заброшенных, пустующих земель в оборот.
Программа хорошая, наш комитет готовил этот документ к сессии и был готов обсуждать. Но у нее есть один существенный недостаток — нехватка финансирования. Общий объем средств на 2009 год — 1 млрд 51 млн рублей. Это практически та же сумма, что и в нынешнем году. Я считаю, что финансирование на 2009 год должно быть увеличено минимум на 450 млн рублей. Это та сумма, которая оставила бы поддержку сельского хозяйства на уровне прошлого года. Если мы не сделаем этого, мы не добьемся тех результатов, которые предусмотрены в проекте программы.
В соответствии с проектом программы, через четыре года объемы производства сельскохозяйственной продукции в Иркутской области должны увеличиться на 12,5%. Чтобы дать такой рост, нужно, чтобы финансирование АПК превышало темпы инфляции.
Несомненным достоинством проекта программы является то, что документ предусматривает возможность корректировки сумм. Однако мы надеемся, что расходы на сельское хозяйство будут увеличены еще до принятия программы. — Аполлон Николаевич, назовите самые важные моменты в работе четвертого созыва Законодательного собрания.
— Безусловно, это объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Мы приняли целый блок социальных, финансовых законов, которые лягут в основу законодательной базы объединенного субъекта. Очень важно, что еще в этом созыве был создан проект устава новой Иркутской области. По сути, мы облегчили работу будущему парламенту, который придет вслед за нами. Должен отметить, что всегда лоббировал интересы округа. Это была моя главная задача. Мне удалось добиться, чтобы законопроект о так называемых коровьих деньгах был внесен в план законопроектных работ нового парламента.
Назову лишь несколько плюсов, которые получил округ. Новый закон о предельных размерах земельных участков, которые передаются в собственность, увеличил наделы с 100 до 200 гектаров. Просто на округ были распространены нормы, действовавшие в Иркутской области. Округ получил доступ сразу к целому блоку социальных и экономических программ, которые раньше обходили нас стороной. К примеру, теперь жители УОБО смогут получать помощь по областному закону о социальной поддержке семей, имеющих детей.
В феврале 2008 года Аполлон Иванов выступил в ЗС с предложением распространить на округ действие программы социального развития села с этого года, а не с 2009-го. Парламент принял это предложение. Он же стал инициатором поправки в закон Иркутской области о государственных наградах. Раньше жители округа в этом законе не были учтены и, естественно, не могли получать награды.
— Программа социального развития до 2010 года — это безусловная победа аграриев. Вы как оцениваете — финансирование этого документа достаточно?
— Я считаю, что само его появление уже огромный плюс. И средства выделяются немалые. Однако, чтобы удержать молодежь на селе, надо еще больше денег выделять.
В этом году на социальное развитие села было выделено 635,6 млн рублей. Впервые нам удалось заложить деньги на поддержку сельского здравоохранения, на культуру и социальные объекты. На селе начали строить детские сады, школы. Мы уходим от понятия «поддержать, чтобы не развалилось» и начинаем строить новое. В этом году в программу попали окружные социальные объекты. Это те самые объекты, которые были включены в указ президента об объединении Иркутской области и УОБАО.
— Аграрии этого созыва сформировали мощное лобби. Пожалуй, ни одной парламентской группе не удавалось пробивать собственные поправки. В чем секрет успеха?
— А никакого секрета нет. Просто надо четко понимать: если мы беремся финансировать региональную программу развития села, мы должны увеличивать на нее расходы — поступательно, каждый год. Иначе зачем все эти потуги нужны? В национальном проекте развития агропромышленного комплекса четко сказано: село должно развиваться прогрессивно. Не по остаточному принципу — закрыть дыры и кое-как двигаться дальше. За четыре года в поддержке села сделан огромный шаг.
Судите сами: в 2004 году на сельское хозяйство было выделено около 360 млн рублей, а в 2008-м — 1 млрд 43 млн рублей. Работа Аполлона Иванова в составе комитета ЗС по природопользованию, экологии и сельскому хозяйству получила самую высокую оценку. 18 сентября на торжественном заседании, посвященном окончанию работы 4-го созыва, ему вручили почетную грамоту Государственной думы РФ «За существенный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в Российской Федерации».