Вы здесь

Казахстан: Финпол по зёрнышку «клюёт»?

Перейти к полной версии/Вернуться

В разгаре судебный процесс по делу бывшего председателя Комитета государственной инспекции Министерства сельского хозяйства республики Серика Сулейменова. Ему, напомним, инкриминируют превышение служебных полномочий, что повлекло «нанесение ущерба частному предпринимателю», и дачу взятки в 50 тысяч долларов инспектору финансовой полиции, чтобы тот не возбуждал против него уголовного дела. Об этом пишет газета "Мегаполис".

Суд над Сулейменовым – в разгаре. Однако в списке потерпевших пока только один человек. Но напомним суть этого детектива.

НЕ ТОТ ХЛЕБ, ЧТО НА ПОЛКАХ, А ТОТ, ЧТО В ЗАКРОМАХ?

В августе 2009 года ТОО «Качирское хлебоприёмное предприятие» приняло на хранение от 17 крестьянских хозяйств и фермеров более 13 тысяч тонн зерна. Согласно действующему законодательству сдатчики должны были получить так называемые зерновые расписки. Но не получили ни через месяц, ни через два, ни через полгода. А 4 сентября того же года проверка территориальной инспекции Минсельхоза установила на элеваторе недостачу 4718 тонн хлеба, принадлежащих АО НК «Продкорпорация» (государственная, между прочим, контора). Естественно, что уже 14 сентября на этом основании на предприятии было введено внешнее управление. За это время «комиссионеры» чудесным образом выяснили, что никуда зерно не делось: тут оно. В полном объёме! Но крестьяне рано радовались: ни расписок, ни денег за него они опять не получили.

По словам бывшего замакима области Толегена Закарьянова, селяне чуть ли не штурмом брали районные учреждения власти и областной акимат с требованием немедленно разобраться в этой проблеме:

– Есть же законы! Я лично был на элеваторе и всё видел: там склады были опечатаны, нории свободные – можно зерно сушить. Но его точно не было. И вдруг через месяц, когда Сулейменов во второй раз ввёл внешнее управление, пропавшее зерно «Продкорпорации» обнаруживается!

– Как такое могло произойти?

– А на нём же не написано, кому оно принадлежит – всё зерно обезличенное! Из Астаны целая бригада приехала: возбудили уголовное дело, освободили от должности начальника областного департамента финансовой полиции, начальника территориальной инспекции, пошли проверки… Я не фантазёр – у меня все документы на руках. Потому что чуть ли не в ежедневном режиме мне звонили фермеры – зерно же пропадает! А уже в феврале этого года фермеры прямо заявили, что выгонят на главную площадь города комбайны, тракторы, прочую технику, вызовут прессу и телевидение, чтобы обратиться к президенту страны.

– Потому что власть на местах их не поддержала?

– Потому что эта зависшая ситуация поставила их на грань банкротства.

– Получается, виноват тот, кто владеет Качирским элеватором, – Канат Шайкенов?

– Виноват тот, кто им владеет…

– А вы сомневаетесь, что это Шайкенов?

– Есть сомнения…

Согласно полученным редакцией документам официального подтверждения этому нет. По нашей информации, имущественный комплекс Качирского элеватора был переоформлен с юридического лица ТОО «Агро-Trade» (учредитель и руководитель Шайкенов К.Т.) на физическое лицо – Шайкенова Каната Темирбаевича. Что, в общем-то, несколько противоречит отдельным статьям действующего законодательства, поскольку эта сфера бизнеса лицензируется и строго контролируется. Между тем в суде нет ни одного документа, который бы формально подтвердил тот факт, что г-н Шайкенов является владельцем Качирского ХПП. Однако он настаивает на том, что действия областных властей нанесли ему ущерб.

КТО ТАКОЙ ЭТОТ ПОТЕРПЕВШИЙ, КУДА ОН ПОШЁЛ, ЗАЧЕМ?..

Фермеры, сдавшие на элеватор зерно, до сих пор не могут ни его забрать (хотя то, что сгнило, уже не вернуть), ни денег. Отсюда и их реакция – искать правду в суде. Но в суде потерпевшим считают именно г-на Шайкенова как собственника Качирского ХПП. Между тем именно третье внешнее управление, которое ввёл на предприятии Серик Сулейменов, видимо, и спровоцировало открытие уголовного дела. Но против кого? Против тех, кого собственник элеватора поставил на грань банкротства? Нет. Против тех, кто ввёл внешнее управление.

По словам экс-замакима области Закарьянова, когда ситуация дошла до края, он просто был вынужден собрать у себя в кабинете разъярённых фермеров. Именно после этого совещания Сулейменов (а куда деваться, чтобы не доводить сложившееся положение до социального взрыва?) в третий раз ввёл на элеваторе внешнее управление. Потом именно это совещание и поставят в вину Закарьянову: мол, превысил свои полномочия, потому что влез в спор хозяйствующих субъектов. А если бы не «превысил» – поставили бы в вину бездеятельность?

А было бы лучше, если бы фермеры на своей технике штурмовали областной акимат? Или, не дай бог, главную площадь Астаны?..

(если верить в том числе и сюжету телеканала КТК) вывозили машины, принадлежащие именно г-ну Шайкенову. Куда – вопрос десятый…

В ЧЬЮ ПОЛЬЗУ «УРОЖАЙ»?

Сдатчики зерна задаются вполне нормальными вопросами: если сначала зерна не было, то откуда оно потом появилось? От кого? По каким договорам? А когда появилось, почему мы его не увидели? Или не получили деньги за него? Нет ответов. Может, потому что «потерпевший» Канат Шайкенов сам бывший сотрудник финансовой полиции? И потому всё решается в его пользу?

Хотелось бы в этом разочароваться, но факты свидетельствуют об обратном. Косвенным подтверждением тому являются показания трёх свидетелей из числа работников ХПП. Павлодарским финполовцам они говорили одно, следственной группе Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью из Астаны – другое. А на суде вернулись к прежним показаниям: зерно из элеватораМежду тем другой суд признал руководителей Качирского элеватора виновными в том, что своими действиями они нанесли ущерб фермерам. Кстати, не без «помощи» местных финансовых полицейских. Но даже спустя год с лишним ни денег, ни зерна они не получили. Сегодня некоторые из них – Виктор Селяев и Александр Вильгельм – уже в долгах как в шелках. И вынуждены резать свой скот, чтобы расплатиться с кредиторами. А таких, как они, ещё 15 фермеров. И если завтра кто-то станет банкротом, то, возможно, винить в этом будет некого. Поскольку эта грустная и странная история, полагаю, ещё не скоро завершится.Как умеют «обрабатывать» подозреваемых сотрудники финполиции – вопрос риторический. Если уж заместителя акима области довели до того, что он сам написал заявление «по собственному», то, подозреваю, довести до истерики Серика Сулейменова, видимо, было проще простого: человека «задёргали» настолько, что он, похоже, просто «повёлся». Нервы сдали. И тогда он предложил взятку следователю. По крайней мере аудиозапись того момента существует и даже была рассмотрена судом.

Источник: