Аномальные погодные условия привели к преждевременной уборке урожая. Ожидается, что Россия получит существенно меньше зерна, чем в прошлом году.
За последние недели Минсельхоз дважды понижал прогноз, который составил в итоге 85 млн тонн. Этого достаточно, чтобы обеспечить внутреннее потребление, а с учетом существующих запасов, еще и экспортировать зерно. Проблема в другом – в условиях потери урожая сельхозпредприятиям надо возвращать старые кредиты и получать новые на будущий сезон.
Два года подряд Россия собирала высокий урожай зерна. В 2008 году был поставлен рекорд – 106 млн тонн, в прошлом – просто хороший урожай на уровне 97 млн тонн. Сопоставимый по объему результат планировалось получить и в этом году. Более того, посевные площади под зерновые и зернобобовые культуры увеличились по сравнению с минувшим годом на 0,4 млн га до 48 млн га. При этом под озимые - на 1 млн га до 18 млн га.
Однако природа внесла в планы свои коррективы. Морозная и малоснежная зима сменилась быстротечной весной, после которой ряд регионов «накрыла» жара, а вместе с ней и засуха. В то же время, например, в Ростовской области во время сборки урожая начались дожди и сильные ветра. Такой аномальной погоды не было за всю более чем вековую историю наблюдений.
На сегодняшний день чрезвычайная ситуация объявлена уже в 14 субъектах федерации и уборка урожая началась раньше срока. По последним данным, на 7 июля Россия намолотила 5,4 млн тонн зерна, что на 1 млн тонн больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Однако это объясняется только лишь преждевременным началом борьбы за урожай. А в целом по году прогнозы экспертов пессимистичны. По последним данным Минсельхоза, урожай ожидается на уровне 85 млн тонн, то есть на 12 млн тонн меньше прошлого года. При этом и наши соседи не планируют рекордов. Например, Казахстан оценивает валовой сбор зерновых в этом году в пределах 14,5-15,5 млн тонн, что меньше прошлогоднего показателя на треть.
По состоянию на 1 июля у России были самые большие в истории страны запасы – 24,1 млн тонн зерна. Таким образом, при внутреннем потреблении в 77 млн тонн, возможном урожае в 85 млн тонн и обещании экспортировать еще 20 млн тонн, на 1 июля 2011 года (на начало сезона), останется порядка 12 млн тонн. По словам президента Зернового союза Аркадия Злочевского, в этой связи ни дефицита зерна на внутреннем рынке, ни большого роста его стоимости ожидать не стоит. «У нас были годы, когда запасы опускались до 5,6 млн тонн, тогда цены росли. Сейчас стоимость тоже немного увеличивается, но это влияние улучшения экономики в сельхозпроизводстве, ведь в последний сезон ситуация была не самой благоприятной», - говорит Злочевский.
В то же время ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов отмечает, что ситуация меняется с каждым днем и далеко не в лучшую сторону. При этом эксперты дают прогноз по урожаю скромнее, чем Минсельхоз. «В ближайшее время мы будем пересматривать прогноз на 82 млн тонн, при этом реальные цифры будут варьироваться от 80 до 83 млн тонн», - говорит Суханов.
Но даже при таком уровне запасы будут высокими, а значит сельхозпроизводители в условиях потери урожая не смогут заработать и на сильном росте стоимости своего товара. И еще вопрос, как поведет себя государство, регулирующее ситуацию на рынке путем проведения зерновых интервенций. Схема их из года в год вызывает большое число нареканий. Так, в минувшем году государство начало выкупать зерно не с августа, как это планировалось, а с ноября. При этом оттягивание сроков объяснялось тем, что еще в октябре цена была в районе 4 тыс. рублей за тонну. Хотя уже в конце лета сельхозпроизводители говорили, что это ниже себестоимости.
Складывающейся ситуацией серьезно озаботила власти. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что «российское сельское хозяйство нуждается сегодня в масштабной государственной поддержке не меньше, чем банки осенью 2008 года», так как засуха для них то же самое, что финансовый кризис для банков. Правительство, со своей стороны, предлагает пролонгировать уже полученные кредиты. Кроме того министр финансов Алексей Кудрин накануне уточнил, что засушливым регионам может быть оказана помощь в виде предоставления двухпроцентных кредитов, субсидий и других мер.
Однако Олег Суханов сомневается в возможности сельхозпроизводителей получить новые кредиты, так как их просто не под что взять. Он считает более реальным вариантом пролонгацию. Несколько иного мнения придерживается Аркадий Злочевский. «Кредиты и субсидии предоставляют регионам, которые должны будут передать помощь предприятиям. Речь идет о конкретных механизмах, которые давно уже проработаны и ранее применялись, поэтому сбоев не должно быть», - считает президент Зернового союза.
В то же время нерешенной остается еще одна серьезная проблема отечественного сельского хозяйства – какую часть запасов удастся сохранить до следующего сезона. Этот вопрос обсуждается не первый год. Особенно остро он стоял во время рекордного урожая 2008 года, когда было собрано около 106 млн тонн зерна. По последним данным, ежегодные потери на хранении составляют 3-4 млн тонн. Это потери и количества и качества.
По словам Злочевского, в этом году появился стимул для модернизации и строительства новых элеваторов – им стали субсидии и льготные ставки привлекаемых на эти цели кредитов. Но пока это не столь массовое явление, а отдельные проекты, которые уже начали исправлять ситуацию по сравнению с предыдущими годами, когда в стране вообще ничего не строилось. «Сейчас разрабатывается проект развития инфраструктуры. Уже в 2011 году она должна дать полномасштабную поддержку для осуществления этих проектов. Думаю, что поток заявок и заказов серьезно возрастет», - говорит глава Зернового союза.