Вы здесь

Беларусь обогнала Украину в вопросе молочной экспансии

Перейти к полной версии/Вернуться

Пока Украина из года в год уменьшает производство молочной продукции, Беларусь осуществляет массированную экспансию на мировой рынок.

Несмотря на то, что в Украине молоко пока не дефицит, отрасль, тем не менее, переживает не лучшие времена. Производство молока в стране сокращается из года в год. В это же время наши братья-славяне белорусы активно выходят со своей молочной продукцией на внешние рынки.

Отечественные чиновники все же придумали, как спасти молочную отрасль. Создали новую программу развития. На бумаге значится, что производство молока в Украине до 2020 г. может увеличиться на 25%, при этом почти треть из общего объема будет экспортироваться.

Согласно программе, разработанной Министерством аграрной политики Украины, в 2020 г. производство молока в стране планируется довести до 14,5 млн. т (сегодня 11,6 млн. т), из них для экспорта — до 4 млн. т. Программой предлагаются пути для выполнения поставленных целей.
К примеру, предполагается осуществлять контроль за качеством и ценой молочной продукции.

Ориентировочный объем финансирования за счет средств госбюджета составит 48,6 млрд. грн. Расходы бюджетных средств на возвратной основе составят 24 млрд. грн. в течение 10 лет, а еще 24 млрд. грн. планируется привлечь из других источников поступлений.

Как уже неоднократно писали «i», в Украине, начиная с 1991 г., за последние 19 лет, поголовье коров во всех категориях хозяйств сократилось в 3,1 раза — с 8,4 до 2,7 млн. голов. Вследствие этого производство молока уменьшилось в 2,1 раза, с 24,5 до 11,6 млн. т, а реализация на забой крупного рогатого скота за этот период уменьшилась в 4,6 раза — с 3,2 до 0,7 млн. т.

Соседняя же Беларусь не теряла времени даром. Аналогично украинскому сельское хозяйство Беларуси после распада СССР начало демонстрировать стремительное падение объемов производства. Но в марте 1998 г. на Гродненском совещании были сформулированы основные стратегические направления совершенствования АПК: укрепление крупнотоварного производства, ориентация на техническое и технологическое переоснащение, реформирование сельхозпредприятий.

С этого момента отрасль начала постепенно восстанавливаться. Госпрограмма возрождения и развития села на 2005-2010 гг. подразумевала серьезное дотирование животноводства как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, которым правительство страны предложило налоговые льготы в обмен на участие в реализации программы.

Даже в кризис 2008-2009 гг. из бюджета было выделено 50 млрд. белорусских рублей (132,5 млн. грн.) молокоперерабатывающим предприятиям в виде субсидирования процентной ставки по кредитам. Единственным условием получения такой поддержки было выполнение предприятием целевых показателей по темпам роста объемов производства продукции и рентабельности реализованной продукции.

В начале текущего года представители Союза предприятий молочной отрасли Беларуси сообщили о намерениях увеличить объемы экспорта молочной продукции до 3,4 млн. т. Эта информация заставила производителей из других стран тяжело вздохнуть — в последние годы белорусские молочники составляют серьезную конкуренцию внутренним производителям в 45 государствах.

Немаловажную роль в экспансии белорусских молочников на мировой рынок сыграло и государственное стимулирование экспорта. Белорусы постоянно организовывают в Украине выставки, презентации, форумы, ярмарки. Было создано госпредприятие, специализирующееся на внешней торговле,— «Белресурсы». На сегодняшний день в объединение входит более 20 торговых и производственных предприятий, которые участвуют в реализации государственных программ по развитию экспорта. ГО «Белресурсы» имеет широкую товаропроводящую сеть за рубежом, состоящую в том числе и из собственных представительств в наиболее интересных (с точки зрения экспорта) странах. В 2009 г. объединение открыло такое представительство и в Украине — ООО «Белресурсы Украина». Компания представляет и продвигает в Украине продукцию лидирующих молокопереработчиков Беларуси под торговыми марками «Бабушкина крынка», «Веселые внучата», «Здравушка», «Радуга вкуса», «Энергия жизни» и др.

Таким образом, небольшая постсоветская республика за считанные годы сумела не только преодолеть серьезный кризис животноводческого комплекса (который после развала СССР пережил и украинский АПК), но и стать одним из лидирующих экспортеров молочной продукции на мировом рынке. Возможно, отечественным чиновникам имеет смысл внимательнее приглядеться к модели развития молочной промышленности в Беларуси.

Пока же соседи не только активно поставляют свою продукцию в Украину, но и задумываются о полной интеграции. Так, в намерениях строительство молокоперерабатывающего завода в Одесской области. «Сегодня мы работаем над созданием молокоперерабатывающего завода в Казахстане, и если этот проект интересует Одесскую область, тогда мы готовы сотрудничать в этом вопросе»,— заявил зампредседателя Гродненского облисполкома Александр Русанов.

Источник: