На фоне практического отсутствия экспорта абрикоса и прогнозируемого резкого снижения объемов экспорта персика из Узбекистана в сезоне-2021, аналитики EastFruit обращают внимание на появившуюся возможность увеличить экспорт другого вида косточковых фруктов – сливы на основном внешнем рынке ее сбыта – в России. Это связано с задержкой на две недели уборки урожая сливы ранних сортов в Молдове – крупнейшего поставщика сливы на российский рынок. К тому же, несмотря на относительно высокие цены на сливу в Узбекистане по сравнению с аналогичным периодом 2020 и 2019 гг., они вполне конкуренты по сравнению с ценами, предлагаемые экспортерами из Турции – другого основного игрока на российском рынке сливы.
Россия, будучи основным и традиционным экспортным рынком узбекской плодоовощной продукции, является одним из крупнейших в мире импортеров свежей сливы. За последние несколько лет, эта страна импортировала от 75 тыс. до 80 тыс. тонн свежей сливы в год. Крупнейшим поставщиком этого продукта на российский рынок является Молдова. По оценкам специалистов EastFruit, за последние несколько лет, от 38% до 48% всего объема импортируемой свежей сливы на российский рынок были поставлены из Молдовы. Как правило, экспорт свежей сливы из Молдовы в Россию стартует с середины июля, с началом массовой уборки урожая ранних сортов этого фрукта. Но, в нынешнем сезоне уборка сливы ранних сортов в стране начнется в конце июля – начале августа, минимум на две недели позже, чем в прошлом году. К тому урожай ранней сливы ожидается не очень высоким.
Это обстоятельство предоставляет возможность увеличить поставки свежей сливы в Россию другим основным игрокам на российском рынке этого продукта, одним из которых является Узбекистан. Согласно статистики за 2017-2020 годы, доля Узбекистана в общем объеме импорта свежей сливы на российский рынок составляла от 15% до 28%. Сезон экспорта свежей сливы из Узбекистана на этот рынок стартует с мая, с началом сбора ранних сортов сливы в южных регионах Узбекистана, наиболее активная фаза – с июня, когда начинается массовый сбор урожая на остальной части страны. В целом, благодаря климатическим условиям, сезон экспорта сливы из Узбекистана на российский рынок начинается на 1,5-2 месяца раньше, чем из Молдовы. Но в нынешнем сезоне это «преимущественное окно» расширяется как минимум на две недели, за счет более позднего старта уборки ранних сортов сливы в Молдове. Правда, как в случае с абрикосом и персиком – дело в цене на этот продукт, вернее ее конкурентом уровне на российском рынке. Как и другие косточковые виды фруктов, урожай сливы в Узбекистане также пострадал от погодных аномалий – резкого потепления в зимние месяцы и последующих заморозков, наблюдавшихся в этом году. В конце марта 2021 года ущерб урожаю сливы на южной части страны оценивался до 70%. Об урожае ниже, чем в предыдущие годы, свидетельствуют текущие цены на сливу в Узбекистане, которые в несколько раз выше по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. По состоянию на 8 июля 2021 года, средние оптовые цены на сливу в столичных рынках страны были на уровне $0,75 за кг, примерно по таким же ценам предлагают поставки сливы экспортеры из Узбекистана на условиях FCA.
Хорошая новость для узбекских экспортеров состоит в том, что цены на свежую сливу, предлагаемые экспортерами из Турции – третьего основного игрока на российском рынке сливы – еще выше. По состоянию на 8 июля, турецкие экспортеры предлагают поставки сливы по $1,1 за кг на условиях FCA. Доля поставок из Турции в общем объем импорта свежей сливы в Россию за последние годы составляла от 6% до 18%.
Более того, несмотря на понижательную тенденцию, средние оптовые цены на свежую сливу в России сохраняются на уровне примерно в 2,5 раза выше, чем в Узбекистане, на начало июля – $1,90-2,0 за кг.
Таким образом, более поздний «выход» экспортеров Молдовы на российский рынок – как минимум на две недели и текущие конкурентные цены на узбекскую сливу предоставляют хорошую возможность для экспортеров Узбекистана увеличить объемы поставок в Россию.
Стоит отметить, что суммы экспортной выручки от поставок свежей сливы из Узбекистана на внешние рынки не сравнить с аналогичными суммами от экспорта свежего абрикоса или персика, показатель по свежей сливе намного меньше, чем по абрикосу или персику. С 2017 по 2020 год экспортная выручка по свежей сливе колебалась от $14 млн до $20 млн в год. Тем не менее, на фоне крайне низких объемов экспорта абрикоса и прогнозируемого значительного снижения объемов экспорта персика из Узбекистана, ситуация со сливой выглядит куда более обнадеживающим.