5 июля министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев принял участие в первом заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий, проходившем под председательством Премьер-министра Дмитрия Медведева в Одинцовском районе Московской области.
Глава Минсельхоза России Александр Ткачев проинформировал о мерах по ускоренному развитию подотраслей сельского хозяйства.
- Разрешите сначала кратко доложить о ходе уборки урожая.
Своевременная подготовка и проведение посевной, а также благоприятная погода позволили приступить к уборочным работам с большим запасом прочности.
Пока мы в два раза опережаем темпы прошлого года, планируем также собрать 106 млн т зерна. Если погода будет к нам благосклонна, то цифра может вырасти от 108 до 110 млн тонн.
Это позволит нам сохранить лидерские позиции на мировом рынке по экспорту пшеницы. В этом году нам удалось превзойти рекордные показатели предыдущего сезона и направить на экспорт почти 34 млн тонн зерна, в том числе 24,6 млн тонн пшеницы.
В наших планах – увеличить производство зерна до 120 млн тонн к 2020 г.
Чтобы увеличить сбор зерна на 15 млн тонн, надо повысить урожайность на 3 центнера с гектара. Для этого нужно изменить подход по использованию минеральных удобрений. Сегодня более половины посевных площадей засевается без внесения минеральных удобрений. А это огромный потенциал роста!
Мы производим в среднем 18-20 млн тонн удобрений, а внутри страны используем лишь 15%. В среднем на один гектар вносится 33-34 кг в действующем веществе, а надо вносить минимум в 3 раза больше (то есть нужно 8-10 млн тонн и все равно будем отставать в два раза от Европы (250 кг/га в д. в.) и Белоруссии (180 кг/га в д. в.), а от Китая в четыре раза (400 кг/га в д. в.), который, кстати, покупает наши удобрения).
В Сибири вносят 7 кг/га, а надо хотя бы 25-30 кг/га. В Центральной России вносят около 60 кг/га вместо необходимых 90 кг на 1 га. Даже на Юге России должны вносить до 100 кг, а вносят всего лишь порядка 50 кг на 1 га.
Минсельхоз России планирует стимулировать применение удобрений через инструмент несвязанной поддержки в растениеводстве. Считаем несправедливым действующий порядок распределения поддержки, при котором южные регионы получают больше средств, а Сибирь – в меньшей степени. Следует в большем объеме оказывать поддержку регионам, находящимся в неблагоприятных природно-климатических условиях, и привязать поддержку к внесению удобрений. Так мы сможем в ближайшие 3 - 5 лет увеличить внесение минеральных удобрений на 1 млн тонн (в 2015 г. – 2,5 млн тонн, в перспективе в 3 раза – до 8 млн тонн), что позволит повысить плодородие почв, урожайность, а также восстановить истощенные земли.
В отношении сельхозтехники хочу обратить внимание на растущую потребность аграриев в обновлении парка техники. Я бы хотел еще раз поблагодарить Правительство за принятое решение о двукратном увеличении поддержки (до 10 млрд руб.) по сравнению с прошлым годом. Это позволит уже в этом году приобрести порядка 20 тыс. ед. сельхозтехники.
Рынок уже почувствовал, что сельхозпроизводители стали настоящим драйвером спроса на отечественную сельхозтехнику.
Если же говорить о долгосрочных перспективах на зерновом рынке Минсельхоз разработал проект Стратегии развития зернового хозяйства до 2030 года, предусматривающий увеличение производства зерна до 130 млн тонн к 2030 году, что позволит увеличить экспортный потенциал до 50 млн тонн.
Зерно - это наш базовый экспортный биржевой товар. В условиях курса Правительства на диверсификацию экономики, АПК и экспорт зерна и продовольствия в целом могут наравне с энергетикой стать становым хребтом нашей экономики. Россия может торговать не только нефтью, но и стать ведущей мировой аграрной державой.
Например, Китай – 508 млн тонн, США – 435 млн тонн, Индия – 236 млн тонн, Россия – 105 млн тонн.
Ключевыми точками роста и приоритетами развития помимо зерна также являются мясная и молочная продукция, овощи и фрукты. Здесь мы конечно пока говорим об импортозамещении, но подразумеваем создание производств с экспортным потенциалом. Мы ставим цель – производить качественные продукты питания, которые будут пользоваться спросом как в России, так и за рубежом.
Два года назад, в 2014 году, приостановив ввоз отдельных наименований продовольствия из ряда государств, мы значительно расширили возможности для наших производителей.
За счет тех инструментов поддержки, которые предусмотрело Правительство, мы создали серьезный задел для развития из сотен инвестпроектов в десятках регионах страны. Инвесторы заинтересовались тепличным овощеводством, закладкой садов и виноградников, животноводством. За этот период мы отобрали и просубсидировали порядка 500 инвестиционных проектов на 280 млрд руб. кредитных средств.
Отдельно в рамках поддержки инвестиционных проектов путем возмещения части прямых понесенных затрат в Минсельхоз поступило на рассмотрение еще 380 проектов.
По итогам 2015 года совокупный инвестиционный портфель составил около 1,5 триллионов рублей. По оценкам аналитиков, по итогам прошлого года вложения в сельское хозяйство оказались в числе лучших инвестиционных стратегий. По нашим прогнозам, до 2020 года планируемый объем инвестиций в отрасль составит еще порядка 1 трлн рублей.
Мы фиксируем рост инвестиционной активности в сфере производства овощей.
В прошлом году Минсельхозом России отобрано 25 инвестиционных проектов, направленных на создание и модернизацию тепличных комплексов. В этом году планируется построить не менее 260 га теплиц, что даст прирост производства тепличных овощей на 100 тыс. тонн. Однако эти темпы недостаточны.
Для замещения импорта необходимо увеличить производство тепличных помидоров и огурцов на 1 млн тонн к 2020 году или на 200 тыс. тонн ежегодно, что потребует строительства и модернизации в течение ближайших 5 лет не менее 2 тыс. га тепличных комплексов.
Ускоренному развитию этого направления препятствуют, в том числе высокие тарифы на электроэнергию, поскольку тепличные комплексы относятся к числу наиболее энергоемких производств.
Сейчас инвесторы за счет строительства собственной газовой генерации снижают себестоимость электроэнергии до 2 руб. за кВт/час, но это приводит к увеличению инвестиционной стоимости проектов до 30-40% и росту издержек на содержание генерации.
Наша задача - оптимизировать затраты сельхозпроизводителей на электроэнергию. Установление льготных цен на электроэнергию для сельхозпроизводителей не станет существенной нагрузкой для энергетики, поскольку мы потребляем лишь 1,5% в общем котле.
В условиях возможного укрепления торгово-экономических связей с Турцией, а это крупный поставщик овощей и фруктов на мировые рынки, такая льгота была бы существенным подспорьем для отечественных производителей.
Мы рассчитываем на существенную динамику роста по садам и виноградникам.
В прошлом году для стимулирования развития садоводства более чем в 5 раз увеличен объем субсидий на закладку и уход за садами. Выделенные средства позволили в 2015 году увеличить ставки субсидий и заложить 14 тыс. га садов, в том числе почти 10 тыс. га интенсивных.
В этом году мы уже на 20% опережаем показатели прошлого года по закладке садов. Для замещения импорта к 2020 году необходимо заложить порядка 72 тыс. га садов, это позволит через 5 лет увеличить производство фруктов на 500 тыс. тонн (с учетом длительного вступления в период товарного плодоношения – на 1,5 млн тонн к 2025 году).
Через пять-семь лет у нас в стране появится новый бренд «Русское яблоко». Пример Польши показывает, что при желании можно сделать целую индустрию по производству яблок и неплохо при этом зарабатывать на экспорте.
Пока темпы развития сдерживаются капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости: высокими затратами на закладку садов и отсутствием качественного посадочного материала.
Чтобы ускорить развитие, необходимо обеспечить приоритетное финансирование садоводства в будущем. Надо увеличить субсидии на закладку и уход за садами в 2017 году до 4 млрд руб., (Госпрограммой предусмотрено 2,1 млрд руб.), в том числе направлять средства поддержки на создание питомников по производству качественного посадочного материала.
Аналогичные меры поддержки необходимы по виноградарству. За последние 10 лет площадь виноградников выросла более чем на треть (до 85 тыс. га). С принятием в прошлом году решения Правительства РФ о признании вина сельхозпродуктом и с включением его в нашу Госпрограмму перед отраслью появилась перспектива развития.
Ежегодный объем импорта столового винограда составляет порядка 250 тыс. тонн.
Для обеспечения импортозамещения в данном направлении необходимо до 2020 года заложить 50 тыс. га новых виноградников, что даст 200 тыс. тонн винограда (через 10 лет) и позволит полностью заместить импортный виноматериал.
Сегодня Россия импортирует 17 млн декалитров виноматериалов — это треть от общего объема потребления в нашей стране. Необходимо создать условия, при которых производство винодельческой продукции из отечественного винограда будет выгоднее, чем из импортного виноматериала.
Мы готовим сейчас проект постановления о том, чтобы или, с одной стороны, увеличить пошлину, или, с другой стороны, дать сигнал инвесторам, что через 5-7 лет мы закроем полностью этот рынок завоза в Россию виноматериалов. Для инвестора это будет сигнал к тому, чтобы закладывать виноград и заниматься производством вина из отечественного материала.
Что касается ускоренного развития в животноводстве. В текущем году в производстве мяса сохраняется положительная динамика в основном за счет свиноводства и птицеводства, рост – 6,2%.
Бурное развитие мясной отрасли в последние годы создало стимулы к экспорту российской мяса птицы и свинины. За 5 месяцев текущего года экспорт мясной продукции вырос почти в 3 раза и достиг 43 тыс. тонн (за январь-май 2015 г. – 15 тыс. тонн). В связи с этим одним из приоритетных направлений нашей работы является поддержка экспорта и продвижение отечественного продовольствия на внешние рынки.
По расчетам к 2020 году производство скота и птицы на убой в живом весе вырастет на 10% и достигнет почти 15 млн тонн. Чтобы повысить конкурентоспособность и снизить себестоимость нашей животноводческой продукции целесообразно исключить животноводческие комплексы по выращиванию свиней и птицы, а также перерабатывающие предприятий из первой категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Считаю отнесение предприятий АПК к объектам I и даже II категории необоснованным и нецелесообразным в свете их действительного незначительного негативного влияния на окружающую среду и высокой социальной значимости.
О производстве молока. Несмотря на принимаемые меры по поддержке развития молочного скотоводства, ситуация остается сложной. Мы продолжаем констатировать отсутствие динамики в молочной отрасли.
Для замещения импорта отечественной молочной продукцией необходимо увеличить к 2020 году производство молока на 7 млн тонн. Это потребует выделения дополнительных средств господдержки на строительство и модернизацию 1 млн скотомест и позволит нарастить производство говядины не только за счет специализированного мясного скота, которое активно развивается в последние годы, но и молочного.
Сохранение текущих объемов финансирования мер господдержки по развитию молочного скотоводства позволит увеличить объемы производства молока только на 1 млн тонн к 2020 году. Подчеркиваю, что нам нужно 7 млн тонн.
Необходимо пересмотреть подходы к решению проблемы. В прошлом году рентабельность сельхозпроизводства в целом по отрасли превысила 20%, при этом по молоку этот показатель в 3,5 раза ниже – рентабельность всего 5% с учетом субсидий!
Важнейшим фактором повышения доходности производителей и инвестиционной привлекательности является формирование справедливых закупочных цен на сырое молоко для сельхозпроизводителей, в том числе через механизм молочных интервенций. Мы вместе с заинтересованными ведомствами работаем по этому вопросу, нужны изменения в закон. Кроме того, прорабатываем вопрос изменения субсидий на 1 кг молока. 19 июля на совещании в Тамбовской области по животноводству доложим о ходе проработки данных вопросов.
В целом по России средняя цена реализованного молока в январе-мае 2016 года составила 21-22 руб./кг. Вместе с тем в отдельных регионах с избыточным предложением сырого молока цена реализованного молока в сезон может опускаться до 15 руб./кг. Для обеспечения доходности производителей молока мы приступили к разработке дополнительных мер поддержки, направленных на повышение закупочных цен на рынке сырого молока.
Естественно, все перечисленные планы по ускоренному развитию могут быть реализованы при соблюдении ряда условий.
Во-первых, крестьянам, селянам нужен доступ к дешевым кредитам. Мы рассчитываем, что с 1 января 2017 года заработает льготный механизм кредитования сельхозпроизводителей при привлечении краткосрочных и инвестиционных кредитов по ставке не более 5% годовых.
Во-вторых, крайне важно сохранить заявленные на текущий год объемы финансирования, а это 237 млрд руб. Мы просим дополнительно 23 млрд рублей из Антикризисного плана Правительства РФ 2016 на субсидирование уже выданных краткосрочных и инвестиционных кредитов, а также на «капексы». Сокращение объемов господдержки повлечет за собой отказ инвесторов от реализации новых аграрных проектов уже в текущем году.
Финансирование отрасли на уровне 215 млрд руб. не обеспечивает принятые обязательства перед сельхозпроизводителями, осуществившими инвестиции в развитие различных подотраслей сельского хозяйства. Это не позволит достигнуть поставленных целей по ускоренному импортозамещению, более того возможно сокращение производства.
Господдержка на уровне 237 млрд руб. позволяет выполнить обязательства перед инвесторами, просубсидировать выданные краткосрочные и инвестиционные кредиты. При этом только лишь 20% от общего финансирования пойдет на реализацию новых проектов, что позволит обеспечить население основными видами продовольствия к 2025 году, то есть через 9 лет.
Мы просчитали, что для достижения озвученных мною объемов производства и замещения импорта, необходимо на поддержку отрасли средства в объеме от 30 до 50 млрд руб.
Мы предусмотрели двукратное увеличение объемов поддержки малых форм хозяйствования (до 20 млрд руб.). У нас не должно быть очереди из желающих стать фермерами. Отмечу, что поддержка фермеров дает эффект не только с точки зрения увеличения объемов производства, это еще и повышение самозанятости на селе, доходов сельского населения и качества жизни, сохранение сельских территорий.
За последние 2 года импорт продовольствия сократился на 38% (с 43,2 млрд $ в 2013 г. до 26,5 млрд $ в 2015 г.).
По нашим оценкам при условии финансирования мер господдержки не ниже заявленного уровня текущего года (это 237 млрд руб.), уже через 5 лет объемы экспорта и импорта сельхозпродукции и продовольствия сравняются (и достигнут порядка 22 млрд $).