ПривЖД использует вагоны, предназначенные для цемента и стройматериалов, для того чтобы вывезти урожай до наступления холодов.
Для вывоза урожая из Астраханской, Волгоградской, Саратовской областей необходимо до 40 крытых вагонов в сутки. Однако дорога выделяет сельхозпроизводителям только 25 – 27 вагонов.
«Я здесь нахожусь уже пять дней и не могу отправить всего два вагона. На железную дорогу хожу – а там одни обещания», – отметил предприниматель из Нижневартовска Николай Шемякин. Через пару недель в регионах Крайнего Севера начнутся заморозки, которые наверняка испортят продукты.
Фермеры также опасаются потерь и из-за дождей.
«У меня ещё 800 тонн лука в поле: сетки уже затарены – его везти некуда. Наша область обеспечена, надо сбывать его куда-то ещё», – жалуется фермер Фёдор Рабаков.
«Фермеры сами виноваты в сложившейся ситуации, – считает и.о. начальника отдела маркетинга ДЦФТО Людмила Васильева. – Хозяйства, своевременно подавшие заявки на крытые вагоны, были ими полностью обеспечены. До второй декады сентября объёмы овощей, вывозимые из Волгограда и Астрахани, были минимальны – не более 30 вагонов в сутки. Те же частники, которые только сейчас начали массовый сбор урожая и не предупредили о своих планах дорогу, конечно, испытывают трудности».
Для дополнительной клиентуры, возникшей спонтанно, вне плана, дороге необходимо время, чтобы найти крытые вагоны, которые сейчас в большом дефиците.
Между тем магистраль располагает достаточным количеством подвижного состава для перевозки овощей. Это рефрижераторы, оборудованные специальной аппаратурой, поддерживающей определённый температурный режим. В них можно возить скоропортящиеся продукты круглогодично. Однако транспортировка в них на 30 – 40% дороже, чем в крытых вагонах, что не устраивает коммерсантов.
И всё же ПривЖД нашла выход – за счёт недопоставки грузоотправителям крытых вагонов, предназначенных под перевозку цемента и стройматериалов.
«Ежесуточно мы направляем порядка 30 таких вагонов на станции, с которых необходимо вывезти урожай. С начала сентября уже погружено 480 крытых вагонов с овощами. До 15 – 20 октября планируем решить проблему», – сказала Людмила Васильева.