«Последний из могикан» посёлка Берёзовый

Перейти к полной версии/Вернуться
1 сообщение
01.04.2008 - 04:00
: 19628

Государственной программой развития сельского хозяйства предусматривается расширение посевных площадей. В Нефтегорском районе сделаны решительные шаги по возвращению пашни в оборот с помощью КФХ.

Самый старый микрорайон в Нефтегорске заселен в основном людьми пожилыми да еще молодыми семьями. Два раза в неделю сюда, к одному из домов, из поселка Берёзовый подвозят самые свежие и относительно дешевые молочные продукты. Очередь к 11 часам пятничного дня вытянулась метров на десять. Через полчаса пустые, гулко постукивающие бидоны грузятся в багажник внедорожника. И только часть упакованных в полиэтиленовые пакеты бутылок и банок остались для отдельных заказчиков. И пока мы вели беседу с главой крестьянско-фермерского хозяйства Михаилом Останковым, его супруга Наталья обслужила и этих последних покупателей.

Опыт семейного подряда, в совершенстве изученный и примененный на практике супругами Останковыми, лет пятнадцать назад гремел на весь Нефтегорский район и даже область. Михаил Дмитриевич вспоминает, как из Самары приезжали к нему журналисты, специалисты Дома сельского хозяйства, расспрашивали, записывали, фотографировали. Были публикации в газетах, передачи по радио, но от такой славы скромные степняки не загордились. О самом главном, что так тревожило и беспокоило обитателей дальнего хутора, областные гости так и не рассказали.

А случилась здесь самая большая беда – в угоду новым реформам было решено Березовый ликвидировать, как неперспективный поселок. И народ подчинился, в том числе и большое семейство Останковых.

- Батя так и прижился в соседней Зуевке, - рассказывает Михаил Дмитриевич. - И мы с Натальей вроде бы смирились, но ненадолго. Практически всем березовцам, кто жил в саманных домишках, предоставили жилье в только что отстроенных колхозных домах. Часть хуторян перевезли свои избы на больших санях, а мне председатель сказал, что наших семейных заработков хватит для того, чтобы купить не один дом… Так и сделали. В просторных хоромах прожили всего один год и… вернулись назад. Можно сказать, на пустую улицу, в старую хибарку, в которой была контора нашего отделения. Но и этого убежища вскоре не стало. Его разобрали по бревнам и увезли на колхозные нужды. И пока не отстроили себе дом, жили в шалаше. В эту пору у нас уже было двое детей. Алеша, наш последышек, тут уже родился.

Молодую семью поддержал морально Василий Матвеевич Останков, который вместе с товарищем, как и он сам, тоже бывшим председателем колхоза, взяли в аренду землю в окрестностях Березового и стали выращивать бахчу. Близкое соседство со знаменитыми хозяйственниками прибавили уверенности и надежности молодому фермеру.

Тогда слово это кое-кем воспринималось как ругательство, как отступничество от привычного и общепринятого коллективного ведения хозяйства. Михаил Останков слыл как отличный водитель-автобусник, но более всего ценили его за умение обращаться с лошадьми.

-Я и по сей день остаюсь заядлым лошадником, - не без смущения признается Михаил Дмитриевич. - Одно время в соседней Кулешовке хотели сделать конеферму при местной школе, и мы с тогдашним директором школы Владимиром Ивановичем Решетовым загорелись этой замечательной идеей. Но что-то «в верхах» по деньгам не состыковалось, и проект наш, едва начавшись, остался в мечтах. И все же, все эти годы я вынашивал планы по созданию такого оздоровительного центра, в котором с помощью лошадей можно лечить больных детей. И знаете, не хочу сглазить, но скоро, говорят, при бывшем профилактории «Молодость» будет такая лечебница. И я уже пообещал сдать в аренду своих пять самых послушных и ласковых лошадок. Кстати, эта идея принадлежит фермеру из Семеновки Василию Максимовичу Бортникову.

Мне было приятно услышать эту новость, потому что ровно год назад на портале РИА «Самара» был размещен мой материал об этом удивительном человеке, который не только выращивает хлеб, кормит страну, но еще и болеет душой за детей-инвалидов и беспризорников.

И я невольно сравнила этих крепких и надежных мужчин, у которых настолько сильно притяжение к земле, что все, кто находится в их близком окружении, чувствуют – с такими можно идти в разведку. Не подведут.

Наша беседа плавно перетекает к главному и основоопределяющему в жизни супругов Останковых, - конечно же, к детям. Старший Дмитрий сначала попробовал себя в лесном деле, но недавно подался в сервисную ремонтную службу к нефтяникам, где и заработки повыше, и день нормированный, и можно решить квартирный вопрос с помощью ипотеки. Обосновался в Похвистнево, вместе с супругой растят дочку. Молодые не забывают родителей, наведываются не просто в гости, а чтобы помочь по хозяйству. Дел в доме, на подворье и в поле всем хватает. Особенно достается младшему Алексею, студенту Самарскому университету путей сообщения.

- Как будущий экономист, он у нас все хозяйственные расчеты взял на себя, - поясняет Наталья, которая до этого момента только вслушивалась в нашу беседу. Но какая мать утерпит, чтобы не дополнить рассказ отца о своих детях. И если дочка Люба окончательно выбрала банковскую карьеру в Самаре, то Алексей всей душой и сердцем тянется к родительскому делу. Он и на комбайне, и на тракторе, и на косилке, и на грузовике может работать и управляться не хуже отца. Перед весенним севом сам перебрал весь посевной инвентарь, даже сеялку загодя отремонтировал.

- А если надо, то и по дереву может отлично работать, - с гордостью добавляет Михаил Дмитриевич и уточняет: - Гости у нас были на Новый год, чуток не досмотрели – банька и полыхнула с одного боку. Вот сын сам взялся за ее восстановление, говорит, все по-другому вам сделаю. В деда Дмитрия пошел по мастерству, он у нас всю трудовую жизнь на пилораме трудился и самым лучшим плотником слыл во всей округе. На нем и колхозная мельница сколько лет держалась. А как ушел на пенсию после своего 76-го года рождения, тут в эту пору и в колхозе развал начался. Пилорама и мельница в одночасье рухнули. А все почему? Некому было исконное крестьянское дело в надежные руки передать.

- А вы уже определились, кому в будущем перейдет ваш семейный бизнес? - спрашиваю супругов Останковых.

- Пока сами в силах, - отвечает Михаил Дмитриевич, - все держим под своим контролем и на своих плечах. У нас в обработке находится 1055 гектаров пашни. Только небольшая часть принадлежит нам на правах собственности, большую же часть арендуем у жителей соседней Зуевки. И в этом году, после визита в район губернатора области Владимира Артякова, нам разрешили заняться рекультивацией бросовых площадей, находящихся в непосредственной близости к нашему поселку. Вот это, считаю, решение аграрного вопроса по-государственному масштабу! И мы с супругой рады, что наконец-то сделаны решительные шаги по возвращению пашни в оборот с помощью КФХ.

В этом году семья Останковых решили попробовать свои силы еще и в разведении рыбы. Рядом с их владениями находятся четыре прекрасных пруда. Нынешней весной запустили в них несколько тысяч мальков зеркального карпа. Уже в октябре первый улов можно будет увидеть на городском рынке. Сюда же крестьянско-фермерское хозяйство Останковых привозит свинину, говядину, гусей, кур, уток, а также яйца, молоко, сливки, сметану, творог. Только одного крупного рогатого скота, вместе с молодняком, ежедневно здесь выгоняют на выпас около сорока голов. Десять дойных коров позволяют ежедневно вывозить на продажу и сдавать заготовителям до 200 литров молока. Да еще мини-свиноферма и овцеферма голов на тридцать, вместе с потомством. Есть и небольшой табун лошадей.

- Как же справляетесь с таким большим хозяйством? - обращаю свой вопросительный взор к супруге Михаила Дмитриевича. Но как раз на этот вопрос более подробно дает ответ сам глава:

- А у нас везде малая механизация действует. Когда в окрестных колхозах началась процедура банкротства, я подумал, что кое-что из оборудования, кстати, уже списанного за ненадобностью, можно прикупить. Договаривался по–разному: кому деньгами платил, а кому корм или зерно предлагал в обмен на те же доильные аппараты еще брежневских времен. Только руки у нас с сыновьями не для скуки. Все до винтика перебрали, и работают механизмы – как часы. Мы и воду качаем, и навоз убираем, и за огородом, садом ухаживаем с помощью техники. Как же, без таких помощников никак не обойтись!

Техника в семье Останковых хоть и не нового, современного образца, но всегда в рабочем состоянии. Это и зерноуборочные комбайны «Нива» и «Енисей», и два трактора «Беларусь», три «Алтайца», а также испытанные в пахоте ДТ-75, автомобиль «КамАЗ», посевной и почвообрабатывающий инвентарь. За полтора десятка лет самостоятельного хозяйствования на березовской земле вырастили Останковы не одну тысячу тонн зерна пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, проса. И в этом году, как пояснил глава КФХ, на урожай грех обижаться. Правда, озимые из-за ранней жары и июньских суховеев дали чуть ниже, чем в прошлом году, зато яровые в среднем обошлись более чем по 20 центнеров на круг. Удались и гречиха, просо, зерносмеси. Всем пайщикам Останковы уже заплатили полной мерой за аренду их земли – и кормами, и зерном, и крупами, и деньгами – кто что пожелал.

Ну а как аграрный национальный проект, давший старт Государственной программе развития сельского хозяйства, отразился на экономике и развитии семейного дела Останковых? Михаил Дмитриевич на это имеет свою точку зрения.

- В свое время, когда все брали кредиты, я тоже связал себя денежными обязательствами. И не столько меня испугали обязательства перед государством, сколько бумажная волокита. И сейчас эти препоны не убраны.

Так, чтобы получить субсидии по ГСМ, за использование удобрений и средств химической защиты, на покупку элитных семян и молодняка скота, нужно сначала окончить университет бизнеса, а уж потом разбираться в этом бумажном водовороте. Знаю по рассказам знакомых фермеров, как достается эта самая государственная поддержка. Пока не упростят все эти процедуры, не многие могут позволить себе эту, как мы ее называем, «помощь без рассрочки». Работаем мы под открытым небом и сиюминутно продукцию не производим, зато проценты нужно платить сразу же, как только подпишешь договор с банком. И кто только придумал такой порядок? Это для одних только перекупщиков лазейка. Для истинного, коренного сельчанина-труженика он неприемлем уже в силу специфики хозяйствования в поле и на ферме.

Да, согласен, государству помогать следует тем, кто в этой поддержке действительно нуждается. Наше хозяйство крепко стоит на ногах, и нам сегодня если и нужна помощь, то только на уровне района. Я давно прошу земельный комитет разрешить проблему с нашей дорогой, вернее, переездом через овраг, которым пользуются еще и нефтяники. Там надо-то немного – уложить трубу и засыпать песчано-гравийной смесью. А так дорога у нас от Нефтегорска до Зуевки отличная, и построена благодаря инициативе главы района, при финансовой поддержке области. Осталось дело за немногим – взять на себя все договоренности с нефтяниками по приведению небольшого отрезка проселочной дороги в надлежащий вид. Ну и совсем голубая наша мечта – проложить асфальт до нашего поселка. Места у нас дивные, пашня плодородная, дел хватит для всех, кому захочется, как и нам, с пользой для государства и своей семьи трудиться на земле. В этом, считаю, и нужно помогать, а средства на развитие мы сами научились зарабатывать.

Автор: Антонида Бердникова

Источник: 
www.riasamara.ru
Ключевые слова: