Доклад Вице-президента АККОР, Председателя Аграрной партии России Башмачниковой О.В. на итоговом Форуме Общероссийского народного фронта на подведении итогов работы секции Развитие сельских территорий площадки «Территория будущего – новые пространства».

Вы здесь

Россия обладает самыми обширными сельскими территориями. Они имеют важнейшее значение для продовольственной и территориальной безопасности страны, решении демографических вопросов, сохранении традиционных ценностей и самобытной культуры.

Cело обладает мощным потенциалом - экономическим, природным, демографическим и культурным. И оно, безусловно, должно стать территорией будущего с равномерно расселенными людьми, получающими стабильные доходы, развитой экономикой и инфраструктурой. Однако, для этого нужно очень многое сделать и переломить продолжающиеся сегодня процессы депрессивного характера.

В сельской местности проживает около 38 млн. человек, что составляет более 26% населения России. Однако, по прогнозу Росстата, к началу 2020 г. численность проживающих в селах сократится до 35,5 млн. человек, к началу 2030 г. – до 32,3 млн. (или уменьшится на 15%). Доля же населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3%.

За последние 10 лет произошло увеличение количества муниципальных районов с плотностью населения менее 1 и от 1 до 5 человек на 1 кв. км., при этом, 36 % населенных пунктов имеют менее 25 человек.

Этому опасному явлению есть две базовые причины – низкий уровень жизни с неразвитостью социально инженерной инфраструктуры и отсутствие у населения, проживающего на селе, занятости, связанной с получением стабильных доходов. И еще не известно, какая причина является первичной и наиболее значимой. И если мы сможем решить эти две базовые проблемы, мы сможем остановить миграцию населения из села в город и наоборот запустить вектор переселения людей из города в село. Ведь по оценкам проведенных исследований, 27% городских жителей готовы переехать в село при предоставлении стартовой помощи на ведение бизнеса. У нас в работе форума участвует Станислав Санкеев – молодой фермер из Ульяновской области. Он приехал в село из города, получил грант и в 2015 году победил в конкурсе Лучший фермер года. Его выбор жизненного пути связан с тем, что в селе, занимаясь предпринимательством, он может более полно реализовать свой человеческий и творческий потенциал. Станислав, кстати, не только производит продукцию, он помогает жителям села собрать детей в школу, выделяет средства на ее ремонт, поддерживает ветеранов, восстанавливает памятники.

Вернемся к социально–инженерной инфраструктуре. Ситуация здесь очень сложная, об этом говорилось на общественных слушаниях в Государственной Думе ФС РФ, это подтверждают данные проект ОНФ и Российского союза молодежи - гражданский контроль на сельских территориях.

Так, в 60% населенных пунктов нет связи с сетью дорог общего пользования, а в 30% - с дорогими с твердым покрытием; газификация домов составляет 58%, обеспечение питьевой водой - 64%, отоплением – 68%; средний радиус доступности детского сада – 20 км, школы - 17, ФАП - 15, больницы – 85. 2/3 сельских населенных пунктов не имеют учреждений культуры.

Очевидно, инфраструктура не развита и существующие Государственные программы по сути обслуживают те негативные миграционные процессы, которые идут на селе. Так, в рамках Федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий к 2020 году была утверждена сумма почти в 29 млрд. рублей на все мероприятия. Сегодня, когда программа потеряла статус федеральной и вошла в подпрограмму Государственной программы развития сельского хозяйства, эта цифра согласно принятому бюджету уменьшилась на 42%, а в части мероприятий, которые реализует Министерство сельского хозяйства, объем финансирования к 2020 году снизится с 18,75 млрд. рублей до 6,3 млрд. рублей. Очевидно, государство не рассматривает село как один из приоритетов сбалансированного территориального развития страны в долгосрочной перспективе. Необходимо эту ситуацию переломить. Поэтому, обсудив на 5 круглых столах с позиции различных экспертных групп базовые или концептуальные задачи, секция «Развитие сельских территорий» выработала концептуальные предложения, проработала к ним механизмы.

Во–первых, разработать и принять Федеральный Закон «О развитии сельских территорий страны», в котором будут прописаны основы государственной политики в области развития сельских территорий, прописана обязательность единой межведомственной федеральной программы развития сельских территорий, отдельная строка в бюджете, обязательность наличия стратегии развития каждого сельского поселения и стандарты развития сельских поселений с различной плотностью граждан;

Во-вторых, разработать и принять Единую межведомственную федеральную программу развития сельских территорий (с отдельной строкой финансирования в бюджете);

В–третьих, включить в стратегию пространственного развития страны сельские территории в качестве одного из важнейших приоритетов сбалансированного территориального развития государства.

Если говорить о занятости населения. Мы имеем на селе 1,5 млн. безработных, доля населения, занятого в сельском хозяйстве, менее 7 %. Заработная плата в 2 раза ниже средней по экономике. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи в сельхозорганизациях за 10 лет количество постоянных работающих снизилось в 2,1 раза, а количество фермерских хозяйств уменьшилось на 40%. По оценкам социологов, 2/3 сельской молодежи не связывают свою жизнь с селом. Это действительно опасные показатели.

Когда мы говорим об эффективном сельском хозяйстве, нас с вами должны волновать не только новые технологии, урожаи, надои и привесы. Нас должен волновать главный вопрос – какое количество людей может получать при этом стабильный доход. Ни для кого не секрет, что с использованием современных технологий снижается количество работников. Люди, теряя работу, уезжают из села, пополняя перенаселенные города.

Наши эксперты-аграрники, обсуждая данную проблему в рамках форума ОНФ, пришли к выводу - в решении вопросов занятости на селе огромную роль играют фермеры.

Один из круглых столов на секции «Развитие сельских территорий» вел Евгений Агафонов – молодой фермер Ейского района Краснодарского края – как начинающий предприниматель он приобрел технику по гранту и стал опорным хозяйством для 47 сельских семей, каждая из которых арендует по 1 га земли и выращивает виноград.

Здесь присутствует Александр Владимирович Шипулин, ведущий круглого стола. Он ведет активную деятельность по занятости жителей хутора Восточный в Ленинградском районе Кубани. Благодаря фермерскому хозяйству создано несколько десятков рабочих мест: селяне трудятся в мукомольном, макаронном, комбикормовом цехах. Создан сельскохозяйственной потребительский кооператив, ведется поддержка подсобных хозяйств односельчан.

Приведенные примеры – это не частные случаи, а хорошо проверенное правило - фермеры играют на селе селообразующую роль. Они не только производят экологически чистую продукцию, но вводят в оборот земли, создают рабочие места, поддерживают личные подсобные хозяйства сельских граждан, вовлекают их в кооперативы. Получается так называемый симбиоз фермера и сельского жителя, ведущего личное подсобное хозяйство. Здесь и помощь в обеспечении сеном, кормами, семенами, в обработке почвы и т.д.

Участники секции считают - на уровне государства должны создаваться все условия для обеспечения занятости сельского населения через стимулирование массового развития личных подсобных хозяйств граждан, фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. В первую очередь за счет обеспечения доступа к ресурсам: к земле, кредитам, господдержке, рынкам сбыта.

В качестве конкретных механизмов к данному пункту были выдвинуты следующие предложения:

- по выделению и продлению договоров аренды на земли сельхозназначения для личных подсобных хозяйств граждан без торгов;

- развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации с выходом на кооперативный банк и, в частности, предоставление сельскохозяйственным кредитным кооперативам государственного долгосрочного беспроцентного займа;

- формирование государственного заказа на поставку продукции в государственные социальные учреждения на 50% за счет продукции малых форм хозяйствования (ЛПХ, КФХ, СПоК);

Принимая во внимание тот факт, что значительный круг вопросов решается сегодня на уровне субъекта РФ, секция внесла предложение включить в критерии оценки глав субъектов РФ показатели, характеризующие развитие сельских территорий. В частности речь идет о таких показателях как освоение земель, занятость населения и создание рабочих мест, уровень доходов селян, количество субъектов малого предпринимательства на селе, динамика численности сельского населения.

В ходе работы всеми участниками секции были поддержаны предложения по укреплению финансовой базы муниципалитетов с соответствующим внесением изменений в бюджетный кодекс, обеспечение и покрытие интернетом и мобильной связью 100% сельских поселений и многие другие.

По итогам форума ОНФ в течение недели предложения будут доработаны и дополнены, а затем направлены Президенту РФ и Правительству РФ.

Мы убеждены, объединив усилия власти, общества, науки и бизнеса, у нас есть все возможности, для того чтобы сформировать позитивное будущее нашего села, сделать российское село привлекательным и комфортным для жизни и доходной деятельности, а территория России развивалась равномерно и сбалансировано.

Не в сети
Заходил: 9 месяцев 3 недели назад
россия
: майкоп
Регистрация: 01.01.2015 - 18:09
: 71

1 селпоселениях главы должны быть фермерами. 2. Купить землю в сельском поселении необходимо после подписание документов что будущий владелец начнёт строительство домовладение чере год и закончить не более чем за три года. 3 сельская молодёжь Остаётся в селе не призывать в армию или отсрочка , без процентный кредит до 500-800 т р на закупку , строику в личном хозяйстве для птицскота И д