В Чамзинском районе не выполняются договорные обязательства перед владельцами личных подворий
В Чамзинском районе произошла очередная скандальная история. И связана она с десятками людей, проживающих в сельских поселениях. Это, так сказать, с одной стороны, но есть еще другие "фигуранты", которые представляют интересы местных органов самоуправления, предприятий переработки и, наконец, районной власти. Если одни "лопухнулись" из-за своей излишней доверчивости к чиновникам разного уровня, то другие, видимо, хотят поиграть на нервах простых сельских работяг. Речь идет о том, что многие владельцы личных подворий Чамзинского района никак не могут получить деньги, заработанные на продаже молока. Эта проблема усугублена и тем, что в результате несвоевременных расчетов за реализованную с домашних ферм продукцию люди не могут вовремя погашать платежи по кредитам, взятым в рамках национального проекта "Развитие АПК".
Перед нами официальные сведения о закупке молока у населения Чамзинского района на 10 сентября текущего года. Из них видно, что к этому моменту в половине сельских поселений вообще прекращена работа по сбору молока из личных подворий граждан. В остальных территориях она ведется, мягко говоря, удовлетворительно, потому что нет никаких гарантий для выполнения прогнозных показателей. Впрочем, судите сами: в сентябре район планирует закупить у населения 134 тонны молока, а почти за декаду реально закуплено лишь 14,5 тонны. Провал очевиден каждому, кто попытается сделать простые арифметические действия.
По всей вероятности, провальные результаты признает и руководство Чамзинского района, потому что острая ситуация со сбытом молока из подворий граждан недавно обсуждалась и на рабочем совещании у главы администрации муниципального образования Геннадия Лобанова. В ходе этой встречи подтвердилось, что чамзинские молокосдатчики действительно попали в капкан. В основном, из-за Большеберезниковского маслозавода, кому владельцы подворий несколько месяцев подряд реализовывали молоко от домашних буренок. Продавали и ничего не получали взамен. Некоторые главы администраций сельских поселений Чамзинского района сообщили, что переработчики задолжали им по 200 и более тысяч рублей!
Что остается сельчанам после таких партнерских отношений? Прервать их в одностороннем порядке, то есть прекратить дальнейшие поставки молока в Большие Березники. С другой стороны, такая мера нисколько не улучшает материальное положение сельских товаропроизводителей. Наоборот, многие из них стали ощущать больше неприятностей, связанных с погашением платежей по банковским кредитам. Кредиторов, понятно, не волнует то, что заемщиков подводят потребители молока.
Надо признать, что подобного в Чамзинском районе вообще могло не случится, если бы местный молокозавод принимал бы молоко от населения района. В селах говорят, что Чамзинский завод по переработке молока отказался от "народного" сырья по причине лишних издержек в процессе его заготовок. Сегодня у завода, как считают многие, своя мощная сырьевая база, и переработчики упорно не хотят связываться с маленькими объемами молока из личных подворий. Что же получается? Полнейшая монополия и полный диктат со стороны переработчика? Захочет он – возобновит закупки молока, а может поступить совершенно иначе – просто плюнуть на проблемы простых граждан, терпеливо ухаживающих за своими коровами и иной живностью. Выходит, этому монополисту, что называется, до лампочки позиция руководства республики, которая считает принципиально важным в условиях рынка производство продукции и в подсобных хозяйствах сельских жителей?
Развитие подсобных хозяйств по чамзинскому варианту – это, по большому счету, подрыв аграрной политики на селе. Спрашивается: неужели руководители Чамзинского района не знали о неплатежеспособности Большеберезниковского маслозавода, когда администрации сельских поселений заключали договора с перерабатывающим предприятием? Чтобы обезопасить людей от рискованных действий, должностные лица района, похоже, палец о палец не ударили для этого. В конце концов, могли бы они найти компромиссное решение с руководством местного маслозавода. Впрочем, может, и не пытались его искать – так, думали, будет спокойнее. Но нет покоя среди сельских работяг. Отныне десятки владельцев подворий готовы защищать свои интересы в судебном порядке. И нет сомнения в том, что они выиграют суды по всем параметрам.
Жаль, что в день нашей командировки мы не смогли попасть на прием к главе администрации Чамзинского района Геннадию Лобанову. Столько вопросов хотелось ему задать! Должны констатировать, что из-за порушенных межбюджетных отношений за последние месяцы район может потерять несколько сот тысяч рублей дотаций. Или это вовсе не беспокоит руководство района, считая, что, например, потери от закупки молока у населения с лихвой окупятся за счет высоких урожаев зерновых культур и сахарной свеклы? Или за счет растущих объемов продукции животноводства в крепких агрофирмах?
Наверное, действительно можно будет похвастаться впредь этими показателями и в очередной раз смело подняться на сцену Республиканского дворца культуры за наградой, когда будут чествовать передовиков сельского хозяйства. Но не стыдно ли будет тогда руководителям Чамзинского района за то, что немалая часть тружеников, вкалывающих от зари до зари на своих домашних фермах, остались обманутыми, а, может быть, даже обкраденными? Хорошо, если к приближающемуся Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности вернут людям долги за проданное молоко. Но даже после этого чамзинским чиновникам, думается, нелегко будет вернуть к себе доверие со стороны простых сельских граждан.
Еще одна печальная весть. За восемь месяцев текущего года в частном секторе Чамзинского района на 188 голов сократилось поголовье крупного рогатого скота. Безусловно, среди "сокращенных" есть немало дойных коров. Если этот процесс не будет приостановлен, то вряд ли можно будет говорить о дальнейшем возрождении села. Разве нормально, что на недавно построенном в селе Большое Маресево молочном комплексе некому работать! По некоторым сведениям, рабочих сюда привозят на автобусах из других территорий. А что будет дальше? Понятно, что район не будет самодостаточен, благодаря процветанию только цементного и шиферного производств. Ведь не нами придумано: хлеб – всему голова! И молоко с мясом – тоже!