Узбекистан имеет высокий сельскохозяйственный ресурсный потенциал и производит более 17,0 млн. тонн плодоовощной продукции в год. Из них экспортируется более 4,0 млн. тонн. Производимые в стране объемы плодоовощной продукции позволяют обеспечивать не только потребность населения республики, но и поставлять высококачественную продукцию на рынки зарубежных стран.
Благодаря неповторимым вкусовым качествам узбекской плодоовощной продукции, а также всесторонней поддержке производителей и экспортеров, её экспорт с каждым годом увеличивается как в количественном, так и в ценовом выражении, а география экспорта расширяется.
Традиционно большим спросом на внешних рынках пользуются виноград свежий и сушенный, гранат, черешня, дыни и арбузы, абрикосы и персики, сливы и яблоки, томаты, лук, капуста, а также многие другие виды плодоовощной продукции, выращиваемые на плодородной земле Узбекистана.
Рост стоимости экспорта плодоовощной продукции относительно её объема, является свидетельством высокого качества продукции, производимой в Узбекистане, а также возрастающего спроса на неё на мировом рынке.
Наряду с увеличением объемов производства плодоовощной продукции, расширились и производственные мощности по их переработке, а также экспорт плодоовощной продукции, такие как фруктовые концентраты, фруктовые и овощные пюре и пасты, маринады, замороженные и сушёные продукции.
В 2015 году в Узбекистане заготовлено 12,592 млн. тонн овощей и картофеля, 2,731 млн. тонн фруктов, 1,850 млн. тонн бахчевой продукции, 1,556 млн. тонн винограда. Эти цифры указывают на высокий экспортный потенциал страны.
Необходимо отметить и о расширении географии экспорта плодоовощной продукции. За годы независимости плоды и овощи республики поставлялись на рынки более чем 100 стран мира.
Узбекистан по объёмам экспорта плодоовощной продукции в Российскую Федерацию уверенно опережает такие традиционно крупные поставщики, как Польша, Китай, Испания, Аргентина, Марокко, ЮАР и Италия. Если ранее республика традиционно поставляла плодоовощную продукцию, в основном, в Россию и Казахстан, то в последние годы спрос на отечественную продукцию значительно вырос как на рынках Европы, так и Азии.
Только за последние 5 лет география поставок расширилась за счёт экспорта в Норвегию, Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Индонезию, Бразилию, Кипр, Македонию, США и др.
В Узбекистане при выращивании плодоовощных и бахчевых культур строго соблюдаются агротехнологические приемы, позволяющие получить продукцию по содержанию в ней нитратов, пестицидов, тяжелых металлов ниже уровня предельно допустимой концентрации.
В номенклатуре экспорта наибольший объем приходится на такие позиции, как виноград, дыня, томаты, гранат, зелень, капуста, абрикос, фасоль, персики, черешня, огурцы, фасоль, маш, сушеный виноград, грецкий орех и другие.
В целях стимулирования увеличения производства экспортной продукции и поддержки предприятий-экспортеров, создания благоприятных условий для расширения масштабов предпринимательской деятельности, активного участия субъектов малого бизнеса в наращивании экспортного потенциала страны Постановлением Президента Республики Узбекистан образовано АО «Узагроэкспорт».
Основная деятельность компании направлена на увеличение объемов и расширение ассортимента, а также географии экспорта востребованной на внешних рынках конкурентоспособной свежей и переработанной плодоовощной продукции Узбекистана.
Вместе с тем, компания проводит маркетинговые исследования конъюнктуры мировых и региональных рынков плодоовощной продукции и продвигать продукцию из Узбекистана на экспорт, а также искать новые рынки сбыта.
«Узагроэкспорт» также будет развивать материально-техническую базу входящих в ее состав предприятий и организаций с привлечением иностранных инвестиций и внедрять современную систему логистики по продвижению продукции на экспорт и организация ее предэкспортной подготовки.
В структуру АО «Узагроэкспорт» входит торгово-логистические центры, торгово-закупочные базы и холодильные хранилища по заготовке, хранению, калибровке и сортировке свежей плодоовощной продукции, торговые дома и представительства за рубежом, предприятия по производству тароупаковочной продукции для пищевых продуктов, специализированное транспортно-логистическое предприятие, а также центр системы менеджмента качества и стандартизации «Пищевая лаборатория».
В целом, с учетом имеющегося огромного потенциала плодоовощной отрасли и принимаемых мер по поддержке и развитию отрасли, в будущем Узбекистан может стать одним из крупных экспортеров высококачественной свежей и переработанной плодоовощной продукции в мире.
Напоминаем, что 12-16 июля 2016 года в Национальном выставочном комплексе «Узэкспоцентр» в городе Ташкенте состоится «I Международная плодоовощная ярмарка».
Более подробно о работе ярмарки можно ознакомиться на веб-сайте http://xmy.uz/ru/.
По материалам Дирекции Международной плодоовощной ярмарки