В рамках XXIX Съезда АККОР состоялась тематическая секция «Потенциал развития животноводства в семейных фермерских хозяйствах». Модераторами выступили вице-президент АККОР, председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова и директор Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Харон Амерханов.
Размышлениями по итогам дискуссии о путях развития отрасли, роли и месте семейных животноводческих хозяйств поделилась Ольга Башмачникова.
«В России растет количество малых ферм»
Аудитория бурлила и кипела. И не мудрено — у более чем 100 участников накопилось немало вопросов по развитию одной из самых тяжелых подотраслей АПК. Это и цены на рынке молока, и незащищенность производителей живого молока от конкуренции с продукцией из сухого молока и фальсификатом. Это и общие проблемы: снижение доходности из-за роста цен на ресурсы, недоступность кредитов. Практически каждый выступающий отмечал необходимость предоставления огромного пакета документов для получения кредита, длительные сроки рассмотрения заявок в отличие от потребительского кредита – получается ЛПХ взять небольшой займ легче, чем производителю. Звучали предложения увеличить средств на программы грантовой поддержки.
Говорили о необходимости развивать программы социального лифта в регионах, вытягивая подворные хозяйства в начинающего фермера, а также повышать продуктивность сельскохозяйственных животных.
Сегодня фермерские хозяйства являются эффективным хозяйствующим субъектом в молочном и мясном животноводстве. И государство может делать на них ставку. Об этом говорит 20-летний тренд прироста поголовья в данном секторе.
Об этом говорит уникальный Доклад Всемирного банка «Меры государственной политики России для обеспечения конкурентоспособности агропродовольственного сектора и привлечения инвестиций» (2017 г.), характеризующие развитие молочного животноводства в России». Эксперты ВБ отмечают:
«В России растет количество малых ферм от 10 голов коров, которые имеют хорошую перспективу роста». Для роста семейных ферм есть значительный потенциал — это товарные ЛПХ, которые через региональные программы социального лифта, а затем и федеральные готовы стать начинающими и семейными фермами. Сегодня рост таких хозяйств ограничивается возможностями региональных и федеральных мер поддержки. 21% ЛПХ (18,7 млн) имеют поголовье более 5 голов КРС и на них приходится 57% общего поголовья.
Кроме того, мы смело можем говорить о городских предпринимателях, готовых сменить образ жизни на сельский и войти в фермерский бизнес.
«Созданные мегакомплексы не увеличивают долю в производстве молока — постепенно она будет снижаться. Рост объемов производства молока обеспечивается хозяйствами с малым поголовьем» — из доклада. И действительно, за 10 последних лет прирост поголовья в КФХ сопоставим с его потерей в сельхозорганизациях +710 тысяч голов и -718 тысяч соответственно.
Данные Росстата за 2017 год демонстрируют такой же устойчивый тренд в фермерском секторе, как и данные сельскохозяйственной переписи. Так, по сравнению с предыдущим годом в КФХ по производству скота и мяса на убой +4,8%, по валовому надою молока +7,9%, по поголовью КРС +4,5%, по поголовью коров +3,7%.
В этой связи интересны данные, зафиксированные в Ульяновской области, — в доле товарного молока мегафермы занимают 20% так же, как и семейные фермы — 20%, кооперированные ЛПХ – 20% и остальные сельхозорганизации – 40%. Поскольку в Ульяновской области большое внимание уделяется кооперированию личных подсобных хозяйств и организации у них сбора молока – это подворное молоко стало товарным и составило немалый объем, равный объему производства в семейных фермах и мегафемах. Взятый срез данных отдельного региона показывает, что при определенной политике и мерах регулирования возможно такое соотношение, а, главное, не само соотношение, а факт значимости объемов в производстве молока как семейных ферм, так и личных подсобных хозяйств.
В мегафермах Зорьки чаще болеют
«Молочное животноводство в России характеризуется высоким процентом выбраковки коров и низким репродуктивным периодом. Основная причина — высокая концентрация поголовья. Для большого поголовья невозможно обеспечить достаточный уровень зеленого корма, что приводит к заболеванию коров, снижению репродуктивного периода и выбраковке, — отмечают эксперты Всемирного банка.
Данное обоснование, являясь объективным, доказывает очевидную истину – в молочном животноводстве очень крупные фермы испытывают серьезные проблемы со здоровьем буренок и вынуждены часто заменять поголовье, что ведет к высоким и необоснованным инвестиционным издержкам.
«Отрасли животноводства характеризуются слишком высокими инвестиционными издержками, которые превышают показатели ферм за рубежом минимум в 2 раза, что неэффективно с экономической точки. Идеальный уровень капитальных затрат, обеспечивающий эффективность капвложений, – 1800-2500 долларов на корову» (113- 157 тысяч руб.).
Добавим, именно малые фермы имеют возможность и не имеют желания завышать капитальные затраты. Поэтому они экономически окупаемы и рентабельны.
Однако следующий вывод Всемирного банка весьма неутешительный и тоже объективный:
«Небольшие молочные фермы при увеличении их количества не демонстрируют высокой продуктивности и технической модернизации, что свидетельствует об отсутствии доступа небольших хозяйств к новым технологиям, инвестициям и потенциальным трудностям получения доступа к более качественному генетическому материалу».
А как у немецких фермеров?
Недавно делегация АККОР в рамках взаимодействия с Немецким крестьянским союзом посетила землю Гессен и побывала на крупной семейной ферме Карла и Михаэля Дерр – лучшего фермера 2016 года. На ферме содержится 310 дойных коров. Хозяйство начинало деятельность в 1970 году с 25 коров с продуктивностью 3500 л на корову в год и пришло к 2015 год к 310 коровам дойного стада с продуктивностью 10 900 л на корову. В фермерской династии благодаря правильной политике государства не только увеличилось поголовье и повысилась продуктивность животных, но и накопился бесценный опыт управления молочной фермой.
Какие же возможности обеспечило хозяйству Дерр государство: фермер получил кредит на 50 лет под 1% — 300 тысяч евро; государство предоставило значительную субсидию на инвестиционные издержки и гарантированно пролонгировало договор аренды земли, который заключается на 10 лет; ежегодно хозяйство получает господдержку в размере 300 евро на га; государство выкупает произведенную в хозяйстве электроэнергию по 36 центов за кВт (25 рублей); Банк предоставил хозяйству кредит на текущие цели под 3% на 20 лет; 100% молока фермер реализует через сельскохозяйственный кооператив, имеющий собственную переработку и независящий сильно от конъюнктуры рыночных цен на сырое молоко; фермер пользуется услугами профессиональных консультантов из многоуровневой системы консультирования фермеров, созданной в Германии; улучшение генетики животных осуществляется в хозяйстве за счет искусственного осеменения, которое при умелом подходе дает качественный рост.
У нас, к сожалению, не решен ни один из вышеуказанных пунктов, кроме программы грантовой поддержки, в которой могут участвовать несколько хозяйств в регионе из-за отсутствия достаточного количества средств, которые из Единой субсидии направляются на данную цель.
Кредиты недоступны для большинства участников рынка (менее 2% КФХ получают льготные кредиты и менее 10% под коммерческую ставку, господдержка минимальна и достается малому количеству хозяйств (по России 11% КФХ получают несвязанную поддержку на га и в доле средств, выделяемых на литр молока, – только 5,6% на фермеров). Землю отнимают или выставляют на торги, консультационных служб, работающих на фермера или подсобное хозяйство, – нет, искусственное осеменение не развито широко. Кооперация находится в начале пути и также испытывает проблемы с доступом к инвестиционным ресурсам и рынкам сбыта.
Понятно, что опыт приведен из страны, имеющей территорию одного российского региона, но даже на этой территории работает 300 тысяч фермеров, в то время как в России работающих КФХ, согласно данным ВСХП Росстата, — 105 тысяч, или почти в 3 раза меньше.
И тем не менее, фермеры дают рост объемов молока не благодаря, а вопреки. Они не могут похвастаться продуктивностью, однако, при минимизации инвестиционных издержек и обеспечении ухода при малом поголовье могут оставаться рентабельными. Незащищенность рынка нанесла серьезный удар по хозяйствам, сдающим молоко на молокоперерабатывающие заводы. Однако, тем подворьям и фермерам, которые имеют кооперативную переработку или розлив молока, удается получать приличную прибыль.
Выводы экспертов Всемирного банка:
— задача увеличения объемов производимого молока в стране может быть эффективно решена за счет более мелких хозяйств. С этой целью им должно быть уделено основное внимание при определении приоритетов государственной поддержки;
— меры государственной политики малых и средних ферм должны быть направлены на повышение показателей продуктивности и доходности, обеспечение доступа к рынкам сбыта и инвестициям;
— меры государственной поддержки должны заключаться в распространении инноваций и технологий, доведение их и до малых предприятий;
— важно усилить механизм интеграции производителей сельскохозяйственной продукции с цепочками создания добавочной стоимости. Через кооперацию в молочном и интеграцию в мясном скотоводстве:
— государство должно инвестировать значительные средства в общественные блага путем создания консультационнных служб в сельских районах, поддержки образовательной системы, ветеринарной деятельности и охраны здоровья животных;
— долгосрочный рост эффективности может быть достигнут за счет обучения фермеров, развития образовательных программ, а также повышения квалификации сельских работников;
— необходимо обеспечить поддержку человеческого капитала на сельских территориях. Будущее аграрной политики должно строиться на создании условий, благоприятных для жизни, и разработки мер поддержки программ обучения и профессиональной подготовки.
Анализируя выступления участников круглого стола, хочу отметить, что потенциал малого сектора может обеспечить серьезный рост производства, но: при доступности технологий, долгосрочных и краткосрочных заемных ресурсов; развитии кооперации и интеграции; доступности и значимой величине господдержки на литр, голову, га; доступности рынков сбыта, цены; при кооперации с переработкой, при условии прямых продажах, уходе от посредников в торговых магазинах и центрах.
Важное значение имеют: государственное регулирование ценообразования, защита рынков от суррогатов и некачественной продукции; обеспечение доступа к технологиям через консультационные центры на районном уровне; обеспечение обслуживания документооборота, бизнес-планов, бухгалтерии, оформление кредитов и документов на государственную поддержку – одно окно для фермера и ЛПХ на уровне района; возможность получения недорогого ветеринарного обслуживания; обеспечение доступности генетического материала по улучшению поголовья; развитие с обучением искусственному осеменению от высокопородных быков.
Предложения в резолюцию секции:
Необходимо введение механизма гарантированных минимальных цен на отдельные виды сельхозпродукции для снижения ценовых колебаний и повышения устойчивости доходов сельхозтоваропроизводителей.
Выйти с предложением в Государственную Думу РФ рассмотреть возможность:
— внесения изменений в технический регламент о безопасности молока и молочной продукции в части маркировки молочной продукции, исключив возможность переработчикам вводить в заблуждение потребителя, продавая ему под видом натурального молока различные молочные продукты, маскируя их под видом нормализованного молока и других непонятных для потребителя формулировок. Четко определить, что под маркировкой «Молоко» можно использовать только цельное молоко, отрегулировав его жирность обезжиренным молоком;
— принять государственные меры по регулированию цен и тарифов для сельскохозяйственных товаропроизводителей на ГСМ, электроэнергию и газ, чтобы их рост не превышал годового уровня инфляции. За 15 лет (с 2001 по 2016 годы) стоимость энергоносителей увеличилась в 7 раз, стоимость молока в 2,5 раза, при этом стоимость пшеницы не изменилась;
— включить крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и сельскохозяйственные потребительские животноводческие кооперативы в Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178;
— финансовая поддержка и льготное кредитование перерабатывающих предприятий должно осуществляться только при условии закупки сырья у фермеров и кооперативов в доле, производимой данным сектором в регионе, чтобы исключить использование льготных кредитов на закупку сухого молока;
— обеспечить доступность кредитных ресурсов. Снизить для малых хозяйств требования к документам на уровне ЦБ РФ, активнее использовать институт гарантий Корпорации МСП;
— выделить грантовые программы МФХ из единой субсидии и кратно увеличить объем выделяемых на эти цели средств.
Ольга БАШМАЧНИКОВА, вице-президент АККОР, председатель Аграрной партии России
Эти речи да Богу в уши!