Три недели в селах Львовщины, потерпевшие от наводнения, комиссии оценивают потери жителей. Во время стихии вода на полях стояла в рост человека. Погныл весь урожай. В селе Ивановцы Жидачевского района живут 129 семей. В местный совет подали 61 заявление на возмещение ущерба.
У фермера 62-летнего Петра Басараба и его сыновей 42-летнего Богдана и Ивана, 39 лет, затопило 80 га земли. Петр Николаевич идет по ниве, на которой лежит пшеница. Поднимает пустые колоски.
— 41 гектар фермерского хозяйства ”Стрый” у Ивана, — рассказывает. — На 20 гектарах пропала ярая пшеница, на остальных — озимая, рапс, картофель и овощи. Старший сын обрабатывает 16 гектаров. Весь урожай тоже был под водой.
В первый раз после наводнения хозяин едет осматривать фермерские угодья ”Золотая нива” площадью 30 га. Он арендует земельные наделы людей. Ежегодно платит владельцам паев 1,5% от собранного урожая. В этом году договорились за 2%.
— У меня побило овес, пшеницу, — жалуется. — Людям буду платить со своего кармана. Но они не хотят денег. Дай им зерна, чтобы курицу прокормить, хлеба испечь. Нужно думать, где несколько тонн пшеницы достать.
11 августа к фермеру пришла комиссия. Басараб сам оценил потери. Комиссия проверяла.
— Был ревизор из контрольно-ревизионного управления, представители из налоговой и из управления сельского хозяйства. Ущерб на полях оценили с дороги. Вовнутрь не смогли залезть — до сих пор стоит вода. Говорят, за гектар заплатят не больше полторы тысячи гривен. А у меня весной пошло 2300–2400 без зарплаты. Считал только семена, минеральные удобрения и средства защиты.
Петр Басараб брал кредит — 25 тыс. грн. До нового года должен был вернуть деньги банку ”Селянский”.
— Мне возместят 130 тысяч. Нужно опять одалживать, — поднимает с земли гнилую картофелину. — Семян нет, а центнер зерна 2,5 тысяч стоит. Топливо дорогое.
Фермера волнует, как избавиться от несобранного урожая. Из-за болота не может перепахать поля.
Напротив фермерских угодий с сапой согнулся 70-летний Евстахий Ковалишин из Жидачева. Закапывает гнилой картофель. Он инвалид второй группы — одна нога на 7 см короче. Живет с 75-летней женой Ольгой, которая ходит на костылях.
— Все клубни сверху, — говорит. — Запихиваю в землю, чтобы сердце не болело. Здесь была капуста, морковь, огурчики.
Евстахий Григорьевич занес заявление на возмещение ущерба в Ольховецкий сельский совет. У него наводнение уничтожило овощи на 6 сотках. Пенсионеру возместят 300 грн. У кого меньше 30 соток, тому заплатят по 50 грн за сотку.
— Ко мне еще комиссия не приходила. Я оставил номер телефона — может, позвонят, — вздыхает.
Ковалишины вместе получают 1250 грн пенсии. Половину денег тратят на лечение и оплату коммунальных услуг.
— Будем голодать, — вытирает влажные глаза. — Весной центнер картофеля вручную высадил. На культивацию 80 гривен не было. А картофель на базаре уже по 3,50. Что зимой будет?