Всем людям надо есть. И бедным и богатым. С повышением доходов, население начинает задумываться о качестве товара. Вопросы органического земледелия и так называемых био (или органических) продуктов вызывают много споров и нареканий. Никто не отрицает, что выбор должен быть, и каждый сам вправе решать, что ему есть. Дело в другом: настолько ли полезны биопродукты и полезны ли они вообще? Действительно ли органическое земледелие экологично и может ли оно прокормить все население планеты?
Что такое биопродукты?
С июля текущего года в России появилось официальное определение органических продуктов. Ими считаются продукты, произведенные без применения химических средств защиты, стимуляторов роста, антибиотиков, гормонов и т.п. На поле в течение двух лет не должны применяться все эти вещества. Проверяется даже вода для полива. К сортам предъявляется еще одно требование - нельзя использовать ГМ растения. Правда, это определение является постановлением главного санитарного врача России, и статус закона не имеет.
Два названия таких товаров связаны с различными маркировками, принятыми в ЕС и США. В США на органические продукты ставят штамп «USDA organic food», отчего и пошло название «органические» продукты. В Германии на них пишут «Bio», поэтому некоторые предпочитают наименование «биопродукты».
Не все то полезно, что экологично
С вопросом о степени полезности органических продуктов мы обратились в ГУ НИИ Питания РАМН. Как считает руководитель лаборатории пищевой оксикологии доктор медицинских наук профессор С. Хотимченко, все товары, произведенные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, безопасны для потребления. В органических продуктах действительно содержится меньше загрязнителей, но органическая еда таит в себе одну опасность.
«В органическом земледелии растения не обрабатываются средствами защиты, поэтому существует риск, что на них могут развиваться, к примеру, плесневые грибки, а они образовывают микотоксины», - считает С. Хотимченко.
Без правильного питания и образа жизни, биопродукты не могут сделать человека здоровее.
«Человек должен съедать примерно 0,5 кг овощей и фруктов в день. Мало кто выполняет это требование. Мы потребляем большое количество животных жиров и недостаточное - растительных. Поэтому органические продукты - это не панацея», - продолжает свою мысль С. Хотимченко.
Специалист Центра по вопросам глобального продовольствия Института Хадсон (Вашингтон), бывший старший аналитик по сельскому хозяйству госдепартамента США Д. Авери утверждает, что при употреблении органических продуктов риск кишечной инфекции повышается в восемь раз. При этом он опирается на данные Центра контроля болезней и профилактики при министерстве здравоохранения США.
Среди ученых нет единого мнения по данному вопросу. Есть и такие специалисты, которые считают биопродукты полезнее обычных. Пресса пестрит сообщениями о том, что, по новым данным, органические продукты полезны для сердца, снижают риск заболевания раком и т.п. В любом случае, ко всем заявлениям стоит относиться критически, потому что есть или не есть, в конечном счете, решать вам.
Сельское хозяйство как философия.
Органическое земледелие началось с идеологии. Основоположником «нового» метода стал Альберт Говард в 1930-х годах. Говард был философом, поэтому вопросы этики и справедливости его волновали куда больше, чем экономическая целесообразность. Его дело продолжил Рудольф Штайнер, в философии которого сельское хозяйство играло очень важную роль. Первым экофермером стал британец Ив Бэлфор в 1939 году. После этого интерес к органическому земледелию перешел из области философии в аграрную науку. Японец Масанобу Фукуока, специалист по болезням растений и почвам, стал разработчиком первого метода выращивания злаковых с нулевой обработкой почвы. Затем органическое земледелие было забыто вплоть до 1962 года, когда вышла в свет книга Рейчер Красон о вреде ДДТ и других пестицидов.
Ситуация в России.
В принципе, органическое земледелие у нас существовало столетиями и без всякой идеологии: на своих участках мы часто вообще не применяем никаких средств защиты растений и удобрений, кроме органических. Бизнес из этого никто не делал, выращивали для себя - как мечтал Штайнер. Более того, многие аграрии вносят очень небольшое количество минеральных удобрений и средств защиты – просто из-за нехватки денег.
В промышленных масштабах в нашей стране органического земледелия практически нет из-за отсутствия законодательной базы. Есть отдельные фермеры, которые занимаются органическим земледелием, но при этом платят за проведение сертификации одной из европейских организацийц. Соответственно и продавать свою продукцию они вынуждены в страны ЕС, потому что у нас нет своей системы сертификации органической продукции.
Некоторые регионы проявляют активный интерес к органическому земледелию, принимая местные законы, регламентирующие его развитие. Например, Нижегородская область намерена производить органическую продукцию для местного потребления. Пока это только проект. Несколько регионов являются зонами, свободными от ГМО. Правда, никаких гарантий, что они действительно «свободны», нет.
При всей спорности пользы органического земледелия и экопродуктов, они могут принести хороший доход российским фермерам. Только в России имеются огромные площади земель, пригодных для органического земледелия. У нас производство таких товаров обойдется гораздо дешевле, чем в Европе, и продукция российских фермеров сможет составить конкуренцию заграничной.
Каких законов у нас нет?
Закон, как говориться, не дышло, но без него все же никуда. Какое-никакое определение органических продуктов у нас уже есть. Теперь необходимо создать систему сертификации и органы, контролирующие технологические процессы в этой сфере. Особенно важна маркировка органических товаров, считает секретарь альянса СНГ «За биобезопасность» В. Копейкина.
«Прежде всего, нужен закон об органическом сельском хозяйстве, - говорит В. Копейкина. - Суть его в том, что он прописывает всю процедуру сертификации экологически чистого производства и путь товара от поля до прилавка, условия выращивания, состояние почвы и т.п.».
Ни одна развитая страна мира сегодня не обходится без подобной юридической базы. В СНГ такой закон, в котором прописана вся процедура производства, уже принят Молдовой. При этом встает вопрос о том, кто будет обладать правом на проведение анализа органической продукции и выдачу сертификата. В. Копейкина подчеркивает, что в данном вопросе должна обязательно участвовать третья сторона - какая-либо независимая организация. Определению органической продукции нужно придать статус закона, чтобы у производителей и проверяющих была твердая почва под ногами.
Однако ждать скорого принятия подобных законов не приходится, поскольку среди представителей власти нет людей, желающих заняться этой проблемой, считает В. Копейкина. Несколько лет назад при Министерстве сельского хозяйства РФ был создан комитет по органическому земледелию, но он канул в лету, так и не предложив никаких мер для решения проблемы. Совет Федерации занимался этим вопросом, но видимого результата пока так и не последовало.
Даже после принятия соответствующих законов не стоит надеяться на развитие органического фермерства в России. Предстоит тяжелая и кропотливая работа по исследованию почв на наличие вредных веществ. Учитывая наши просторы и быстрое устаревание такой информации, понадобится огромное число специалистов - в том случае, если спрос на биопродукты действительно будет.
Продавцы дорогого счастья.
В Москве есть всего один специализированный магазин, продающий исключительно органические продукты. Место его расположения (один из самых элитных подмосковных поселков) само по себе определяет круг потенциальных покупателей такого товара, и он далек от среднего класса. Остальные магазины работают через Интернет, доставляя заказы на дом. Кроме этого, многие торговые сети имеют в своем ассортименте органические товары, большая часть которых поставляется из стран ЕС.
Представители крупнейших специализированных магазинов, опрошенных в ходе подготовки статьи, перечисляли все известные в этой сфере проблемы: отсутствие законодательной базы, системы сертификации, необходимых структур контроля. При этом опрошенные руководители заявили, что в случае создания необходимого правового поля, их компании как минимум серьезно рассмотрели бы возможность создания собственных ферм. По мнению респондентов, спрос на органические продукты в Москве небольшой. Само собой, на большей части территории России он вообще нулевой. В то же время потребность в подобных товарах стабильно растет среди состоятельных граждан.
В развитых странах, где биопродукты выращиваются местными производителями, стоимость этих товаров только на 10-40% выше обычных и они доступны среднему классу. По информации журнала «Choices» (Чойсис), издаваемого австралийским союзом потребителей, высокие цены часто определяются небольшими масштабами производства. В то же время, органическая продукция не может быть дешевле традиционной по причине трудоемкости производства.
В России не ведется статистика объемов продаж органических продуктов. Неизвестно и число фермеров, занимающихся органическим земледелием для продажи за границу, поэтому определить, насколько востребована населением продукция органического земледелия, крайне сложно.
Сизифов труд?
Органическое земледелие пока остается игрушкой развитых стран. Многие известные ученые скептически относятся к этой идее. Лауреат Нобелевской премии и отец Зеленой революции Норман Борлоуг считает, что органическое земледелие может прокормить максимум 4 млрд человек, и то после очень масштабного расширения пашни и разрушения экосистемы. Однако Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН (ФАО) опровергает доводы Борлоуга, доказывая, что органическое земледелие способно не только накормить все население Земли, но и повысить калорийность питания.
Исследования, организованные министерством сельского хозяйства США, Корнуэльским университетом, а также эксперименты, проводившиеся в Швейцарии, показали экономическую эффективность органического земледелия и большую устойчивость посевов к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Никто не подвергает сомнению факт безвредности для экологии органического земледелия, но при правильном и ответственном ведении традиционного сельского хозяйства ущерб тоже будет минимальным. Так что пусть биопродукты останутся для узкого круга покупателей, хотя бы в качестве разнообразия. Обычные продукты, как было отмечено выше, не менее полезны. Ешьте на здоровье!
Илья Дашковский «Крестьянские ведомости»