9 ноября 2015 года Московский экономический форум организовал уже вторую в этом году выездную секцию в Берлине, чтобы обсудить настоящее и будущее российско-германских экономических отношений. Деловые круги и миллионы граждан по-прежнему обеспокоены политической ситуацией, когда руководство стран общается на языке санкций. Все это влияет на бизнес и население России, Германии и их партнеров.
Сегодня Германия – это серьезный и проверенный временем партнер России. Страны связывают производственные, технологические, инвестиционные и социокультурные отношения. Поэтому крайне важно не утратить те достижения в сфере международного экономического сотрудничества, которые выстаивались долгие годы. Участник секции, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сформулировал основную цель российской делегации – привлечь инвестиции в РФ, рассказать, как реализовывается наша промышленная политика, элементы которой немецкие коллеги могли бы заимствовать. Правительство РФ принимает самые активные меры по созданию комфортных условий ведения бизнеса в России и улучшению инвестиционного климата. Одним из важных этапов этой работы стало принятие закона «О промышленной политике», который запустил ряд новых механизмов поддержки создания новых и модернизации имеющихся производств.
Несмотря на некоторые изменения в отношениях между отдельными странами Запада и России, все предприниматели не только заинтересованы в развитии сотрудничества, но и нацелены на него. Сопредседатель Московского экономического форума, президент Промышленного союза «Новое Содружество», председатель Федерального совета Партии Дела Константин Бабкин высказал важную мысль, что Россия и Германия играют в этом очень большую роль как лидеры крупнейших экономических объединений – Таможенного союза и еврозоны. По словам промышленника, от режима санкций ни одна из стран не получает ничего позитивного, однако представители бизнеса могут повлиять на эту ситуацию, поскольку в основе политики лежит экономика, интересы обычных людей. О поисках пути к тесному международному взаимодействию предпринимательских сообществ Константин Бабкин рассказал в эксклюзивном интервью «Регионам России».
– Константин Анатольевич, как прошла Международная секция МЭФ в Берлине? Какие темы Вы считаете наиболее значимыми, какой круг вопросов удалось обсудить?
– Мероприятие прошло интересно, участники поговорили более-менее содержательно. Вначале выступили немецкие представители, которые недоумевали, зачем нам нужно импортозамещение, развитие своего производства. Они предложили покупать все у Германии и не утруждать голову лишними затратами, аргументируя это тем, что немцы в производстве автомобилей используют запчасти, поступающие из разных стран, неважно, из Германии или откуда-то из Азии. Выходит, что России надо воспользоваться этим опытом и не думать ни о каком импортозамещении.
Затем выступили представители российских деловых кругов. Я, в частности, поддержал мысль о международной кооперации, тем более между нашими странами, но этот потенциальный экономический союз не должен основываться лишь на том, чтобы Россия со своей стороны поставляла сырье, а Германия – всю остальную готовую продукцию. Мы заинтересованы в развитии собственного производства и создании рабочих мест в нашей стране.
– В заседании секции принял участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Какие соображения высказал он?
– По словам Дениса Валентиновича, курирование производства – это наша долгосрочная стратегия, поэтому все немецкие производители приглашаются для размещения производств в России. Для этого будут созданы субсидии и поддержка экспорта. Говоря о защите рынка, министр рассказал о том, как она действует в Евросоюзе: например, невозможно поставить лекарственные препараты из России в ЕС. Поэтому он заявил, что мы тоже будем использовать элементы протекционизма в промышленной политике. Экс-министр экономики и труда ФРГ Вольфганг Клемент сказал, что стремление россиян развивать свою промышленность понятно и логично, если оно не будет противоречить интересам Германии.
В ходе диалога удалось прийти к выводу, что Россия должна иметь разумную промышленную политику, а немецкие компании должны отказаться от стратегии чистого экспорта в Россию и инвестировать в наше производство. Поэтому я думаю, что наш разговор, продуктивный и содержательный, правильно сориентировал руководителей компаний.
– Какие мысли и пожелания в ходе мероприятия были озвучены представителями российских и немецких деловых кругов? Отличаются ли их точки зрения на развитие экономики?
– По этому поводу у меня состоялась дискуссия с представителем компании CLAAS, директором завода, открытого недавно в Краснодаре, Ральфом Бендишем. Сейчас CLAAS идет на все, чтобы смягчить российское законодательство либо выторговать себе особые условия, чтобы на их комбайн, собранный в Краснодаре, распространялась правительственная субсидия. У компании «Ростсельмаш» другой подход. Мы не стремимся смягчить законодательство и тем самым облегчить условия для работы импортеров. Наоборот, мы добиваемся от правительства нормализации условий работы производителей в России. Например, мы ведем активную работу по развитию производства тракторов, которое «Ростсельмаш» начнет в России через год. Я призвал руководство компании CLAAS действовать так же – перенести производство в нашу страну и объяснить правительству, как сделать так, чтобы убедить других последовать правильному примеру. В нашей стране действует протекционистская политика, государство субсидирует отечественное производство и поддерживает научные разработки, благодаря этому создаются рабочие места и развивается экономика.
– Один из вопросов секции – как преодолеть противоречия экономики и политики. Удалось ли найти рецепт, как это сделать и вернуть экономике ведущую роль в формировании отношений России и Германии?
– Здесь, наверное, российская и немецкая стороны полностью не сошлись. Ведущий мероприятия, Руслан Семенович Гринберг, спросил, каким мы видим будущее, будут ли отменены санкции, продолжится ли конфликт на Украине. На мой взгляд, политика руководства этой страны, направленная на разрыв связей между Россией и Украиной, не выгодна ни Германии, ни в целом странам Евросоюза, ни России, ни, естественно, простым украинцам. Это вгоняет Украину в депрессию, причиняет ущерб ее экономике и российским интересам. Продажи сельхозтехники из Германии на Украину тоже упали. Но, к счастью, сегодня есть все условия, чтобы эта политика была исправлена на более современную.
Когда-то стена в Европе проходила через центр Берлина. Сейчас, через 25 лет, вновь сооружаются стены вдоль границы Украины и России, Латвия и Литва отгораживаются от Белоруссии, и кому как не немцам знать, что сооружение этих стен – это очень болезненный процесс, он не решает проблемы, он только их создает. Поэтому те, кто занимаются реальным делом, должны объяснять политикам, что нельзя отрываться от реальности, действовать, исходя из своих фантазий. Надо учитывать интересы людей. Думаю, что все-таки экономика и люди реального дела сыграют свою роль в том, чтобы политика на Украине была исправлена и жители Донбасса стали жить нормально, чтобы прекратились обстрелы, отменились санкции, введенные в отношении России. В Берлине мы сделали небольшой шажок в сторону к тому, чтобы приблизить этот момент.
– На Ваш взгляд, удалось ли с помощью проведения секции понять, какое будущее ждет российско-немецкие отношения?
– Сейчас и решается, будем ли мы вновь сооружать стены либо продолжать развивать кооперацию, постепенно строить единое экономическое и культурное пространство от Лиссабона до Владивостока. Конечно, это долгий, трудный путь, но сейчас мы как раз должны определиться, в каком направлении двигаться – друг к другу или к конфронтации. Думаю, разум возобладает, и мы все-таки придем к правильному решению.
– Спасибо, Константин Анатольевич.