Вы здесь

Цифровой маркетплейс и sharing economy смогут повысить доходность аграрных территорий

Перейти к полной версии/Вернуться

На агропромышленной выставке «Золотая осень» компания Strategy Partners предложила обсудить цифровые методы развития сельских территорий

С 1 января 2020 года на смену ведомственной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий» госпрограммы развития АПК приходит новая государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». На ее реализацию предусмотрено почти 2,3 трлн рублей до 2025 года включительно — беспрецедентные инвестиции в российской истории. Перспективам и тактическим моментам ее реализации была посвящена разработанная при участии консалтинговой компанией Strategy Partners (входит в экосистему Сбербанка) деловая программа в рамках прошедшей на ВДНХ российской агропромышленной выставки «Золотая осень».

В работе круглого стола «О разработке региональных программ социально-экономического развития» приняли участие представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, органов управления АПК субъектов РФ, ПАО Сбербанк. Тон дискуссии задавал Андрей Заутер, партнер компании Strategy Partners. 

Программы социально-экономического развития могут и должны быть ключевым программным документом, определяющим вектор развития сельского хозяйства в каждом регионе. От того, насколько правильно расставлены в нем приоритеты региональной политики, определены приоритетные инвестиционные проекты и источники их финансирования, сформированы требуемые нефинансовые условия для прихода инвесторов зависит скорость развития отрасли, ее структура и вклад в ВРП.

Успешность сельского хозяйства существенно отличается в зависимости от региона. И дело тут не только в климатических условиях или возможностях региональных властей по обеспечению федерального финансирования и льготного кредитования. Конечно, эти факторы важны. Но есть и другие инструменты, которые отличают успешные в сельскохозяйственном отношении регионы от их соседей.

И все же центральной темой дискуссии стал вопрос наращивания инвестиционной активности в этой отрасли. Андрей Заутер, партнер Strategy Partners, сообщил, что важной целью госпрограммы является амбициозная задача по удвоению объема инвестиций в собственный капитал АПК и повышению доли инвестиционных вложений до 25% в валовом внутреннем продукте.

Например, в ходе дискуссии прозвучало, что развитие sharing economy (сервисная модель по снижению стоимости инвестиций и повышению доступности основных средств) открывает дорогу для успешного решения таких проблем сельского хозяйства, как недостаточная оснащенность высокопроизводительной техникой и недостаточно эффективные технологии земледелия. Обе они приводят к очень низкой производительности труда в небольших хозяйствах, в результате чего инвестиционную привлекательность имеют только крупные холдинги.

Фактически это означает, что к 2024 году в отрасль должно быть инвестировано около 822 млрд рублей, или 73% от уровня 2018 года. При этом очевидно, что рост инвестиций в сельское хозяйство не должен ограничиваться только государственными средствами. И это вполне реально. По мнению Заутера, успешный агробизнес возможен не только при условии льготного кредитования. Внедрение современных технологий, включая цифровые, содействие региональных властей в привлечении инвесторов и создании условий для реализации новых бизнес-моделей способно стать заменой простому масштабному вливанию денежных средств.

Обсуждалась и тема цифрового маркетплейса (для исключения посредников из отраслевой цепочки создания стоимости и увеличения маржи производителей в 2–3 раза). Участниками были намечены современные подходы к организации научно-исследовательской деятельности в условиях доминирования мелких производителей, обозначена инфраструктура коммерциализации для стартапов. Вместе с развитием новых технологий, роботизацией и автоматизацией предприятий на первый план выходит задача повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса, их профессиональной переориентации.

Также была определена концепция supply chain (управление цепями поставок) как возможность кооперации крупных сельскохозяйственных холдингов с малым бизнесом, включая использование технической базы для реализации сервисных моделей привлечения с/х техники. По общему мнению, все эти современные подходы являются элементами АПК 4.0.

Strategy Partners (http://strategy.ru) — один из ведущих российских стратегических консультантов, созданный в 1994 году. Оказывает консультационные услуги средним и крупным российским и международным корпорациям, инвестиционным банкам и фондам, а также государственным институтам. Специализируется на консультировании государственных организаций и ведомств, профессиональных ассоциаций, некоммерческих и негосударственных организаций по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и повышения эффективности. 
Источник: