Вы здесь

АгроЭкспедиция «Сельское хозяйство Казахстана. День 9. Прощальный ужин. Казахская юрта и семейные традиции.

Перейти к полной версии/Вернуться

► Загруженные интересной работой и овеянные традиционным казахским гостеприимством мы не замечаем, как наша АгроЭкспедиция подходит к концу. Но, как говорят, где заканчивается одно приключение, там начинается другое. Вчера у нас был выходной, а сегодня перед прощальным ужином, уже в Алматы Бауржан проводит экскурсию по традиционной казахской юрте.

► Оказывается, юрты тюркских народов незначительно отличаются друг от друга. При этом казахская юрта имеет конусообразную форму с четкой пропорцией и отличается более простой сборкой и перевозкой, а её устройство настолько отточено за сотни лет, что в ней нет ничего лишнего. Все рационально, просто и надежно. Сборкой и установкой юрты занимаются женщины и подростки. Вход в юрту сделан таким образом, что любой человек вынужден наклониться. Это связно с тем, что при вторжении врагов, нападающий потеряет из виду хозяина, который получит время взять оружие. Также низкий вход выполняет еще и ритуальные функции, когда входящие волей не волей, склоняют голову, выражая почтение хозяину.

► Вход в юрту закрывается дверью и войлоком, и препятствует проникновению холода ночью в горах, или зимой. Днем он очень быстро скатывается наверх и становится почти незаметным.
Правая часть юрты традиционно считается мужской половиной. Поэтому сразу справа у стены размещается оружие кочевника, всего их существует от семи до одиннадцати различных видов. Это позволяет, не заходя в юрту, схватить оружие и бежать к коню, отражать нападение.

► Левая сторона женская, здесь есть тумбочка для посуды, чайный столик, куда можно поставить самовар, причем настоящий, на дровах, их часто используют казахи до сих пор. Кстати, дрова для самовара колют и мужчины, и женщины, но топит самовар только женщина. Рядом всегда есть шкафы для посуды, на которых часто стоят деревянные пиалы для кумыса и шубата.

► Очень часто слева в современных юртах устанавливают печки, или даже камины, так как именно женщина является хранителем очага. Мужчинам же отводится роль воина и добытчика в семье. Поэтому быт в казахских семьях строго регламентирован. Конечно, в современных условиях некоторые городские семьи уже пренебрегают этим, но в основном традиции сильны.
Есть женские и мужские дела. К женским можно отнести готовку еды, покупку продуктов, уборку юрты/дома. Мужчина никогда не будет это делать. Если об этом кто-нибудь узнает, то авторитет неминуемо будет уронен. Причем не только семьи, но и всего рода, что является высшим позором.

► Зато обеспечение семьи финансами лежит исключительно на мужчине, это его зона ответственности и от его ума, знаний и упорства зависит все благополучие семьи. Женщины об этом знают и уважают за это мужчин. Поэтому, спрашивать, куда муж уходит и когда вернется, здесь не принято, нужно верить, что эти действия не случайны и направлены только на благо семьи.

►У казахов кошка считается грязным животным, поэтому для защиты от грызунов в каждой юрте весит шкура волка и лисы, говорят, что грызуны боятся этого запаха и не заходят внутрь. А войлок из овечьей шерсти защищает от змей и ядовитых насекомых: скорпионов и каракуртов, которые также не переносят запаха овцы, так как в природной среде они исторически являются для них угрозой.

► Часто стены юрт украшаются лентами и коврами с традиционными казахским узорами, которые отражают изгиб рогов, ведь у казахов голова барана с рогами символизирует мудрость. Также эти тканые украшения кроме эстетической функции служат ещё и дополнительной теплоизоляцией. .

► Венчает конструкцию юрты круглое отверстие, символ которого изображён на гербах некоторых тюркских народов – шанырак. Он является символом рода и фамильной ценностью, поэтому к нему относятся очень бережно. Шанырак закрывается особой частью обивки юрты – тундиком. Именно таким способом регулируется температура, что позволяет достаточно комфортно жить в юрте в любое время года.

► Пол застилается бело-серыми матами. За очагом, если он есть, располагается дастархан – невысокий стол высотой до 35 сантиметров. Сторона, противоположная к входу, называется тёр – или по-нашему трон. Это места является почетным и туда садят гостей. К гостям отношение особое, гость – он от Всевышнего, и каждый казах должен радоваться такому событию. Часто бывает, что люди просто заходили в юрту и их даже не спрашивали кто они, кормили и даже стелили постель.

► Справа во главе стола садится старейшина – самый взрослый мужчина, несмотря на социальный статус – он главный здесь. Он даже может быть пастухом в гостях у президента, но его место будет во главе. Нам кажется, это правильно, все-таки к возрасту должно быть уважение, и пусть казахи нам будут примером.

► Даже можно сказать больше, в Казахстане принято, что младший из детей живет с родителями, ухаживает за ними и заботится о них. А взамен получает всё наследство. Таким образом сразу решается два важных вопроса, которые часто вызывают споры в обществе: кому полагается наследство и кто будет ухаживать за престарелыми родителями. У казахов все просто и без лишних заморочек с нотариусами.

► После того, как по возрасту рассядутся мужчины, следом за ними садятся женщины. Так получатся, что у каждой группы свои застольные разговоры, при этом никто не запрещает обмениваться мнениями между мужчинами и женщинами. Вообще, если парням находится в одном помещении с девушкой, пока не узнают какого они рода, то являются братьями и сёстрами. Если они не родственные 7-по поколениям, то могут отправить сватов если имеют серьёзные намеренья. Если в доме нет мужчины, и женщины одни, то они не заходят в дом.
В современном социальном мире женщина может совмещать быть и работу по своей специальности, но при этом дома у неё должно быть всё готово к приходу мужа.

► Культура Казахстана нас поразила, нам хочется вернуться сюда ещё не раз, чтобы посмотреть, как будет развиваться хозяйство Бауржана и еще раз на себе испытать все гостеприимство благодарного народа.