Хотя жара постепенно начинает слабеть, ее последствия для россиян будут ощущаться еще долго. Уже в ближайшее время вместо традиционной августовской дефляции страну ожидает рост цен на продовольствие. Некоторые пессимисты предсказывают подорожание продуктов в два раза. Прогнозы на будущий год также неутешительны - объемы урожая могут резко снизиться и в следующем году из-за банкротства хозяйств и нехватки семян.
По данным Росстата, в текущем году зерна было намолочено лишь ненамного меньше, чем в аналогичный период прошлого года - 26,9 миллиона тонн против 27,7 миллиона. Однако пока что выкошена лишь четверть угодий, причем в основном это менее пострадавшие от температурных рекордов озимые. Уже в ближайшее время ситуация может ухудшиться.
По первоначальному прогнозу Минсельхоза, объем урожая зерновых в стране должен был составить около 90 миллионов тонн. По мере того, как жаркая погода на европейской части России задерживалась, он последовательно снижался и теперь составляет не более 60-65 миллионов тонн. С учетом резервов (24 миллиона тонн, из них 9,5 миллиона в закромах государства) внутреннее потребление (ориентировочно около 75-80 миллионов тонн) должно быть, в принципе, удовлетворено. Однако не факт, что производители захотят выбросить все зерно на рынок.
Зерном проблемы рынка продовольствия не ограничиваются. Урожай овощей тоже едва ли будет на необходимом уровне. Кроме того, из-за нехватки кормов пострадает и животноводство. Наиболее бедные хозяйства уже готовятся забивать скот, а значит в стране возникнет еще и дефицит молока, а в перспективе, возможно - и мяса. Все это неизбежно скажется на уровне цен.
Обычно в августе на фоне урожая в России фиксируется дефляция. В этот раз все будет иначе. В первую неделю месяца Росстат обнаружил рост потребительских цен на 0,2 процента, то есть даже выше, чем в июне и июле. Основой для этого роста является увеличение стоимости именно продовольственной продукции. К примеру, гречка поднялась в цене на 7 процентов (а за две предыдущие недели она подорожала еще на 10 процентов), пшеничная мука - на 2,4 процента, сливочное масло - на 0,8 процента. Пока еще дешевеет капуста (на 2,3 процента) и остается неизменным в цене картофель, но это явление, судя по всему, временное. В прошлом году плодоовощная продукция в августе подешевела на 3,4 процента, а цены на муку, крупу и молочную продукцию практически не менялись.
Дальше будет больше: как пишет "РБК daily", уже на этой неделе стоимость продуктов питания в крупнейших торговых сетях может резко подскочить. Скажем, компания X5 начала получать уведомления от поставщиков о повышении отпускных цен с середины июля. При этом размер увеличения может составлять от 3 до 100 процентов. Другим ритейлерам также предлагают закупать продукцию по более высоким ценам, причем рост исчисляется в десятках процентов.
Сами сетевики утверждают, что намерены сдерживать цены, повышая их плавно. Исходя из текущей ситуации, им можно поверить, однако нет никакой уверенности в том, что инфляционный маховик не будет набирать обороты и им ничего не останется, как принять правила игры.
Рост цен легко объясним желанием производителей и переработчиков хорошо заработать на возможном дефиците. Их можно за это обвинять, а можно и понять: ведь из-за неурожая многие хозяйства и производства, и без того работающие на крайне низкой марже, могут просто не свести концы с концами. Возникший дефицит - чуть ли не единственный шанс для них хоть как-то компенсировать последствия засухи.
Правительство пока рассчитывает на государственные интервенции на зерновом рынке, которые должны остановить бесконтрольный рост цен. Однако бюрократический механизм крайне неповоротлив, тем более что и само правительство решило не проводить интервенции до октября, когда будет собрана большая часть урожая. К тому времени взлет цен остановить будет уже трудно.
Запрет на экспорт зерна стал мерой во многом отчаянной. Не факт, что он сможет обуздать инфляцию, так как сельхозпроизводители, лишившиеся возможности продавать зерно по хорошим ценам экспортерам, будут теперь держать его в запасе, ожидая роста цен и, соответственно, заработков.
Компенсировать возможную нехватку зерна за счет импорта тоже будет непросто. Во-первых, жара и засуха затронули этим летом не только Россию, хотя наша страна пострадала от погоды больше других. Во-вторых, потребление зерновых стабильно растет ежегодно во всем мире, а вот производство из-за климатических причуд за ним не всегда успевает. Да еще и спекулянты на биржах, предчувствуя дефицит, наверняка подсуетятся. То есть следует ожидать крайне высоких цен и на внешних рынках.
Таким образом, можно с высокой долей уверенности предсказать, что расчеты правительства относительно уровня инфляции в этом году будут сорваны. Уже сейчас рост цен достиг 5 процентов, тогда как Минэкономразвития предсказывает не более 6-7 процентов по итогам года. Судя по тому, что стоимость сельхозпродукции, составляющая значимую часть при расчетах инфляции, начинает расти с ускорением, стоит ожидать общего повышения цен еще на 3-4 процента, а то и выше.
Причем этот процесс, вероятно, растянется на многие месяцы и затронет следующий год. Если в России не удастся провести нормальную посевную озимых и обеспечить кормежку скота, то уже следующей весной мы увидим новый взлет цен на продовольствие. Тут уже не поможет и хорошая погода.
Дмитрий Мигунов